Глава 8. Звучание времени
В Хампи большое количество уникальных старинных построек, но мало какая из них может сравниться по степени детализированности и мастерству исполнения с Храмом тысячи Рам (Hazara Rama Temple). Этот храм очень важен для паломников, так как Рама — один из любимых богов всех индуистов. Индийцам особенно хочется поклоняться Раме и Сите в этом месте – как вы помните, именно на землях Кишкиндхи происходили события «Рамаяны». В настоящее время Храм тысячи Рам не функционирует по назначению, но индуисты, посещающие его, автоматически снимают обувь перед входом и делают поклоны внутри.
Концепция храма — передать в камне «Рамаяну», сказание о жизни Рамы. За свою тесную связь с «Рамаяной» святыню часто так и называют: «Рамаяна в камне». Буквально каждый камень здесь (вне зависимости от того, расположен ли он на стене, потолке, полу, крыльце) покрыт резьбой исключительно высокого качества. Даже, казалось бы, малозначительные изображения выполнены с очень большим профессионализмом и вниманием к деталям.
И в целом заметно, что Храм тысячи Рамы сделан более чем добротно. В нем присутствует продуманная акустика и вентиляция, внутри относительно свежо даже в сильную жару. Потоки воздуха направлены таким образом, чтобы нести прохладу находящимся внутри постройки людям.
Это святилище в Хампи отличается в первую очередь тем, что в нем установлены черные базальтовые колонны с искусной резьбой по камню. Как пишут в источниках: «строителям стоило больших усилий привезти сюда в свое время подобный материал, так как в этой местности его добыча не производилась». Базальт действительно не встречается в окрестностях Хампи, его везли за сотни километров.
А ведь базальт является одной из самых твердых пород! И для его обработки нужны инструменты даже покруче, чем для гранита.
Тем не менее, создается впечатление, что мастера не особенно напрягались, обрабатывая прочнейший базальт. Затруднений им это никаких не доставляло. Отдельные следы, сохранившиеся на колоннах, указывают на то, что инструменты, которые использовали древние мастера, резали базальт почти как пенопласт.
Качество исполнения изображений в камне просто зашкаливает. Из податливого пластилина вылепить такое не просто. А тут наитвердейшая горная порода — и филигранная техника исполнения, передающая даже движение человека!
Такая техника не терпит никаких ошибок, ведь переделать зачастую уже ничего нельзя. Поэтому аккуратная, художественно безупречная работа индийских мастеров поистине удивительна…
Есть еще не менее странные колонны из гранита, выполняющие роль декоративных элементов на фасаде некоторых храмов в Хампи. Они явно выполнены путем обработки на станке, как делают, к примеру, балясины. Но как их изготовили в древности из многотонных блоков и что за станок такой, остается загадкой. Сегодня вырезать из камня подобную колонну, может быть, и не составит невероятного труда. Но каким образом люди делали это много веков назад и какими секретами обработки камня они владели – остается тайной.
Впечатляют и круглые фигурные колонны из монолитного черного базальта, которые можно увидеть в храме Вирупакши, о котором речь уже шла (кстати, снимать на фото именно там, где находятся эти колонны, категорически запрещено, но я все же сделал несколько снимков). Даже сейчас такое выполнить крайне трудно. Ведь каждая колонна из весьма сложного в обработке базальта здесь сугубо индивидуальна и другую не повторяет. А ко всему прочему, неизвестные мастера обладали еще секретом особой полировки камня – она безупречна даже на криволинейных поверхностях!
И это еще не все про колонны. Я уже упоминал самую знаменитую и таинственную постройку Виджаянагара – храм Виттала. Этот храм, а точнее храмовый комплекс (основное здание и несколько дополнительных павильонов для музыкальных, танцевальных и поэтических собраний), несмотря на вандализм войн и следы времени, до сих пор поражает своей изысканностью и даже вычурностью.
Но более всего храм Виттала известен «музыкальными» колоннами — когда над плато Декан дует ветер, камень тут начинает звучать. Также каждая из колонн издает своеобразные звуки при ударе каким-нибудь легким предметом. Одна звучит, как бубен, другая — как барабан, следующие — как разные струнные и духовые инструменты. Впрочем, это нам известно только из описаний путешественников прошлых времен, ибо сейчас по колоннам чем-либо стучать, естественно, не разрешают, опасаясь за их сохранность.
Так вот, в интернете имеются упоминания, что — пытаясь разгадать тайну «поющих колонн» — англичане в свое время даже распилили одну из них. И на самом деле средняя часть каждой колонны, выполненной из единого куска камня, дополнительно иссечена на более мелкие колонны разных диаметров, которые представляют собой не что иное, как музыкальные трубы. Поэтому, когда по ним бьют, они издают звуки разной тональности.
Каждая колонна располагает своей звуковой амплитудой, поскольку обладает разным количеством труб, которые к тому же отличаются по диаметру. К сожалению, звучание колонн очень пострадало в результате тех разрушений, которым подвергся храм и его тонко просчитанная акустическая система. Якобы во времена Кришнадеварайи льющуюся отсюда музыку было слышно на расстоянии полутора километров. Существует даже поверье, что тот, кто однажды услышит тот же волшебный звук колонн, который некогда слышали древние, дождется исполнения своих самых потаенных желаний…
Справедливости ради нужно заметить, что несмотря на «красивость» предложенной версии (видимо, созданной на потребу не слишком вникающим в суть дела туристам), смысл она может иметь только в одном случае. А именно: если мы имеем дело с технологией «каменного литья». То есть технологией, начавшей развиваться только в начале XX века и до сих пор не достигшей столь уникальных возможностей, которыми может похвастаться Храм поющих колонн.
Но главное в другом – в храме Виттала не все колонны сохранились в целости и сохранности. Там можно найти сколотые и обломанные колонны. Их немного, но они есть. И на этих сколах нет никаких следов описанной выше «сложной внутренней структуры».
Продолжение следует…