Четверг, 25 апреля
Меню

Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 55
Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)
фото: дмитрий фефелов

Глава 5. Имперское величие

Тут все совершенно иначе,
Чем в нашей морозной Элладе,
И Путь, что тебе предназначен,
Лишь карта в небесном раскладе…

По значимости и количеству памятников ученые сравнивают Виджаянагарскую империю, занимавшую в период наибольшего могущества почти половину южной части полуострова Индостан, с древней Римской империей. В Виджаянагаре можно было «найти все, что только душе угодно», а рынки ломились от товаров в виде шелков, специй и драгоценных камней.

Политическая власть всегда ищет монументального выражения, и строительные работы в столице империи велись практически непрерывно, тем более что в материале недостатка не было. Дворцы, крепости, храмы — целые каменные ансамбли! – а также ирригационные сооружения и другие ранние постройки Виджаянагара уникальны потому, что они представляют собой один из немногих образцов средневекового индусского зодчества, еще не попавшего под влияние исламского стиля.

Но и в эпоху более поздних правителей империи наблюдался крайне интересный синтез индуистско-мусульманских стилей в архитектуре. Само величие руин Хампи свидетельствует о явном увлечении строительством практически всех правителей Виджаянагара.

Период расцвета самого города пришелся на правление Кришнадеварайи (1509–1529), отличавшегося набожностью, кротким нравом и симпатичной внешностью — его изображения до сих пор украшают жилища местных жителей. По большей части именно Кришнадеварайя обогатил город великолепными постройками — от дворцов и храмов до акведуков, подававших воду с окрестных гор.

Задолго до прихода европейцев Виджаянагарская империя вела активную торговлю с арабским Востоком. В те времена Виджаянагар обладал почти полной монополией на торговлю драгоценными камнями и жемчугом, а также индийскими пряностями и арабскими конями. Арабские купцы везли сюда чистокровных скакунов для виджаянагарской кавалерии, а увозили полные трюмы специй.

Сегодня памятники Хампи разделены на две основные категории: Королевский и Священный центр. В Королевском центре находится, к примеру, Маханавами Дибба — колоссальная платформа, которую Кришнадеварайя построил в память своих успешных завоеваний; на русский язык название можно перевести как «Дом победы». Боковые стороны трехуровневой платформы покрыты резными рельефами слонов, музыкантов и танцоров, охотников и захватывающими изображениями всех аспектов повседневной жизни того золотого века! С вершины платформы король с приближенными наблюдал за торжествами, шествиями и соревнованиями.

Почему это немаленькое сооружение историки называют просто «платформой» — видимо, подобрав максимально нейтральное слово — мне не слишком понятно. Налицо характерная усеченная пирамида наподобие тех, что находятся, например, в мексиканском Теотиуакане.

Неподалеку от огромной платформы якобы располагались общественные купальни с каменным акведуком, по которому туда подавалась вода. Опять же, как по мне – на бассейн и купальни данное сооружение не слишком похоже, скорее на какое-то сооружение техногенного характера. Для «бассейна», да еще и общественного назначения, этот резервуар слишком сложен по своей конструкции и одновременно чрезмерно глубок. Интересно, каким образом его чистили и выводили оттуда загрязненную зацветшую воду (что в жарком индийском климате, безусловно, является проблемой)?

Кстати, акведук из грубо обтесанного местного гранита пристроен тут явно намного позже. Он радикально отличается и по материалу, и по качеству своего исполнения от самого «бассейна», выполненного целиком из базальта (месторождений которого поблизости нет). Видимо, функция «бассейна» оказалась единственной, которую смогли предложить для объяснения существования затейливой конструкции. Крайне сомневаюсь, чтобы это сооружение когда-либо использовалась именно как бассейн.

Можно, между прочим, сравнить непонятный и крайне вычурный «общественный бассейн» с рядом расположенными Купальнями цариц. Там, в центре здания, есть большой и вполне себе нормальный по глубине бассейн для купания женщин из императорской семьи — наполненный ранее, по местным преданиям, душистой водой и ароматными цветами. Он окружен красивыми арочными коридорами с колоннами и имеет по периметру необычные выступающие балконы с окнами…

Поблизости находится еще одна красивейшая некультовая постройка Хампи — Лотосовый Павильон (Лотос-Махал), сооружение уже в индуистско-исламском стиле, с богатым орнаментом, оригинальными навесами и арками. Это двухэтажное строение создано для отдыха жены махараджи; рядом находились помещения гарема. Из этого комплекса женщины королевской семьи наблюдали за процессиями, спектаклями и празднованиями. Здесь наблюдается крайне интересное сочетание исламского, индуистского и джайнского архитектурных стилей (джайны составляют примерно 0,5 процентов населения Индии и известны своей активной проповедью ненасилия и непричинения вреда всему живому).

Стоит взглянуть на большой королевский слоновник со сводчатыми потолками и куполами различных форм, где могли одновременно жить больше сотни слонов. Недалеко от слоновника есть отдельный бассейн для купания этих животных.

Что же касается Священного центра Хампи, то он также изобилует архитектурными чудесами и изысками; центральным там, безусловно, является храмовый комплекс Вирупакши – о котором я уже рассказал. Однако и другие памятники Священного центра представляют отнюдь не меньший интерес, а неповторимая захватывающая красота местной природы только подчеркивает все прелести этого удивительного места.

Продолжение следует…