Четверг, 18 апреля
Меню

Мастер нюанса – фотограф Сергей Гришин 

  • Ирина Ковалёва
  • 299
Мастер нюанса – фотограф Сергей Гришин 
фото автора

Выставка «Фотоработы» Сергея Гришина открылась в галерее «Айна» областной библиотеки имени С. Торайгырова. Многие кадры являются уникальными, так как то, что делали мастера фотографии в конце прошлого века, повторить сегодня уже практически невозможно.

Персональная экспозиция, действующая до конца апреля, посвящена 40-летию творческой деятельности автора, фотоклубу «Орион», повлиявшему на судьбу фотографа, его учителям и единомышленникам. С 2005 года Гришин провел уже 12 фотовыставок в галерее «Айна». В очередной фотоэкспозиции представлено 60 черно-белых и цветных работ, сделанных за время участия в фотоклубе «Орион».

— Впечатляющая, роскошная выставка! Сергей – супер-внимательный мастер фотографии, очень требовательный к собственной работе и к работам других авторов, — делится впечатлениями ветеран журналистики, почетный гражданин Павлодара Тамара Карандашова. — Я думала, в чем Сергей Гришин больше мастер – в пейзаже, портрете, жанре? А вот теперь попробуйте определить! Все представленные работы очень высокого фотографического уровня. Это работы фотохудожника с хорошим эстетическим, художественным уровнем. Какой Баянаул, Иртыш, какие люди на этих кадрах! Фотоклуб «Орион» — общность творческих людей. Клуб постоянно соперничал с алматинским фотоклубом «Медео», и часто оказывался впереди и был сильнее. Больше полувека прошло, а дух «Ориона» живет по-прежнему. И Сергей Гришин предан ему, он до сих пор несет «Орион» в себе. Павлодар по-прежнему живет этим высоким искусством.

Сергей Гришин родился в 1963 году в Павлодаре. Фотограф, участник павлодарского фотоклуба «Орион» с 1983 года, член Союза фотохудожников России. Автор и составитель фотокниг, некоторые из них имеются в фонде областной библиотеки, участник многочисленных городских, республиканских и международных фотовыставок.

«Орионовца» Сергея Гришина называют мастером нюанса, вдумчивым и тонко чувствующим кадр фотографом. Сам Гришин не раз говорил о том, что корневой системой павлодарской фотографии считает наследие Багаева и фотоклуб «Орион». Отмечает, что даже в обязательных темах, необходимых в свое время для освещения по заданию облсофпрофа, был свой спектр взглядов, принципов, эмоций авторов.

— В этом году исполнилось 40 лет, как я стал участником фотоклуба «Орион», — рассказывает Сергей Гришин. — Для меня и для Павлодара «Орион» — это все, что касается понятия «авторская фотография». В нашем городе был замечательный фотограф-краевед Дмитрий Багаев с его бесценными работами. Но он занимался немного другой фотографией. А настоящая авторская фотография началась с первого заседания общества фотолюбителей. В этом клубе я познакомился с огромным количеством людей, которые были цветом Павлодара. Наиболее глубокое и значимое влияние на меня оказали Артур Меттус и Едыге Ниязов. Им я посвятил часть своей работы. В 2015 году выпустил книгу избранных работ Ниязова к его юбилею. В 2016 году – книгу с избранными фотографиями Меттуса. В 2012 году семь авторов-«орионовцев» принимали участие в знаковой выставке «Серебряная фотография». Это действительно были фотографии, напечатанные на бромсодержащей серебряной бумаге. По итогам выставки мы выпусти книгу. Сейчас из ее авторов остались я и Борис Краснянский, которому в январе исполнилось 90 лет… Время идет, и нужно торопиться делать знаковые, запоминающиеся вещи. Поэтому я решил вспомнить, какую роль сыграл в моей судьбе фотоклуб «Орион» и сделать ретроспективную экспозицию. Какие-то работы уже были ранее на выставках. Но мне не стыдно и сейчас их показать.

Новые работы – цикл видов Баянаула из полусотни снимков – экспонировались на экране во время вернисажа. Также были показаны черно-белые фотографии из книги Гришина «100 оттенков серого».

— Радует, что галерея «Айна» постоянно дает выразить себя авторам разного уровня – и новичкам, и мастерам, — говорит член фотоклуба «Орион» Александр Крашенников. — Работы Сергея Гришина представлены и во времени, и в жанрах, и в путешествиях с камерой. Плюс особая эмоциональность – действительно, дух захватывает! Мы знакомы еще с фотоклуба «Орион». Те вещи, которые мы делали в 80-х годах, сейчас уже невозможны. Работы Сергея Гришина отличает безукоризненное качество, композиция, интересный отбор сюжетов. А печать в большом формате позволяет разглядывать мелкие детали. Сергея отличает трудолюбие, неусидчивость. Особое внимание стоит уделить циклу о Баянауле. Чтобы собрать эти редкие кадры, совершенно новые виды, нужно было весь Баянаул пешком пройти, поднимаясь на самые высокие горы. Павлодар славен своими фототрадициями далеко за пределами страны. И сейчас очень много ребят, которые занимаются творческой фотографией. Я надеюсь, что когда-то фотоклуб снова воспрянет, возродится. И связь времен не прервется.

Сергей Гришин – хранитель, летописец истории фотоклуба «Орион». Всю информацию, материалы, заседания клуба, фотовыставки он снимал на фото, а потом и на видео. Книги и фотоальбомы об «орионовцах» Сергей Гришин издает по собственной инициативе вместе с супругой Татьяной Гришиной, тоже фотографом и членом фотоклуба «Орион».

— Даже если бы мы не знали Сергея Гришина, а просто смотрели его работы, мы бы увидели, что это человек глубокий и думающий, с хорошим вкусом, — поясняет журналист, член Союза журналистов Казахстана, член итальянской федерации фотографов и фотоассоциаций FIAF Татьяна Алексенко. — Работы Сергея Гришина знают и в Италии, некоторые из них представлены на этой выставке. Он участвовал в фотобиеннале «орионовцев» в Италии. Я была куратором экспозиции, и слышала очень высокие оценки этого фотомастера от итальянских зрителей. Еще хочу отметить, что очень важно, когда рядом есть человек, который тебя понимает в твоем творчестве и стремлениях. Как говорится, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. И я благодарю за эту выставку не только Сергея Михайловича Гришина, но и его супругу Татьяну Григорьевну Гришину.

По признанию профессионалов, Гришин не просто констатирует факт красоты, привлекательности человека или природы. У него даже в пейзаже обязательно присутствует событие. А легкость, непринужденность и поэтичность снимков тонко и деликатно затрагивает душевные струны, делая зрителя единомышленником.