Пятница, 3 мая
Меню

Выборы-2023: кто за что и кому платит?

  • Салауат Темирболат-улы
  • 334
Выборы-2023: кто за что и кому платит?
Фото автора

В облизбиркоме рассказали, какие средства из республиканского бюджета выделены кандидатам на проведение предвыборной агитации, а также о том, какие СМИ и сетевые блоги имеют право брать деньги за публикацию агиток.

Гульнара Аманжолова проинформировала, что 19 февраля Центральная избирательная комиссия Казахстана приняла постановление о размерах расходов кандидатов в депутаты, деньги на которые выделяются из республиканского бюджета.

«Для кандидатов в депутаты Мажилиса парламента, кроме депутатов, баллотирующихся по партийным спискам, устанавливается размер расходов в объёме 950 тысяч тенге. Из них 450 тысяч тенге — на выступления с предвыборной программой по телевидению и радио, а также публикацию двух статей в периодических печатных или сетевых изданиях. 300 тысяч тенге — на проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов. 200 тысяч тенге — на транспортные расходы», — привела цифры Гульнар Аманжолова.

Далее она назвала размеры выделяемых средств для кандидатов в депутаты маслихатов областных, городов республиканского значения и столицы страны. Также кроме баллотирующихся по партийным спискам. Таким образом, кандидаты в Павлодарский областной маслихат получают на предвыборную агитацию из госказны 550 тысяч тенге. Из них 350 тысяч тенге — на выступления по ТВ и радиоэфире, 350 тысяч тенге — на публикации двух статей в газетах, журналах или в интернете, 130 тысяч тенге — на публичные встречи, и 70 тысяч тенге — на транспортные расходы.

Для кандидатов в депутаты маслихатов городов и районов установлен размер расходов в объёме 350 тысяч тенге. Из них 200 тысяч тенге — на выступления с предвыборными программами, 100 тысяч тенге — на публичные мероприятия, и 50 тысяч тенге — на транспортные расходы.

«Я назвала суммы, которые для агитации выделяются из республиканского бюджета. Но, кроме того, каждый кандидат имеет право создавать свои избирательные фонды. Поэтому, будем так говорить, у них два потока финансирования», — подчеркнула председатель облизбиркома.

Социальные сети впервые будут учитываться как агитационные площадки в избирательной кампании в Казахстане. Как проинформировали в облизбиркоме, соответствующие нормы и требования  прописаны в законодательном порядке.

«Мы говорим — равные условия. Сегодня ряд социальных платформ приняты впервые как агитационные площадки, в том же Инстаграме, в том же Фейсбуке, Телеграме, но только те, которые подали нам свои расценки. Мы их разместили на своём сайте, они в открытом доступе. Всем кандидатам, всем политическим партиям эти ссылки дали. За предоставление своей страницы для размещения агитационных материалов эти интернет-платформы могут брать плату», — пояснила председатель областной территориальной избирательной комиссии Гульнар Аманжолова.

При этом она обратила внимание пользователей соцсетей, что, во избежание нарушений, за процессом агиткампании будет вестись мониторинг.

«Те платформы или те социальные сети, конкретные люди, которые хотят за какого-то кандидата на своей странице размещать (агитматериалы — ред.), но их расценок у нас нет, они не имеют права брать плату. Это бесплатно предоставляется. За нормами соблюдения агитации на интернет платформах будет внутренняя политика отслеживать, чтобы не было нарушений», — отметила глава облизбиркома.

Отметим, что ранее генеральная прокуратура также напомнила о мерах ответственности за нарушение порядка размещения агитматериалов в ходе выборов в социальных сетях и СМИ.

Агитационная кампания стартовала вечером 18 февраля. От Павлодарской области кандидатами в Мажилис парламента РК по одномандатному избирательному округу №23 зарегистрированы 12 человек. В областной маслихат — 53 кандидата, в маслихаты городов — 177, в районные — 353 человека.

Напомним, внеочередные выборы по новой избирательной системе состоятся в Казахстане 19 марта 2023 года.