Синтетическая траурная флористика кислотных оттенков из года в год заполоняет кладбища, неизменно затем перекочевывая с могил в мусорные кучи. Для усопших экологическая бомба замедленного действия не представляет опасности, но может серьезно навредить живым. Люди из-за удобства, по привычке или поддаваясь заблуждению, продолжают носить токсичный пластик на погосты. В преддверии родительского дня разбираемся с актуальной проблемой.
Дешево и сердито
На Радоницу, родительский день после Пасхи, православные христиане и не религиозные люди, считающие эту историческую традицию близкой, по обычаю отправятся навестить могилки родных. На одном только старом Суворовском кладбище в Павлодаре находится около 70 тысяч могил. Да еще сколько на «новом». Помянут тех, кого уже нет в живых. Приведут в порядок захоронения близких. Многие выбросят старые, потерявшие вид, пластиковые венки и букеты. И поставят новые, зачастую купленные тут же, у кладбищенских ворот.
«Яркие, дешевые, простоят до следующего раза, зато не украдут, ухаживать и поливать не надо», — говорят те, кому синтетические букеты по душе. У кого-то нет возможности присматривать за могилами, регулярно их посещая. И если нет денег на живые срезанные букеты, то это выход, считают многие. К тому же, и те, и другие опасаются кладбищенских вандалов и воров.
В ассортименте народных ухищрений – привязывать, надламывать стебли живых цветов в букете, брызгать бутоны зеленкой и портить по-иному, чтобы сделать непривлекательными для кражи и перепродажи. О тех, кто собирает с могил не только конфеты, печенье, куличи и яйца после Пасхи, говорят уже не одно поколение. Старожилы рассказывали о жутких историях, бытовавших в Павлодаре в 20-30-е годы ХХ века. Тогда, страшась воров, покойников на старинном кладбище, — где сейчас Горсад, и потом на Пахомовском, рядом, — хоронили порой с пугающими предосторожностями. Времена были непростые. И хорошую одежду на небедных усопших перед захоронением родственники намеренно приводили в несколько негодный вид. Чтобы не вводить во грех злоумышленников.
А вот ловить… И тогда, и сейчас кладбищенские воришки почему-то особо не ловятся. Хотя в российском Барнауле осенью прошлого года все же удалось задержать такую похитительницу чужих могильных букетов. Получается так, что люди отказывают себе в возможности почтить память близких, оказать знак почтения в виде живых цветов – из-за боязни осквернения могил вандалами. Да что там цветы, спиливают и вывозят металлические оградки с могил. И здесь дело, видимо, больше в отсутствии охраны на погостах.
Коммерческий интерес и экология
Впрочем, раньше тоже ненастоящие цветы для кладбищенских венков были популярны. Но их делали из бумаги и воска. Затем прочнее и практичнее — из металла, их можно было подкрашивать. А лет 20-30 назад вполне доступны стали пластиковые цветы из Китая.
Траурное озеленение, изготовление и продажа композиции, букетов и венков из искусственных цветов – обычный бизнес, хоть и на сложную тему. Умирают люди круглый год. Но продавцы синтетических цветов отмечают сезонные всплески роста спроса на их продукцию. Например, на родительский день. Опросы показывают, что ненатуральная растительность, которую зачастую берут из-за того, что она дешевле живых цветов, очень даже прибыльная. Один такой день с массовым заездом на погосты «кормит» коммерсантов весьма ощутимо.
Приводят аргумент – «долговечность». Действительно, по сравнению со срезанными цветами, которые в могильном вазоне простоят несколько дней, и высаженными в грунт растениями, цветущими в нашем климате далеко не круглый год, искусственные ветки с бутонами кажутся износостойкими.
Что на деле? Все рано под дождем, снегом и ветрами искусственные лепестки обычно превращаются в серо-бурые лохмотья. И все по-новой. Судьба таких пластиковых соцветий – оказаться на помойке.
Другой аспект – влияние синтетических украшений на здоровье человека и экологию. Усопшим уже все равно. А вот живым – нет. Каждый год кучи токсичного мусора коммунальщики вывозят на полигоны твердых бытовых отходов.
Проверяют ли изначально эту продукцию и ее состав на безопасность? Далеко не всегда. Но при ее производстве уже наносится урон природе. К тому же пластиковые цветы и венки не подлежат переработке. А значит, будут разлагаться положенные им по составу материала сотни лет, загрязняя окружающую среду – воздух, почву, грунтовые воды. Утилизировать сжиганием их тоже не рекомендуют: при этом выделяются опасные вещества, крайне негативно влияющие на здоровье людей. В первую очередь стоит учитывать светские законы и правила, защищающие экологию и жизнь.
Традиция или пережиток прошлого?
Ратующие «за» искусственные цветы на погостах приводят в оправдание распространенный миф: якобы, в некрополь – «город мертвых» – почему-то нельзя приносить живые цветы. Так ли это?
Мода на такое заблуждение возникла не очень давно. Но по православной традиции – искусственные цветы недопустимы в Божьих домах или местах захоронений. Те, кто бывал в храмах, знает, что на праздники их украшают только живыми растениями.
Есть оговорка: ненастоящие цветы изначально, еще до эпохи пластика, покупали малоимущие люди. И тут священники поясняют, если нуждающаяся бабушка приносит на могилку синтетическую веточку и возносит молитвы за своих почивших близких – это, скорее, благо для душ усопших, нежели пышные корзины живых цветов без единого молитвенного слова поминовения.
Воцерковленные прихожане знают об этом. А у тех, кого в шутку называют «захожане» — кто вспоминает о вере только по праздникам, многие правила сформировались и закрепились в виде искаженных мифов.
Традиция формировалась и трансформировалась с учетом разных моментов. Понятно, что в древнем язычестве и в период раннего христианства были только живые цветы. Тогда был ритуал подношения покойным венков и букетов, что символизировало надежду на воскресение и вечную жизнь. С молитвой. И цветы были зримым воплощением памяти и молитвы.
Возложение венков на могилы — изначально языческая традиция, официально запрещенная Священным Синодом в России в 1889 году, пишут в СМИ. Но в СССР после революции ее возродили. Так и прижилось. Иерархи православной церкви на могилы павших воинов и сегодня возлагают венки, но, что важно, из живых цветов и обязательно в форме креста.
Однако, в целом, трактовки Священного Писания и православные традиции говорят, что для христианина физическая смерть означает приближение встречи с Господом и не требует какого-то приукрашивания. Сам Господь осуждал фарисеев за их излишнее внимание к погребальной церемонии. Значит, по церковным канонам усопший и его близкие не нуждаются ни в пышных погребальных венках, ни в букетах цветов – живых или искусственных, ни в каких-либо нецерковных обрядах.
И даже если живые цветы могут символизировать бессмертную душу и надежду на воскрешение, то бумажные и пластиковые венки никакого смысла на могиле не имеют. Правильнее в родительский день побывать в храме на литургии и специальном заупокойном богослужении — панихиде, подать записки. И уже после этого отправиться на кладбище. Представители духовенства говорят, что усопшим нужны наши молитвы и память о них. Но не пластик на могилах.
Другие конфессии
Среди мировых конфессий обычно только в христианстве, буддизме и индуизме допускают возложение цветов. В исламе и иудаизме цветы на могилах осуждают. Рассмотрим подробнее.
У христиан-католиков всеобщий день поминовения – окончание дней Всех Святых. Но каноны те же — родственники посещают могилы, приводят их в порядок, убирая высохшие живые цветы и заменяя их новыми, молятся и зажигают свечи. В Латинской Америке День мертвых посвящен памяти усопших. Он совпадает с католическими Днем всех святых и Днем всех ушедших, 1 и 2 ноября. Традиция зародилась еще во времена индейцев майя и ацтеков. По обычаю родня навещает ушедших из жизни на кладбищах, приносит им сахарные черепа, любимую еду и напитки умершего, украшают кладбища лентами и цветами.
В исламе в похоронных обрядах растения использовать нельзя – ни на церемонии прощания, на в самом процессе погребения. Обычай объясняют, в том числе, отсылкой к словам пророка Мухаммеда – не тратиться излишне на тех, кто почил — деньги нужнее живым. Богословы говорят, что обычай возложения цветов – бидгат, не установленный шариатом. С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.
На форуме имамов Казахстана был принят документ о правилах посещений мусульманских могил – для урегулирования процесса и формирования культуры посещения кладбища в стране. Упомянутые каноны разработаны на основе принципов ислама. В числе прочего там указано, что нельзя ломать деревья и вырывать траву на могиле (можно убирать сухие деревья и траву в целях наведения порядка и чистоты). Нужно обеспечить чистоту, убрать лишнее и не оставлять мусор вокруг могилы, очищать кладбище от мусора и бытовых отходов. При виде могил помолиться и вспомнить о загробной жизни.
В иудаизме не принято на могиле сажать цветы и приносить на кладбище что-то съедобное либо живое — например, цветы. В еврейской культуре они считаются признаком радости, их дарят по счастливым поводам. Есть иные, более духовные, способы почтить память покинувших нас близких. Впрочем, раввины говорят о таких случаях, когда по незнанию еврейских обычаев или сложившейся светской привычке человек принес цветы на еврейские похороны. Чтобы не обидеть, ему об ошибке не скажут. Но если он заранее захочет узнать о важных традициях – обязательно сообщат, как нужно поступить.
Мудрецы говорили, что во время похорон все евреи должны быть равны, вне зависимости от материального положения их семей. Согласно еврейскому закону, помещение прекрасных благоухающих цветов в могилу также нарушает нормы иудаизма, поскольку это расточительство милости Всевышнего. «Одна семья покроет могилу своего родственника ковром из дорогих цветов. А другая сможет принести маленький букетик. Это невольно разделяет умерших на богатых и бедных, что запрещено», — поясняют знатоки Торы. Вместо этого рекомендуют сделать пожертвование нуждающимся, синагоге или семье покойного.
В буддизме живые цветы используют для ритуалов. Их приносят в храм – дацан, проявляя скорбь ушедшему. Бутонами украшают прикроватный столик рядом с покойным, где стоят его фотография и благовония. Подношения не должны быть пышными, предпочтительнее скромное и тихое прощание. А цветочные бутоны призваны разбавить тяжесть атмосферы. Небольшую площадку перед надгробием могут украшать принесенными цветами, а могут рядом с могилой посадить садовые.
В индуизме исторически сложилась традиция кремации, а не захоронения. Но в похоронных обрядах используют гирлянды из живых цветов. Также пришедшие на похороны вручают цветы семье усопшего перед церемонией прощания. Украшают гирляндой из цветов и фотографию ушедшего члена семьи в его доме после похорон.
Сады памяти
Во многих зарубежных странах торговля искусственными цветами запрещена. В США на кладбищах памятников, как таковых, обычно нет, есть таблички с фамилиями, именами, датами. Либо есть скульптурные композиции в память о каком-либо историческом событии и периоде. Нельзя устанавливать скамьи. Но на старинных кладбищах еще сохранились пышно украшенные склепы и надгробия. И повсюду таблички: «Искусственные цветы и декорации запрещены». Как правило, на могилах маленькие букетики из живых цветов или цветы в горшках, за которыми ухаживают.
В Германии принято озеленять и украшать кладбища. За могилами тщательно следят – порядок есть порядок. Кто не может сам, прибегает к услугам садовников. Правда, удовольствие не из дешевых: услуги садовника на 25 лет могут стоит до 12 тысяч евро в год. При этом, есть информация, что ежегодно Управление кладбищ берет с родственников покойных своеобразный кладбищенский налог — от 35 до 69 евро за место на кладбище и 25 евро за хранение урны.
Между тем, Союз кладбищенских садовников Германии еще в 2017 году рекомендовал инновационный экологичный подход к оформлению могил, чтобы превратить городские кладбища в живые оазисы памяти. Проект «Покой на природе – тихая память» предполагает установку на погостах скворечников, кормушек для птиц и насекомых, вместо гравия планируют использовать многолетние растения и травы, а для оформления вместо экзотических цветов высаживать местные.
Альтернативные решения
Лепестками лотоса осыпали египетские усыпальницы. В Греции было принято украшать захоронения фиалками. В Германии на могилах погибших воинов часто можно встретить подсолнухи.
В основном, сейчас у христиан приняты композиции из гвоздик, роз, лилий и хризантем. Еще ветки хвои как символ вечного бытия. Венки круглой формы у католиков символизируют бесконечной жизни. В буддизме помимо хризантем, белых и желтых лилий, приносят лотосы. А вот алые оттенки символизируют радость, их избегают.
Атеистам, нерелигиозным людям стоит в этом вопросе придерживаться светских правил и семейных традиций. Цветы – подтверждение любви и памяти об умерших. Возможно, это те цветы, которые он любил при жизни.
Самые древние венки
Наука говорит о кладбищенских цветах языком фактов и исследований. Обычай украшать усопшего цветами или приносить их на могилу зародился на заре цивилизаций. Смерть, разложение тела, переход в царство мертвых были пугающими. Древний человек для успокоения и утешения совершая ритуалы, постепенно закрепившиеся. Он украшал ложе умершего цветами, заглушал запах тлена, бальзамируя ароматическими веществами, а погребение делал торжественным.
В гробнице фараона Тутанхамона, похороненного три тысячи лет назад в Египте, археологи обнаружили венок из василька, мандрагоры, мака и черноягодного паслена. Другой венок состоял из листьев оливы, синей водяной лилии, папируса и васильков. А в захоронении с мумией царевны Несихонсу нашли гирлянды из мака, васильков и ивы.
Несколько лет назад археологами из Глазго и Абердина в шотландском захоронении в графстве Пертшир был найден букетик цветов возрастом четыре тысячи лет. А в Израиле археологи при раскопках натуфийских захоронений в пещере Ракефет на горе Кармель недалеко от современного города Хайфа обнаружили сохранившиеся цветочные подношения, сделанные 13 тысяч лет назад. В основном, это были стебли шалфея и другие части ярких и душистых растений. Ученые говорят, это одно из самых ранних свидетельств традиции выстилания и украшения могил цветами.
Но появилась информация и о более древних могилах. В Кении обнаружили погребение ребенка Homo Sapiens. Возраст находки примерно оценивают в 78 тысяч лет! Умершее дитя нежно запеленали и уложили в специально вырытую вручную могилу на правый бок, подстелив под голову подушку. Ученые говорят, неандертальцы и кроманьонцы уже тогда украшали тела и могилы усопших вещами, которые могли пригодиться их умершему соплеменнику в загробной жизни. А еще узорами из камней – и цветами. Это был значительный скачок в развитии: ведь наших предков отличала от животных именно традиция отдавать дань уважения умершим близким. Это одно из определяющих разумность человеческое качество.