Среда, 15 января
Меню

Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 74
Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)
фото: дмитрий фефелов

Глава 3. Музей под открытым небом

Тут ходят слоны, обезьяны гуляют по крышам,
Сигналят машины, коровы бредут не спеша.
На флейте волшебной играет сиреневый Кришна,
И гопи танцуют. И очень вольготно дышать.

(«гопи» в индуистской мифологии — девушки-пастушки коров, возлюбленные Кришны)

Виджаянагар и его архитектурные памятники сильно пострадали от рук исламских завоевателей, которые рассматривали поклонение образам Бога как оскорбление и идолопоклонство и разрушали индуистские храмы и мурти (статуи или изображения определённой формы Бога или святых). Позднее немалый ущерб монументам Хампи нанесли искатели сокровищ. Но место по-прежнему сохраняет огромное архитектурное и историческое значение.

Информация о Хампи — по крайней мере то, что можно найти в интернете — часто противоречива.

В одних источниках говорится: «здесь находятся более 12 храмов, форт, руины дворцов, царских купален, природные памятники архитектуры, такие, как Скалы сестер, и памятники в честь былых побед».

Но можно встретить также информацию о том, что всего храмов в Хампи более 300. Не знаю, как на самом деле — самому посчитать возможности не было. Но склонность официальных историков называть «храмами» абсолютно все непонятные сооружения древности, в общем-то, хорошо известна. Только вот «храмы» ли это? Лично у меня в отношении некоторых построек сложилось совсем другое мнение. Но об этом позже.

Сегодня Хампи стал более-менее доступен. Хотя еще в середине XIX века, на первых фотографиях из этих мест, Хампи больше напоминает храмовый комплекс Ангкор Ват в честь бога Вишну, заброшенные руины которого едва проглядывают среди зелени в Камбодже (там в окрестностях самого комплекса, на площади в 3000 квадратных километров, обнаружено 168 храмовых построек, из которых доступ в условиях джунглей возможен примерно к половине).

В современном Хампи общий загадочный антураж «города обезьян» из сказки Киплинга частично сохранился и по сей день. Но теперь здесь многое можно визуально оценить и, что называется, пощупать своими руками. При этом, конечно же, множится количество вопросов, на которые нет вразумительного ответа.

Именно во времена британского владычества заброшенный город возбудил любопытство археологов. Уже с середины XIX века стали появляться научные работы, основанные на результатах раскопок в Хампи. Ученых город интересовал прежде всего как Виджаянагар — некогда величественная столица самой могущественной на юге и в Центральной Индии империи.

Название Хампи, вероятнее всего, происходит от «Пампа», древнего названия реки Тунгабхадра, и представляет собой англифицированный вариант слова «хампе» на языке каннада, произошедшего от «пампа». Место же на южном берегу реки, где заложен город, индусы издавна считали священным.

История Хампи, по легенде, начинается еще с царства обезьян – Кишкиндхи, чьи правители Вали и Сугрива известны из индийской мифологии. Считается, что царство обезьян располагалось именно на этом месте.

Герой священного эпоса «Рамаяна» царевич Рама (седьмое воплощение бога Вишну) путешествовал на юг к острову Ланка в сопровождении своего брата Лакшманы, чтобы вернуть похищенную демоном Раваной жену Ситу. Рама пересек большую часть индийского субконтинента, а те места, где он останавливался для отдыха или молитвы, почитаются священными. В Кишкиндхе Рама заручился поддержкой войска обезьян (ванаров) под предводительством Ханумана, который унаследовал от матери обезьянью внешность, а от отца — божественные способности к полету и быстрому передвижению, а также невероятную силу. Конечно, подобный воин очень помог Раме, Ситу спасли, а демон Равана был побежден. Впоследствии, процарствовав несколько лет, Рама решил оставить земной мир и удалиться на небеса. Хануман не захотел последовать за ним и попросил дозволения остаться среди людей «пока они чтят имя Рамы»; так он стал одним из семи бессмертных.

Сита приказала установить изображения Ханумана в различных местах, чтобы он мог слышать хвалы Раме. И до сих пор культ Ханумана очень популярен в индуизме: «божественную обезьяну» почитают как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. А обезьяны вообще считаются в Индии священными животными. В Хампи они населяют все старинные храмы, особенно много их на горе Анженадри, где находится Храм обезьян (Monkey Temple).

После того как отгремели баталии из-за судьбы прекрасной Ситы, на берегах священной реки Тунгабхадры постепенно появились аскеты, а затем и жрецы. Сегодня Хампи – не просто затерянный город, полный величественных руин, но и один из самых ярких примеров индийского архитектурного наследия, признанного во всем мире. Это один из самых больших в мире музеев под открытым небом, повествующий историю погибшей империи и бессмертных богов.

Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО Хампи признан еще в 1986 году, а несколько лет назад занял второе место в списке американской ежедневной газеты «New York Times» — который состоит из 52 туристических объектов, обязательных для посещения.

Продолжение следует…