Понедельник, 4 ноября
Меню

Как Скаков подарил сыну Даниала Кенжетаевича забор Сагинтаева

  • Ольга Воронько
  • 128
Как Скаков подарил сыну Даниала Кенжетаевича забор Сагинтаева
Фото Ratel.kz

Павлодарские чиновники клянутся, что понятия не имеют – как земли СЭЗ, приглянувшиеся Талгату Ахметову для строительства содового завода, вдруг оказались бесхозными. В этом казусе разбирался Ratel.kz.

19 января этого года АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Павлодар» подало иск в специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской области к акимату города Павлодара, горотделу земельных отношений и ТОО «Павлодар-Сода», принадлежащему сыну Даниала Ахметова миллиардеру Талгату Ахметову. В иске было сказано, что 15 февраля 2021 года акимат отдал фирме Ахметова-младшего под строительство содового завода кусок территории СЭЗ, а между тем, «Павлодар-Сода» участником специальной экономической зоны не является.

Руководство СЭЗ уверяет, что узнало о том, что часть ее территории, огороженной, между прочим, забором, акимат отдал совершенно постороннему ТОО, абсолютно случайно. Мол, пришел к ним крупный иностранный инвестор, захотел стать участником специальной экономической зоны и открыть здесь крупное производство, стали оформлять ему участок, а автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра выдает информацию, что место занято.

Руководитель горотдела земельных отношений Сапарбек Айтпаев заявил, что в акимате Павлодара понятия не имели, что отдают компании Талгата Ахметова землю СЭЗ, потому что она не была оформлена в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

— В СЭЗ нам говорят, что у них закончился договор аренды на землю, управление строительства его вовремя не продлило и не оформило, — сказал Айтпаев. — Поэтому земля стала считаться свободной. ТОО «Павлодар-Сода» обратилась в НПЦЗем и предоставило в акимат соответствующую справку. Мы же не могли знать, что это земли СЭЗ, вот я вам даже не могу сказать – с какой стороны специальной экономической зоны расположен этот спорный участок.

В свою очередь, руководитель управления строительства Павлодарской области Кадылжан Сатиев удивился, услышав, что должен был оформлять какие-то земли СЭЗ, и заверил Ratel.kz, что вообще от нас узнал о том, что возникло наложение участков.

— Я знаю, что «Павлодар-Соде» выделяли порядка 140 гектаров, а то, что они частично оказались на территории СЭЗ, впервые слышу. Я сейчас сам для себя разберусь, во-первых, для каких целей мы вообще могли бы оформлять территорию СЭЗ. И, во-вторых, как это так получилось, что мы, даже если действительно ее оформляли, то не продлились.

Разобравшись, Кадылжан Каирбекович рассказал следующее:

— Мы не занимаемся оформлением земельных участков СЭЗ – ни уже занятых производством, ни зарезервированных, ни пока свободных. Мы оформляем только землю шириной 20 сантиметров под ограждением вокруг СЭЗ, установленным по заказу управления строительства в 2015 году. Срок аренды этой земли под забором, которая разделена на пять участков, действительно закончился. В прошлом году аренду пытались продлить и 0,154 га не смогли – этот кусок забора длиной 1907 метров вместе с частью территории СЭЗ отошел «Павлодар-Соде». За свои 20 сантиметров я готов отвечать.

К слову, забор вокруг СЭЗ – это 21 километр сетки Рабица, выкрашенной в типовой приятный синий цвет, обошелся налогоплательщикам в 229 миллионов тенге, или почти по 11 миллионов тенге за каждый километр. Он был возведен по поручению Бакытжана Сагинтаева. А продан в виде куска сыну Даниала Ахметова по поручению Абылкаира Скакова, который всегда входил в число людей, приближенных к Даниалу Кенжетаевичу и его семьи. Неслучайно именно после назначения Скакова на должность акима Павлодарской области у Талгата Даниаловича перестали проваливаться общественные слушания по проекту «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) к технико-экономическому обоснованию «Строительство завода по производству кальцинированной соды мощностью 200 тыс. тонн в год».

Напомним, против строительства содового завода Талгата Ахметова по неэкологичной технологии 1861 года на протяжении нескольких лет последовательно выступают независимые экологи, химики и большая часть населения Павлодара. Специалисты утверждают, что предлагаемый метод Сольве станет непосильной нагрузкой для региона. На тонну продукции придется две тонны отходов, Иртыш резко обмелеет.

ПредОВОС проваливалась дважды и была признана состоявшейся только в июне 2021 года, когда слушания проходили онлайн и в сети был задействован административный ресурс. Что не помешало властям по поручению Скакова еще в мае 2020 года начать прокладку к новому заводу всех дорогостоящих коммуникаций и строительство подстанции.

Для того, чтобы утвердить ПСД, необходимо провести также слушания по оценке воздействия на окружающую среду. Но заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально- инновационного развития Павлодарской области Сагыныш Нуркимбаев уже заявил, что проектно-сметная документация завода на финальной стадии, в коммуникации вложено 1,4 млрд бюджетных тенге.

Между тем, согласно недавнему аудиторскому заключению счетного комитета по оценке эффективности реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации, вообще не понятно – зачем стране завод Талгата Ахметова. «С целью импортозамещения продукции и реализации экспортного потенциала в 2023-2024 гг. планируется запуск 3-х проектов по производству кальцинированной соды общей мощностью 900 тыс. тонн: ТОО «Qazaq soda» (Жамбылская обл., проектная мощность – 400 тыс. тонн/год), ТОО «Павлодар сода» (Павлодарская обл., проектная мощность – 200 тыс. тонн/год) и ТОО «Арал сода» (Кызылординская обл., проектная мощность – 300 тыс. тонн/год). Внутреннее потребление в стране кальцинированной соды (карбонат динатрия) составляет 351,4 тыс. тонн. Таким образом, запуск еще 2-х проектов по производству кальцинированной соды несет риски профицита производства кальцинированной соды в республике», — сказано в отчете.

У родных и близких Даниала Кенжетаевича, возглавлявшего, как известно, родную Павлодарскую область дважды — с 1993 по 1997 и с 2001 по 2003 годы, здесь сосредоточен бизнес в самых различных сферах. У Талгата Ахметова, ставшего в 2017 году самым молодым фигурантом рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes.kz, но тут же этот список покинувшего, мы насчитали в регионе два десятка компаний. В том числе АО «Казэнергокабель» (29,9%), ТОО «Павлодарский хлебобулочный комбинат», ТОО «Темиржолшы», ТОО «Глория-фарм», ТОО «Гостиничный комплекс Иртыш», ТОО «Торговый дом «Ертіс сервис трейд», ТОО «Павлодар-сода». Его ТОО «Павлодарский хлебобулочный комбинат», который работал с 1961 года и когда-то занимал 60 процентов всего рынка, в прошлом году заявил о полной остановке. Без адмподдержки предприятие не выдерживало конкуренции на рынке, ежегодно поднимало цены, с 2017 года начало снижать вес социального хлеба, но работать прибыльно все равно перестало. На момент остановки доля ПХБК на рынке не превышала пяти процентов.

Но вернемся к судебному иску управляющей компании СЭЗ по поводу куска своей территории. Судья СМЭС в его рассмотрении отказала, разъяснив в определении, что такие споры рассматриваются в административном производстве, соответственно, иск нужно подавать в специализированный межрайонный административный суд Павлодарской области. Однако туда по этому вопросу так никто и не обратился.

Есть в Павлодарской области такая практика, обычно ею успешно пользуются чиновники – когда имеется явное ущемление интересов государства, но очень хочется порадеть родному человечку, подается заведомо неправильный иск. А затем сообщается во все инстанции, что, мол, сильно хотели все исправить, но суд проигран, ничего не поделаешь. А вы думаете в СЭЗ случайно забыли продлить аренду земельного участка, на который положил глаз Талгат Ахметов, а тот случайно узнал, что земля стала бесхозной? Или в НПЦЗем и акимате действительно понятия не имеют, где находится СЭЗ?