Суббота, 20 апреля
Меню

Женское время в коллажах Андрея Оразбаева

  • Ирина Ковалёва
  • 187
Женское время в коллажах Андрея Оразбаева
фото Ирины Ковалёвой

Из чего же созданы женщины? Чем полны их мысли? Ответом на эти и другие вопросы стали 15 коллажей авторства Андрея Оразбаева. Выставка ZEIT павлодарского художника, более известного под псевдонимом Ray Shaly, заработала в галерее «Айна» областной библиотеки имени Торайгырова.

Экспозиция приурочена к празднованию Международного женского дня. Как отметил сам художник, это ироничные картинки о месте женщин в мире, о взаимоотношении с мужчинами и многом другом.

«Время» в немецком языке женского рода – она», — объясняет название выставки художник Андрей Оразбаев. – «Она идет, бежит, мчится, летит. Она стоит, ждет или не ждет. Ее нельзя повернуть вспять. Она – деньги. Она всегда есть на второстепенные вещи, но ее не хватает на главное. Она терпит, лечит, расставляет все по своим местам. У нее свои законы и она главный судья. У женщины со временем – свои отношения, потому что время – это она. Женщина – это время. А мужчина? Слуга времени».

Родился Андрей Оразбаев 2 апреля 1963 года в Павлодаре. Живописец, график, член Международной федерации Союза художников России и член Союза художников Казахстана. Участник многих городских, областных, республиканских и международных выставок. Персональные выставки художника состоялись в Павлодаре, Санкт-Петербурге, в музее исламского искусства Северного Кипра (Никосия, Кипр).

Некоторые проявления в современном искусстве региона и даже республики характерны только для Андрея Оразбаева – например, перформансы, инсталляции. Недавно он стал номинантом на национальную премию Казахстана в области искусства «Умай» («Лучший проект в современном искусстве»).

«У профессионального художника, в том числе и в других работах Андрея Оразбаева, коллаж – это основа, живописная работа, по которой расставляются акценты из других материалов: кожи, стекла, камня, металла и так далее. Представленные на этой выставке работы ближе к прикладному искусству, коллажа в виде аппликации», — говорит заместитель директора областного художественного музея Ольга Пашко. – «Художник преобразует по-своему визуальное искусство в виде печатной продукции. Для меня это, как продолжение его коллажей 10-летней давности, там тоже была работа, посвященная времени – в нижней части работы были куколки, которые ждут своего времени, а в верхней уже то, что родилось, существует сейчас, в настоящем. К тому же, выставка посвящена женскому дню и художник говорит, что же такое женское время. И мы видим то, что, наверное, есть в голове женщины, причем, с мужской точки зрения: очень много проблем и задач. Ассоциации интересные. Тем более, со стороны, наверное, виднее».

Выставка насыщенная и неоднозначная, говорят искусствоведы, но характерная для Андрея Оразбаева. Художник остается молодым и авангардным. Нынешние работы – скорее, поп-арт, но это все равно присущий Оразбаеву символизм. Нет никакого отторжения и непонимания, что это чье-то влияние: на коллажах его собственное осмысление времени. А присутствовавший на вернисаж художник Виктор Поликарпов заметил: «Все мы – хотим сделать вот это. А Андрей делает».

Кто-то, как один из посетителей выставки, гость из Омска, увидел в этих работах популярные у женщин «карты желаний», когда мечты для исполнения визуализируют, представляя в деталях. Кто-то просил художника рассказать о том, что именно он имел в виду, закрепляя на листе изображения. Кто-то удивлялся, как точно можно было из разрозненных кусочков собрать воедино точный узнаваемый образ.

Между тем, сам автор говорит, что представленные коллажи именно тот случай, когда забытое, отложенное «в стол» творчество возвращается и требует проявления. Он рассказал историю создания своих коллажей.

«К нынешней выставке я отношусь легко, и надеюсь, что и зритель отнесется так же. Это, как сказал Виктор Федорович Поликарпов, такая шалость своего рода», — говорит Андрей Оразбаев. – «Давно в руки попали косметические каталоги, старые журналы, я их распотрошил, порезал, поклеил на досуге вечером. Эти материалы остались, куда-то сложил. Прошло лет 10, я их случайно обнаружил. Хорошо иногда забыть что-то, отпустить. А оно где-то сохраняется – на чердаке дома или в уголках человеческой памяти. Проходит время, ты меняешься, и можешь придать всему этому законченную форму.

Техника не требует большого пространства. А идея рождается в процессе.

«Берешь какое-то изображение за основу, играет роль и момент случайности», — описывает создание работ художник. – «И какая-то нелогичная картинка вдруг соединяется с другой, возникают определенные мысли на эту тему, получают развитие. Это хорошая практика и упражнение в композиции. А с другой стороны – медитация, терапия, что ли. Ты погружаешься в эти случайные изображения, складываешь их, идешь от себя, от внутреннего состояния. И получаешь результат».

В августе 2022 года прошла масштабная персональная выставка арт-объектов «Хранители» в областном художественном музее. Спустя полгода – нынешняя экспозиция. Для искусствоведов и зрителей интересно увидеть сформированный стиль, особенный почерк автора. Между тем, не исключено, что какие-то из представленных или еще не экспонировавшихся работ в этой технике займут место в новой персональной юбилейной выставке. Она запланирована на начало апреля в областном художественном музее.

Выставка коллажей Андрея Оразбаева в галерее «Айна» проработает до 28 марта.