Пятница, 26 апреля
Меню

Отобрать нельзя оставить

  • Ольга Воронько
  • 263
Отобрать нельзя оставить
Природохранный прокурор и представитель управления финансов. Фото автора

Судебный процесс по отъему элитного дома отдыха на Жасыбае у фирмы, которую связывают с Булатом Бакауовым, очень напоминает закулисный торг, пишет Ratel.kz.

Продолжаем рассказ про уголовные и гражданские процессы в павлодарских судах, поводом для которых стали события, еще вчера для всех считавшиеся в нашем обществе нормой.

Управление финансов Павлодарской области подало иск в экономический суд, в котором просит расторгнуть договор купли – продажи и акт передачи имущества бывшей президентской резиденции в Баянаульском нацпарке. Напомним, резиденция, в которой, впрочем, президент никогда не отдыхал, а гостили его родственники, в 2018 году втихую была передана акиматом области ТОО «Асфальтобетон» в доверительное управление с правом последующего выкупа за демократичные 161 млн тенге. Акимом области в это время был Булат Бакауов, ТОО принадлежало его ближайшему соратнику Рустаму Ибрагимову.

Купив два административных здания, ТОО построило на территории дома отдыха 13 коттеджей и бассейн, и передало все это специально образованному ТОО «JASYBAI RESORT». В бывшую резиденцию зимой и летом активно повалил народ, потому что это одно из немногих мест на Жасыбае с отличным сервисом. И вдруг по происшествии более трех лет управление финансов подает иск к ТОО «Асфальтобетон» и к ТОО «JASYBAI RESORT», в котором утверждает, что продало резиденцию слишком дешево и ее надо вернуть.

Судебный процесс шел так тихо, что в экономическом суде очень удивились, когда я о нем случайно узнала и попросилась.

— Процесс же прошел, завтра, 4 мая, будет уже оглашаться решение, — сообщили мне в суде. – Все равно хотите?

Я хотела. Но на завтра позвонили из СМЭС и сказали, что заседание откладывается. На какое число откладывается, пресс-служба и сама не знала. Позвонив через неделю, я узнала, что… дело передано другому судье. Потому что пока оглашение откладывалось, рассматривавшая иск судья 10 мая ушла в отпуск. А новый судья, разумеется, начал все заново – с изучения материалов и заслушивания показаний.

Ответчики стали спрашиваться у истца то, о чем уже спрашивали, когда процесс шел первый раз.

— По этим делам срок исковой давности три года, а когда иск подается стороной сделки – полгода, — напомнили они. — Почему вы подали иск по истечении более чем тех лет?

Представитель управления финансов Ринат Киякбаев ответил, что чиновники сделали это по воле природоохранной прокуратуры, вынесшей предписание, а до этого, сказал он, в управлении и не догадывались, что продали резиденцию по заниженной цене. Мол, срок исковой давности нужно отсчитывать с того момента, как в УФО прочитали предписание прокуратуры и узнали о собственном нарушении. При этом в приложенных к иску материалах оказалось письмо управления финансов в природоохранную прокуратуру, в котором чиновники тоже удивлялись – как им идти в суд, если прошло больше трех лет. Но надзорники заставили.

Ответчики спросили у прокуратуры – почему та затеяла проверку только через три года, когда инвестор уже вложил в зону отдыха огромные средства. Представитель прокуратуры ответил, что они 24 июля прошлого года прочитали статью Ratel.kz под заголовком «Там, где отдыхали родственники Назарбаева, нынче гуляет народ», которую сочли критической, вот и пошли поверять.

У меня, конечно, благодаря нашим правоохранительными органам уже развивается мания величия, но в статье, о которой идет речь, говорилось о том, что «Павлодарская область от этой продажи однозначно выиграла», и совсем не предлагалось отобрать резиденцию назад. Так что вот не надо пожалуйста валить все на журналистов, тем более, что с момента публикации до подачи иска прошло целых восемь месяцев.

Природоохранный прокурор Павлодарской области Ерлан Салханов сообщил суду, что рыночная стоимость дома отдыха была занижена. На сколько именно – никто не выяснял. Но не учтено ограждение, пост охраны, теннисный корт, коммуникации и то, что до продажи павлодарский нефтехимический завод ежегодно проводил здесь ремонт «стоимостью не менее размера максимальной арендной платы за это имущество». С 2012 по 2018 год ремонт выполнен на общую сумму 91 миллион тенге.

Далее прокурор твердо заявил, что дом отдыха был продан в обход законодательства, потому что этот земельный участок нельзя было отчуждать, как находящийся на землях особо охраняемой природной территории.

Следующее заседание суда назначено на 2 июня. А вчера нам стало известно, что в пятницу, после своего энергичного выступления с твердой позицией в суде, природоохранный прокурор прислал управлению финансов области уведомление о том, что его предписание о необходимости расторгнуть сделку по продаже «JASYBAI RESORT» нужно считать недействительным.