Среда, 24 апреля
Меню

Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 67
Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)
фото: дмитрий фефелов

Глава 4. В гостях у Шивы

Душа исполнена покоя,
Река ласкается у ног,
И ощущение такое —
Здесь окончанье всех дорог.

В свое время правители Виджаянагара украсили столицу изысканными храмами и дворцами, вызывающими восхищение путешественников между XIV и XVI веками. Даже сейчас, разоренный временем и грабителями, Хампи насчитывает более 1600 архитектурных памятников – если включать сюда, помимо храмов, также дворцы, крепости, разного рода мемориальные сооружения и святыни, колонные залы, бани, ворота и прочие сооружения.

Португальский путешественник Доминго Паэз, побывавший в городе еще до вторжения мусульман, писал в своих заметках: «По величине город не уступает Риму, дворцы гораздо больше замков Лиссабона. Все это кажется раем».

А персидский путешественник Абдул Разак, посетивший Виджаянагар в 1446 году, отметил: «Я не знаю никакого другого государства более счастливого, чем это».

Современный Хампи имеет вид средневековой деревни, окруженной храмами, в которых до сих пор осуществляются богослужения. Центром, а также крупным объектом поклонения и паломничества служит здесь огромный храмовый комплекс Вирупакши (Virupaksha Temple), возведенный в честь бога Шивы. Строительство его было завершено в IV веке, почти за тысячу лет до распада империи. Но и сегодня он сохранился практически в первоначальном виде.

Основной храм Вирупакши – это индуистское святилище и три палаты, над которыми расположена огромная зала с колоннадой. Отдельного внимания заслуживает, конечно же. восточная девятиуровневая (!) надвратная башня высотой около 50 метров, которая называется гопура, с ударением на первый слог. Вход в любой храм здесь всегда украшается такой стремящейся вверх башней, это вообще отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии.

Храм Вирупакши – очень важное место для паломников. Возведен он в честь бога Шивы, олицетворяющего космическое сознание, а Шива местному населению известен под именем Вирупакша (муж богини Пампы, как считают индусы — многообразный, трансформирующийся, постоянно меняющий форму).

Помимо архитектурных особенностей, храм Вирупакши привлекает внимание обилием и великолепием высеченных из камня композиций. Они, словно каменное кружево, покрывают тут все видимое пространство.

Кстати, есть и пикантный момент: среди скульптур довольно много изображений эротического характера, которые вполне можно воспринять как иллюстрацию древнеиндийской «Камасутры».

Застывшие в камне сценки воспевают самые чувственные стороны человеческой сущности – вожделение и плотскую любовь. Стены максимально насыщены обнаженными и полуобнажёнными персонажами в «неприличных позах». О том, что хотел сказать этими изображениями неизвестный автор, до сих пор ходят споры.

Стоит добавить, что в йогической культуре Шива и не рассматривается как бог. Он был вполне земным существом и жил где-то в Гималайском регионе. Шива стоит у самых истоков традиции йоги, и вклад, который он внес в формирование человеческого сознания, исключительно велик. Он очень подробно объяснил смысл и возможности того, что можно сделать с каждым элементом человеческого механизма. Причем это произошло не в результате какого-то длительного постепенного прогресса, а пришло из внутренней осознанности.

… С точки зрения каменного убранства в храме Вирупакши наиболее богато украшен павильон, предназначенный для особых празднований (кальяна мандапа), резные колонны которого украшены изображениями вставших на дыбы животных. Можно увидеть фигуры скачущих коней и балюстрады, опирающиеся на статуи слонов, причем все скульптурные рельефы поражают не только своей красотой, но и техническим совершенством. На потолке мандапы фрески эпохи Виджаянагара воссоздают разные образы Шивы, процессию с мудрецом Видьяраньей, десять аватар Вишну и эпизоды из «Махабхараты».

(Тем, кто устанет разглядывать эротические сцены и другие детали шедевра архитектуры, можно отвлечься на живую слониху, которая живет во втором дворе храма Вирупакши — добрячка Лакшми благословляет посетителей своим хоботом. Правда, предварительно нужно дать ей монетку).

Примечательно, что еще в начале XIX столетия (!) индийские власти, решив обеспечить в Хампи постоянный приток туристов, решили провести реконструкцию в святилище Вирупакши. Все восстановительные работы, коснувшиеся храмовой ограды, восточной и северной надвратных башен, а также потолка главного храма были проведены качественно и в рекордно короткие сроки. Уже в те времена правительство понимало, насколько важно развивать в стране инфраструктуру туризма, приносящую в казну ощутимый доход!

И еще об истории храма Вирупакши — следует отметить, что точную дату его строительства определить попросту невозможно. Многочисленные результаты исследований археологов только подтверждают: святилище на этой территории было построено задолго до возникновения Виджаянагарской империи. По найденным табличкам специалисты прослеживают историю храма Вирупакши только до VII века нашей эры. Хотя, как я уже упоминал, индуистское святилище было построено гораздо раньше.

Кто спроектировал комплекс? Когда индуизм стал главной религией на этой территории? На эти вопросы ответы пока не найдены, и многие загадки, связанные с храмом, так и остаются за завесой тайны.

Продолжение следует…