Жители села Кенжеколь требуют реконструкции республиканской трассы и мостового перехода на Аксу. Новая дорога семь лет назад фактически уничтожила местный приток Иртыша – реку Хомутинка. Сельчане требуют проектировщиков исправить допущенные ошибки, идущие вразрез с нормами экологического кодекса, и спасти реку их детства.
Год за годом жители села Кенжеколь наблюдают в свои окна за исчезновением когда-то полноводного притока Иртыша – реки Хомутинка. Они стала гибнуть с тех пор, как в 2016 году в живописной пойме близ населенного пункта построили мостовой переход через Иртыш, открывший альтернативный транзитный путь из Павлодара в Аксу. Он сократил расстояние между городами на сорок километров и стал частью автобана «Центр-Восток». Масштабный и громкий проект разработали еще в 2010-м году. И никому из специалистов не пришло в голову проложить для Хомутинки водопропускную трубу.
Ерик Сабыр как бывший эколог видит в этом нарушение экологического законодательства, которое с годами приобретет масштабы экологического бедствия для окрестностей Кенжеколя. Уже сейчас берега когда-то чистой реки заилились, улетела птица, которая здесь прежде водилась, нет рыбы, а по ночам вместо бьющих из-под земли ключей сельчане слышат лягушачий хор.
— Они просто перекрыли доступ воды к этой речке, и она стала иссыхать, заболачиваться, зарастать камышом, — рассказывает Ерик Сабыр. — Потом от нее начал исходить гнилостный запах. Хотя до этого здесь было очень много перелетных птиц, бывало, даже лебеди прилетали. Это результат ошибки проектирования — в том же экологическом кодексе есть требование: собственник земли должен проводить мероприятия по охране земель и водных объектов от деградации, заболачивания и засушивания. Но в акимате мы получили обычную отписку: проект согласован, строительство дороги завершено, — разводит руками мужчина.
Люди писали коллективные письма на имя тогдашнего акима Павлодарской области Абылкаира Скакова, подкрепляя его четкими аргументами: места подземной подпитки Хомутинки закопаны, увеличились площади произрастания камыша, а это может привести к частым пожарам и создаст благоприятные условия для распространения гнуса. Вот выдержка из него:
«Может быть, для местного исполнительного органа это не такая важная проблема, чтобы обращать на нее внимание, но она важна для местных жителей. Последствия сделанных при проектировании и строительстве ошибок, в будущем приведут к более пагубным результатам. Люди готовы обращаться и в другие вышестоящие органы, чтобы их услышали и исправили ошибки человеческой деятельности».
Но воз и ныне там. Фарид Байзельдинов все еще надеется вернуть селу речку своего детства:
— В детстве купались здесь, вода была чистая. А сейчас речка умирает. К осени она заболачивается до такой степени, что невозможно дышать. Этот мост должен был быть на сваях, а они просто взяли и сделали насыпь, закатали асфальтом.
— Если я внука сейчас сюда приведу, мне показывать ему нечего будет. Хотя раньше я мог на удочку с ним здесь посидеть, порыбачить. А сейчас я со стороны реки окно открыть не могу, во-первых, запах, а во-вторых, лягушки, — сетует Марат Баужанов.
В территориальном отделе Ертисской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов Комитета по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РК чаяний кенжекольцев не разделяют:
— Рядом имеется озеро Щучье, речка Усолка. По данным водным объектам для беспрепятственного прохождения вод проведены мостовые сооружения. А так как Хомутинка особо стратегическим, важным водным объектом не является, водопропускная труба проектными решениями не была принята, — поясняет руководитель ведомства Алия Абылхасанова.
По ее словам, строительство мостового перехода и дороги в пойме было обусловлено исследованиями местности. А в Комитете автомобильных дорог МИИР РК на обращение сельчан ответили, что на этапе проектирования от экологов региона не поступало никаких предложений по охране реки Хомутинка, а теперь реконструировать дорогу уже нельзя:
«В рамках проекта прошедшего государственную экспертизу в 2010 году, устройство водопропускного сооружения на водоеме «Хомутинка» не предусмотрены, данные работы не производились. Учитывая межремонтные сроки строительства мостового перехода- 20 лет, на сегодняшний день реконструкция вышеуказанного моста не представляется возможной», — сообщил в письме заместитель председателя Комитета автомобильных дорог РК Жамбыл Бактияр.
По его словам, при разработке проектно-сметной документации в 2010 году специалисты опирались на заключение государственной экспертизы Комитета экологического регулирования и контроля РК, которая была согласована тогда с Иртышским департаментом экологии, Иртышской бассейновой инспекцией, Иртышским бассейновым водохозяйственным управлением, здешним учреждением по охране лесов и животного мира, а также территориальным управлением охраны окружающей среды, Комитетом лесного и охотничьего хозяйства. Никто из них о Хомутинке не обмолвился, поэтому в ПСД заложили мосты через Иртыш, озеро Щучье и реку Усолка. А водопропускное сооружение на водоеме Хомутинка — нет.
Другими словами, выходит, что исчезновение речушки – следствие недоработки местных исполнительных органов. Правозащитник Юрий Павленко убежден, что реконструировать дорогу, положив в ее основание водопропускную трубу, можно. Вопрос только в деньгах, которые на это, по мнению активиста, не хотят тратить:
— Они загубили не только Хомутинку. Они загубили и Усолку, которая подходит сейчас к мосту, она тоже заболачивается. И они загубили все кольцо, которое здесь было. Прокуратура обязана заставить власти выделить 20-30 миллионов для того, чтобы навести здесь порядок, технически провести эту трубу можно. «Они просто-напросто не хотят тратить деньги», — считает правозащитник.
Сельчане не намерены сдаваться и в ближайшее время отправятся в Астану обивать пороги чиновников.
Майя ШУАКБАЕВА