Меньше пяти месяцев остаётся до вступления в силу поправок к Закону о жилищных отношениях и, соответственно, к переходу к новым формам управления кондоминиумами — ОСИ и ПТ. Поэтому спорная тема, касающаяся большего числа граждан Казахстана, становится все более актуальной. Коллеги сайта Салем, Экибастуз также уделяют ей особое внимание. Они пригласили для разговора руководителя Комитета по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, эксперта в вопросах управления кондоминиумами Аркадия Рубцова.
— Аркадий, почему столичные чиновники и депутаты прошлого созыва так фанатично продвигали и продвигают примитивное реформирование ЖКХ?
— Логика жилищной реформы в глазах реформаторов от государства предполагала совершенно иной результат. Однако количество работоспособных ОСИ на сегодня не превышает и 50% от общего количества зарегистрированных ОСИ по стране.
Декларируемая прозрачность правоотношений в ходе жилищной реформы должна была стать одним из стимулов её реализации, но по факту основные цели реформы были ложными.
Ошибки, первоначально допущенные при принятии неработающих поправок первым составом мажилиса, требовали исправления и именно желание последователей депутатов другого созыва показать, что череда случайностей может быть исправлена путём хирургическим, привела к сложившейся ситуации.
— Почему так яростно пытаются уничтожить уже отлаженные механизмы управления кондоминиумами — КСК, КСП? Что за этим стоит? Чьи интересы лоббируют слуги народа?
— Поведение чиновников различного уровня, направленное на дискредитацию существующих КСК и отрицание всего положительного опыта, наработанного собственниками квартир абсолютно логично.
Без наличия негатива невозможно объяснить необходимость предлагаемых трансформаций. Для реализации данных целей также формируется некий отряд «активистов», которые по факту должны формировать положительное лицо новой реформы. Однако, по ходу трёхлетнего «эксперимента» мы видим, что общество отказалось от уготованной ему роли послушно аплодирующей массы, так как суть преобразований сводится к существенному удорожанию процесса содержания общедомового имущества.
Таким образом, целью реформы на данном этапе является перенос её акцентов с лишения собственников права выбора управляющих компаний на административные рычаги определения таковых чиновниками.
При этом сам факт выбора форм управления собственниками квартир будет абсолютно не принципиальным и вторичным, превращая реформу жилищных отношений в административную реформу.
— Какие главные «подводные камни» ждут кондоминиумы, перешедшие к новым формам управления — ОСИ и ПТ?
— Для формы управления ОСИ, в составе одного дома, состоящего из более чем 30 квартир уготовано безальтернативное будущее, не позволяющее платить минимальную заработную плату председателю ОСИ. Данная форма управления работоспособна только для новых и крупных ЖК.
Как факт, данные организации будут существовать и существуют для статистики и отчётов. По факту все обязанности в данных домах делегированы управляющим компаниям, которых по замыслу законодателей лучше было бы назначать местными властями, что негативно скажется на уровне жизни и комфортности проживания собственников.
Форма управления простое товарищество (ПТ): по мнению законодателя, должно быть сокращено уровнем квартир до 30 в многоквартирном доме в течение двух лет после вступления новых поправок для целей перехода в ОСИ или перераспределения денежных средств в данных домах в управляющие компании, выбираемые местными властями.
Непосредственное управление: новая форма для домов с количеством квартир не превышающим 16 — также подразумевает выбор одной управляющей компании для ряда таких домов и представляет собой заботу о коттеджных посёлках, избавляя собственников элитной недвижимости от накоплений на капитальный ремонт.
В целом, главным недостатком реформы является создание целого ряда посредников в системе управления и содержания дома и закономерный кратный рост стоимости данных услуг для собственников квартир.
— О чём умалчивают чиновники, и к каким сюрпризам необходимо готовиться владельцам квартир и помещений?
— Необходимо готовиться к повышению платы на содержание и управление жильем. Широкой практикой станет назначение управляющих компаний жилищными инспекциями с невозможностью производить накопления на капитальный ремонт, так как законодатель позволил таким компаниям ничего не накапливать. Увеличением коррупции в связи с процессом назначения тех или иных управляющих компаний.
— Ваш прогноз на июль-2023? Реформа вступит в силу?
— Окончание переходного периода запретит КСК и ПКСК быть формами управления общедомовым имуществом. Снижение кворума для принятия решений на собраниях позволит некоторой малой части ОСИ вести свою деятельность, но в долгосрочной перспективе большинство таких организаций постигнет участь однодомных КСК, и они будут вынуждены уходить под эгиду крупных управляющих компаний. ОСИ будут создаваться и приостанавливать свою деятельность, имитируя исполнение закона и стремясь минимизировать издержки по факту, заменяя ПТ к истечению двухлетнего переходного периода. В целом реформа поставит крест на новых формах управления.
Гражданским обществом будут предприняты действия по сохранению всех вменяемых кадров и трансформации готовых работать председателей КСК и ПКСК в ПК и управляющие и сервисные компании.
Реальность такова, что в настоящее время собственники всеми силами пытаются показать, что обществу не нужно повторение жилищной реформы 1996-1999 годов, при которых однодомные КСК уже обанкротились и слились с крупными объединениями.
Целью реформаторов, по-видимому, является попытка получения денежных средств собственников и одновременная попытка их разделения для получения выгоды. Иной логики в предпринимаемых действиях не просматривается.