Воскресенье, 14 апреля
Меню

Помогая Экибастузу, помочь всему Казахстану

  • Александр Разумовский
  • 226
Помогая Экибастузу, помочь всему Казахстану
Фото: соцсети. Экибастуз, декабрь 2022 года

После нескольких неудачных попыток найти понимание у акимов Экибастуза – бывшего и нынешнего, я, наконец, был услышан главой региона Асаином Байхановым: он дал поручение проработать мое предложение о создании оперативной службы быстрого реагирования в Экибастузе для решения коммунальных проблем.

Об авторе: Александр Разумовский имеет богатый опыт в сфере ЖКХ, до выхода на пенсию работал исполнительным директором республиканского объединения собственников имущества, ныне советник председателя республиканского объединения собственников имущества.

Краткая предыстория: зачем нужна эта служба?

Когда в Экибастузе случилась авария на ТЭЦ и теплосетях, все имеющиеся на тот момент в городе службы не сработали должным образом, все их действия были рассогласованы, что привело к значительному увеличению масштабов аварии, порче имущества горожан и увеличению сроков ликвидации последствий.

И у произошедшего несколько причин:

Первое: реформа ЖКХ. Согласно ей КСК расформировываются, а им на смену приходят ОСИ и ПТ. То есть на смену более-менее профессиональным кадрам кооперативов собственников, которые десятилетиями нарабатывали опыт, приходят рядовые граждане, собственники квартир, не разбирающиеся в сложном с инженерной точки зрения хозяйстве многоквартирных жилых домов. Любой сантехник знает: если в подвале температура в системе отопления опускается к нулю, ее надо сливать, иначе вода в трубах замерзнет. Там, где это сделали, ущерб коммуникациям был гораздо меньше, чем там, где этого не произошло.

Фото: соцсети. Экибастуз, декабрь 2022 года

Второе: жилищная инспекция отдела ЖКХ во время ЧС тоже показала свою некомпетентность. Зачастую отдавались противоречивые указания, или они поступали несвоевременно. Они не контролировали ситуацию, не организовали обратную связь с населением, что не добавляло оперативности в решении проблем и оставляло горожан в неведении происходящего.

Третья причина случившегося «армагеддона» — плохая подготовка жилых домов к отопительному сезону. По сути, ее не было: из 689 многоквартирных домов Экибастуза акты готовности получили только 20! Как говорится, где тонко, там и рвется. И рваться у нас начало везде!

Фото: ©inbusiness.kz

На личном приеме в жилищной инспекции мне привели такой аргумент: мол, мы, как госорган, не имеем права вмешиваться в деятельность управляющих организаций жилых домов. Тем более, во время моратория на проверки. На что я возразил: государство в лице уполномоченного органа отвечает за здоровье и безопасность своих граждан! И это дает полномочия контролировать КСК и помогать гражданам в решении первостепенных задач. Другое дело, что госорганы не хотят брать эти полномочия.

Я также предложил организовать работу представителей акимата по микрорайонам, чтобы каждый житель мог в рабочем порядке, не дожидаясь приема у акима, внести свои предложения по обустройству города и получить обратную связь. Ведь нерешаемые проблемы имеют свойство накапливаться.

Фото: соцсети. Экибастуз, декабрь 2022 года

И только на приеме у акима области Асаина Байханова я почувствовал, что меня услышали. Во-первых, он был, что называется, в теме, потому что присутствовал в нашем городском чате, который создали сами горожане для решения проблем по устранению аварии. За неделю наш чат вырос почти до двух тысяч участников. Оказалось, что он не просто читал, но и давал поручения по устранению самых острых проблем!

Поэтому мое предложение о создании оперативной службы быстрого реагирования в Экибастузе для решения коммунальных проблем нашло живой отклик. В числе многих я привел следующий аргумент: силами оставшихся КСК, ПТ и ОСИ не решить то количество проблем, которые остались в городе. Тем более, что слесарь, знающий работу инженерных сетей жилого дома, не знает особенностей подводящих сетей и у него нет полномочий ими заниматься. Те 14 бригад, которые сейчас работают в Экибастузе на магистральных и внутриквартальных сетях, подводом тепла непосредственно в жилые дома не занимаются.

Проблема теплоснабжения — комплексная. Если все котлы ТЭЦ приведут в порядок, запустят и дадут положенное давление, снова начнутся порывы в домах, а ликвидировать их практически некому. По моим подсчетам, на жилых домах в КСК и других формах управления работает около 30 слесарей разного уровня квалификации. Они просто не в состоянии решить большое число постоянно возникающих проблем жилого фонда. Поэтому нужно создать отдельное подразделение «быстрого реагирования», чтобы оперативно, не доводя ситуацию до критической, ее решить.

фото: ©inbusiness.kz

Для воплощения этой идеи в жизнь понадобятся средства, и я надеюсь, что наши градообразующие предприятия, на которых работают экибастузцы, найдут возможность помочь жителям. Поэтому сейчас мы будем заниматься реализацией этой идеи, чтобы наш город горняков не только благополучно дождался тепла, но и будущие отопительные сезоны встречал без тревоги за жизнь и безопасность.

А если дело пойдет, то эту идею можно будет масштабировать на другие города Казахстана, где коммунальных проблем тоже хватает. Это очень хорошо показал нынешний отопительный сезон.