Из водохранилищ Шульбинской и Бухтарминской ГЭС не дали воду для нормальных природоохранных попусков. Павлодарские власти не знают — где крестьянам брать корма, пишет Ratel.kz.
Мы к этому долго шли, и вот приплыли – пойма Иртыша деградирует, теряет ценные кормовые растения, животных и птиц, река скоро останется вовсе без рыбы. В этом году ГЭС Восточного Казахстана, принадлежащие сейчас нашему фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», фактически саботировали природоохранные попуски.
В конце апреля депутаты Мажилиса парламента РК Нуржан Ашимбетов, Жаркынбек Амантай, Николай Арсютин, Ажар Сагандыкова и Ислам Сункар послали запрос министру экологии и природных ресурсов Зульфие Сулейменовой, в котором спросили: почему не выполняется решение межведомственной комиссии о природоохранном попуске в пойму реки с 16 апреля общим объемом 4,59 км3 и продолжительностью 22 сутки?
Депутаты переживали, что идет отклонение от утвержденного графика попуска с Шульбинского водохранилища с 3000 м3/с до 2500 м3/с и с Бухтармы с 500 м3/с до 381 м3/с. А ведь даже при выполнении плана пойма была бы затоплена только на 65%.
«Отклонение от запланированных сбросов приведет к ухудшению экосистемы поймы и снижению урожайности сенокосных угодий» — предупредили министра депутаты.
Однако ни высокопоставленная чиновница, ни фонд национального благосостояния на этот запрос никак не отреагировали и ничего мажилисменам не ответили. В итоге в некоторых районах во время этой пародии на попуски Иртыш вообще не вышел из берегов.
«Сегодня Бухтарма заполнена всего на 50%, есть неприкосновенный запас государства, поэтому больше рисковать мы не можем», – сообщил на прошлой неделе замакима Павлодарской области Серик Батыргужинов. – «Мы провели облет поймы Иртыша с акимом области: очень пострадали Майский, Павлодарский район и район Аккулы, частично сельская зона Аксу. Прорабатываются различные варианты помощи крестьянам пострадавших районов. В частности, предполагается субсидирование закупки сена».
Ах, как это по-нашему: угробить свое, чтобы на бюджетные деньги покупать чужое. К слову, миллиарды на травлю комаров мы тоже вынуждены тратить из-за небывалого сокращения некоторых видов птиц, которые их ели, в пойме Иртыша. Хотя вопрос — мог ли аким Павлодарской области заставить энергетиков ВКО думать о павлодарских крестьянах, вполне закономерен.
Мы решили обсудить его с другим бывшим акимом области – Галымжаном Жакияновым, которому в свое время это удавалось. Но сначала небольшое историческое отступление.
До строительства в 60-х годах прошлого века в ВКО каскада гидроэлектростанций и соответственно водохранилищ, которые накапливают воду, чтобы при ее сбросе вырабатывать дешевую электроэнергию, Иртыш был не зарегулирован и долгие годы создавал особенную, живущую по своим законам, экосистему – плодородную пойму, заливаемую дважды в год.
Весной пойма покрывалась водой после схода снега с полей, в результате чего образовывались тысячи небольших хорошо прогреваемых озер, куда уходила нереститься рыба. Осенью, после летнего таяния ледников в горах Алтая, где река берет свое начало, пойма заливалась снова, и подросшие мальки возвращались назад в Иртыш.
Чтобы не потерять окончательно рыбное и луговое богатство после строительства каскада водохранилищ и были придуманы природоохранные попуски – ежегодно весной определенное количество воды определенное количество дней должно сбрасываться из Шульбы и Бухтармы без выработки электроэнергии.
Разумеется, энергетикам это не выгодно, но, когда восточноказахстанские ГЭС в 1997 году передавались в концессию американской энергетической компании AES, в контракте было прописано, что инвесторы обязаны достроить вторую очередь Шульбинского водохранилища, чтобы вместо 2,6 миллиарда кубометров воды там можно было накапливать 9-10 миллиардов и воды хватало и для выработки электроэнергии и для того, чтобы не допустить деградации пойменных земель и лесов.
Как рассказывал мне ныне покойный председатель ассоциации «Великий Иртыш» Жанайдар Рамазанов, специалист уровня, которого сегодня уже вряд ли найти, он неоднократно обращался в правительство и парламент, чтобы американцев заставили выполнить это условие контракта, но этого так и не было сделано. Также иностранные инверторы пытались экономить на природоохранных попусках. В начале века в пойме уже складывалась такая же ситуация, как в этом году.
«Действительно, когда наша команда работала в Павлодарской области, проблема стояла остро», — рассказывает Галымжан Жакиянов. – «С одной стороны, это вопрос выработки электроэнергии, а с другой – сельского хозяйства, ну и, самое главное, экологический вопрос. Когда полноценно затоплялись пойменные луга, воздух, влажность, климатические условия на павлодарщине были другими. Засушливость откуда появилась? Водная гладь сократилась в разы. Понимая опасность для экологии, мы договаривались с американской AES как могли, пользуясь тем, что на территории Павлодарской области у нее находилась еще одна электростанция – экибастузская ГРЭС-1 и у нас были свои отношения. Мы торговались: уступаем вам, допустим, в вопросе, связанном с земельными делами, еще там чем-то, но вы делаете попуск воды вовремя и в нужном объеме, чтобы заполнить наши луга. Конечно, это было ненормально. Вообще ненормально было то, что ГЭС в ВКО были вырваны из общего народно-хозяйственного комплекса. У инвестора какая цель? Понятно – получить прибыль, вода для них — это те же деньги, а попуски их потеря. Потом, я слышал, в 2012 или 2013 году, когда была засуха, взаимопонимания с этой компанией власти уже не находили. Ну а сейчас ситуация стала еще хуже, я думаю. Теперь ГЭС принадлежат не частной, а государственной компании, и не просто госкомпании, а холдингу, и не просто холдингу, а монопольному монстру нашей экономики, у которого вес тяжелее, чем у руководства Павлодарской области. Именно поэтому у руководства области нет рычагов влияния на этого монстра. Начнет аким воевать в публичном пространстве, потеряет кресло. Хотя, конечно, нужно было искать какие-то решения этого вопроса, если не публично, то кулуарно. Если бы думали по государственному, наверное, думали бы прежде всего об экологии, сельском хозяйстве, о местном населении. Но сегодняшней проблемой попусков, которую, конечно, нужно срочно решать, все не ограничивается. Нашу страну в вопросе с водой ждет более серьезная опасность и касается она верховий Иртыша, которые находятся в Китае».
О проблеме верховий и как ее предлагали решить еще русский царь и вождь мирового пролетариата, к которым, по мнению Галымжана Жакиянова и бывшего министра Серика Буркитбаева пришло время срочно прислушаться, читайте в следующих частях.