Воскресенье, 8 сентября
Меню

С облегчением, автолюбители!

  • Владислав Байков
  • 176
С облегчением, автолюбители!
Фото: polisia.kz

Как обычно, вашего кармана, но на этот раз не слишком сильным.

Тяжела и неказиста жизнь казахстанского автомобилиста. С этой слегка переиначенной шуткой студентов-журфаковцев (тяжела и неказиста жизнь студента-журналиста) и артистов с территории бывшего СССР (тяжела и неказиста жизнь советского артиста) наверняка согласятся многие жители нашей страны – те, кто не мыслит свою жизнь без автомобиля. Налоги, непомерные штрафы даже за самые незначительные, совершённые случайно нарушения ПДД (наверно, самые высокие в мире по соотношению к среднему доходу), постоянно дорожающие запчасти и бензин. Однако, как гласит ещё одна шутка, самые богатые люди – это алкоголики, курильщики и автомобилисты. Сколько ни повышай цены на алкоголь, сигареты и бензин, они всё равно будут пить, курить и ездить.

Жизнь и кошелек

Шутки шутками, но в современном мире автомобиль, как известно – не роскошь, а средство передвижения. Без собственного транспортного средства сложно угнаться за бешеным ритмом жизни, который давно уже стал таковым не только в миллионных мегаполисах, но и в сравнительно небольших провинциальных городах вроде нашего. В то же время покупательская способность большинства жителей Казахстана всё ещё невысока – не каждый может себе позволить новый автомобиль из салона, пусть и не самых престижных марок и моделей, пусть и в кредит. К тому же за последние пять лет цены на новые автомобили значительно выросли.

В таких случаях выход – приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Нашим людям не привыкать к такому положению вещей – средний возраст автомобиля в Казахстане превышает 20 лет. С середины десятых годов нынешнего века выгодно приобрести автомобиль с пробегом стало возможно, в первую очередь, в соседних странах, которые входят в Евразийский экономический союз. Законодательства этих государств более лояльны к автолюбителям, нежели казахстанские законы и правила дорожного движения, поэтому рынок автомобилей там перенасыщен. Следовательно, и цены на них ниже. Примерно с 2014 года, особенно когда курс российского рубля падал в полтора раза, вереницы казахстанцев потянулись в Россию «затовариваться».

Автомобили были тогда в числе приоритетных товаров для приобретения. Наши люди, что называется, «просекли фишку», и в дальнейшем, даже когда курс рубля восстановился до былых значений, продолжили покупать машины в РФ. Так было в любом случае дешевле. Благо, тогда уже начало действовать единое экономическое пространство и «растаможивать» автомобили, ввезённые в Казахстан из других стран ЕАЭС, было не нужно — в том случае, если они уже прошли таможенную очистку на территории тех стран.

Недолго музыка играла…

Наше правительство, видимо, слегка опешив от такой наглости народа, очень быстро «прикрыло лавочку». «Растаможку» увеличить не получилось. По Таможенному кодексу ЕАЭС она вообще не имеет права на существование внутри союза. Но когда законодателей это останавливало? Быстро придумали новые правила – ввели непомерно высокие тарифы на первичную постановку транспортного средства в РК и утилизационный сбор.

Фото: polisia.kz

В итоге дошло до того, что стоимость первичной постановки на учёт легкового автомобиля, возраст которого превышает три года, вместе с утилизационным сбором составляла в среднем полтора-два миллиона тенге. Эта сумма примерно равнялась стоимости многих подержанных автомобилей, ввезённых в Казахстан из-за рубежа. По этой причине за последние несколько лет водители автомашин с иностранными номерами (в основном, зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также Кыргызстана и Армении) неоднократно устраивали акции протеста и писали обращения президенту — даже двум.

Такие действия владельцев автомобилей с иностранными номерами возымели успех. Будем откровенны – на удивление, учитывая предыдущий опыт взаимодействия обычных граждан с властями с момента обретения Казахстаном независимости.

Дождались!

И вот на этот раз, можно сказать, свершилось чудо. 1 сентября 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев в ходе своего Послания народу Казахстана предложил легализовать на льготных условиях все машины, ввезенные в страну до этой даты. Стоит отметить, что это касается только автомобилей, которые полностью легально «растаможены» в одной из стран ЕАЭС и при этом не числятся в розыске, не имеют юридических или судебных обременений, а также сняты с учёта в стране прежней регистрации в установленном порядке (о последнем чуть позже).

Таможенную очистку при этом можно провести на месте, в РК. В дополнение ко всему этому владельцы таких автомобилей обязаны иметь на руках все необходимые регистрационные и правоустанавливающие документы (ПТС или его копия, СТС, договор купли-продажи либо генеральная доверенность).

Таким способом получится легализовать в том числе и «праворульные» транспортные средства, несмотря на то, что ввоз в РК автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления был запрещён ещё с 2008 году.

Как это работает

Легализация стартовала 23 января и закончится 1 июля 2023 года. Дата ввоза транспортного средства на территорию РК будет определяться по базам данных Пограничной службы КНБ (процесс полностью автоматизирован). В случае отсутствия сведений о ввозе транспортного средства в базе Погранслужбы срок фактического нахождения автомобиля в Республике Казахстан будет определяться по дате первого оформления страхового полиса для каждого конкретного автомобиля. Требования по возрасту и экологическому классу к транспортным средствам, попадающим под легализацию, предъявляться не будут. И ещё один радостный момент: утилизационный сбор в рамках акции отменён.

Основной платёж для автовладельцев при постановке авто на казахстанский учёт – это сбор за первичную регистрацию, он составит 200 тысяч тенге. К остальным платежам относятся пошлины за свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и госномер. За это нужно заплатить 4313 тенге и 9660 тенге соответственно. Заявление на легализацию можно подать через сайт egov.kz, через приложения банков второго уровня или лично обратиться в ЦОН.

фото: pixabay.com

Чтобы легализовать автомобиль, нужно иметь следующие документы: заявление, удостоверение личности заявителя, паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, а также документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (договор купли-продажи или генеральную доверенность).

После проверки представленных документов и транспортного средства по базам розыска, владелец должен предоставить автомобиль на пункт осмотра при СпецЦОНе для сверки номерных агрегатов. Затем оплачивает первичный сбор в размере 200 тысяч тенге, госпошлины за техпаспорт и госномер, а также, если требуется, таможенные пошлины. После утверждения регистрации сотрудниками СпецЦОНа владельцу автомобиля выдаются свидетельство о регистрации ТС и госномер казахстанского образца.

Трудности перевода

Предварительно нужно будет снять автомобиль с учёта в стране предыдущей регистрации. Что касается автомобилей с российским учётом, это можно сделать двумя способами. Первый – самый простой. Если вы купили машину в России и поддерживаете связь с предыдущим хозяином, просто попросите его/её зайти на сайт gosuslugi.ru, при необходимости зарегистрироваться там и снять автомобиль с учёта в режиме онлайн. Второй способ чуть сложнее. Нужно поехать на своём авто в любой российский город статусом не ниже райцентра (ближайший к Павлодару город такого типа – Славгород Алтайского края). С собой надо взять все документы на транспортное средство (не забудьте при пересечении границы также оформить в России новую страховку, если срок действия предыдущего российского полиса уже закончился), и снять автомобиль с учёта в отделении ГИБДД. Подробнее о снятии с учёта автомобилей, зарегистрированных в России, Кыргызстане и Армении, читайте в материале на сайте kolesa.kz.

И вот со снятием автомобилей с учёта за рубежом у наших граждан чаще всего и возникают проблемы. Погнавшись за мнимой дешевизной, многие казахстанцы пострадали от нечистых на руку российских продавцов. По факту – мошенников. Такие персонажи, воспользовавшись лазейкой в законодательстве РФ, позволяющей продавать машины иностранцам не только по договору купли-продажи, но и по генеральной доверенности, нанесли некоторым нашим соотечественникам значительный материальный ущерб. При продаже автомобиля по генеральной доверенности его не нужно снимать с учёта. То есть, покупатели, которым застилает глаза всё та же кажущаяся дешевизна, не удосуживаются проверить транспортное средство на наличие штрафов и обременений.

фото: pixabay.com

Например, павлодарец Антон Н. приобрёл в Новосибирске по генеральной доверенности автомобиль Toyota Highlander 2010 года выпуска за 450 тысяч рублей, и чувствовал себя счастливым примерно год. Теперь же, когда пришло время снимать машину с учёта в РФ, выяснилось, что на ней числятся штрафы, суммарно даже превышающие её стоимость (около 500 тысяч рублей). Без уплаты всех этих штрафов автомобиль нельзя снять с учёта в России, и, соответственно, легализовать в Казахстане.

Другой наш земляк, Сергей И., был обманут уже соотечественником. Сергей увидел объявление о продаже в Астане автомобиля Nissan Teana 2003 года выпуска в отличном состоянии. Всего за 3 миллиона тенге. Продавец уверял, что ему одобрили ипотеку, и ему срочно нужны деньги на первоначальный взнос. По прибытию в столицу Сергей убедился в том, что машина действительно оказалась в отличном состоянии, сторговал ещё 200 тысяч, и в бодром расположении духа поехал на новом приобретении домой в твёрдой уверенности, что сэкономленные 200 тысяч тенге он как раз потратит на легализацию автомобиля.

Но не тут-то было. При попытке снять авто с учёта в России выяснилось, что на него тоже наложены штрафы. Пусть и не 500 тысяч рублей, а всего лишь 70, но тоже, согласитесь, приятного мало. Теперь Сергей и вышеупомянутый Антон Н. должны будут либо ехать в Россию и там платить наложенные на их автомобили штрафы, либо надеяться на то, что они смогут легализовать свои приобретения под видом так называемого «конструктора» (автомобиля, ввезённого в РК для разбора на запчасти).

Однако даже в случае одобрения полицией такого варианта нынешние владельцы автомобилей, легализованных этим способом, не смогут в дальнейшем их перепродать (разве что по запчастям), и смогут эксплуатировать их только на территории Казахстана. Об этом будет указано в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Нам бы их проблемы…

Возможно, наши сограждане, занимающиеся ввозом «бэушных» автомобилей из-за рубежа с целью их дальнейшей перепродажи в РК (так называемые «перекупы»), возмутятся тем фактом, что решение о легализации было принято президентом совершенно неожиданно. Поставить автомобиль на первоначальный учёт в РК сейчас можно до 1 июля. Но это, как вы уже знаете, касается только транспортных средств, ввезённых в Казахстан до 1 сентября 2022 года. То есть, быстро «навариться», пригоняя машины до июля и продавая их здесь, не получится.

«Перекупам» от этого, возможно, и минус, но экономике страны это наверняка в плюс. В противном случае такие «бизнесмены» просто бы её обрушили. По крайней мере, сектор автомобильного производства и торговли новыми автомобилями точно бы рухнул.

фото: pixabay.com

В то же время тем гражданам, у которых в данный момент в собственности находится авто на иностранном учёте, и которые имеют желание и возможность приобрести совсем новый или просто более новый автомобиль, зарегистрированный в Казахстане, разрешено продать свой автомобиль с иностранной пропиской соотечественникам по договору купли-продажи. Его новый владелец также будет иметь возможность зарегистрировать транспортное средство в РК до 1 июля по льготному тарифу – главное, чтобы оно было ввезено в нашу страну до 1 сентября 2022 года.

По данным Департамента полиции Павлодарской области на данный момент от жителей нашего региона поступило порядка пять тысяч заявок на легализацию автомобилей с иностранным учётом. На сегодняшний день новые документы и номерные знаки уже получили около трёх тысяч автовладельцев. Больше всего легализованных автомобилей было ввезено в нашу область из Российской Федерации (2476). Далее следуют Армения (144), Кыргызстан (25), США и ОАЭ (по 2) и Грузия (1).

Помним о сроках!..

Тем нашим читателям, у которых в собственности имеются автомобили на иностранном учёте, мы настоятельно рекомендуем поторопиться с их легализацией. Граждане, не прошедшие эту процедуру вовремя, должны будут вывезти авто за пределы страны или использовать его в качестве донора запчастей (хоть для личного их использования, хоть для продажи).

фото: pixabay.com

Владельцы транспортных средств, не зарегистрированных в РК в установленном порядке, которые будут продолжать эксплуатировать их на дорогах общего пользования, после завершения срока легализации будут подвергнуты штрафам. Предусмотренное наказание – от 10 до 20 МРП или лишение водительского удостоверения на год. Нелегализованные транспортные средства будут изыматься и помещаться на «штрафные» стоянки. 

Причины и следствия

Подытожить всё вышесказанное можно тем, что объявленная властями Казахстана акция по легализации автомобилей на иностранном учёте – это, конечно же, хорошо. Но, считаем, президенту и правительству стоит задуматься – а почему, собственно, возникла такая ситуация, когда на дорогах страны появились сотни тысяч транспортных средств, ввезённых в РК уже сильно подержанными? Ответ прост – по причине отсутствия у большинства наших граждан возможности купить новый автомобиль. Поставленные в такие условия, жители Казахстана и дальше будут искать возможности приобрести автомобиль за рубежом и каким-нибудь полулегальным образом эксплуатировать его в нашей стране. Какой может быть выход? Различные способы субсидирования приобретения новых авто гражданами Казахстана. Такое решение поспособствовало бы омоложению автопарка страны, что, в свою очередь, улучшило бы экологическую обстановку и ситуацию с безопасностью на дорогах. Если не начать активно претворять это в жизнь, то Казахстан так и останется страной автохлама, и наши бывшие соотечественники, приезжающие в гости в родные края, так и будут продолжать смеяться над тем, на каких машинах большинство из нас тут ездит.