Воскресенье, 8 сентября
Меню

Шесть миллионов за пытки и год тюрьмы

  • Ольга Воронько
  • 174
Шесть миллионов за пытки и год тюрьмы
Фото: Ольга Воронько

В 2019 году суд с участием присяжных заседателей дважды (!) оправдал 28-летнего жителя села Майкаин Дархана Дюсенаева, обвинявшегося в разбое и убийстве своих 80-летних стариков-соседей, получивших 63 ножевых ранения, сообщает ratel.kz.

Из всех улик — банковские карты с PIN-кодами, принадлежавшие погибшим бабушке с дедушкой, с которых парень пытался снять деньги. Как пояснял Дюсенаев, он их нашел на улице. Следствие велось год, а возглавлял его лично начальник ДВД Павлодарской области (на снимке).

Тела пожилой семейной пары со множественными ножевыми ранениями были обнаружены у них дома 17 февраля 2018 года. В селе многие знали, что бабушка с дедушкой собирались переезжать в Экибастуз и распродавали имущество. Через два дня был задержан Дархан Дюсенаев.

— Для раскрытия и расследования преступления был создан штаб, который возглавил начальник ДВД генерал-майор полиции Амантай Аубакиров, — отчитывалась пресс-служба ДВД Павлодарской области. — Более двух суток отрабатывали версии, заходили в каждый дом, опросили более половины проживающих в поселке, а их там десять тысяч. Посильную помощь в раскрытии преступления оказывали руководство, рабочие комбината «Майкаинзолото». У задержанного удалось обнаружить и изъять предполагаемое орудие преступления – нож.

При этом зять задержанного Азамат Айтжан писал в соцсетях: «Через полторы суток после его задержания я встретился с ним в изоляторе. Запуганный, со следами насилия на теле, руках и ногах он рассказал, каким пыткам он подвергался, после которых сознался в преступлении, которого не совершал. Рассказал, как трое крепких оперативников (Макс, Дарын, Аскар) в течение трех часов, скрутив руки и ноги, избивали его и душили, одевая пакет на голову, добиваясь признания в убийстве. В какой-то момент извращенцы в погонах (нормальные люди не могли пойти на такое) решили затолкать ему в задний проход полицейскую дубинку. И Дархан сломался. В три часа ночи он под диктовку написал явку с повинной. Вот таким образом «доблестные» сотрудники полиции, зацепившись за косвенное доказательство, «раскрыли» страшное преступление и уже успели отчитаться перед населением через СМИ!».

На этой же версии настаивали несколько столичных адвокатов, нанятых семьей обвиняемого. Защитники добились проведения независимой экспертизы, которая пришла к выводу, что в убийстве участвовало несколько человек.

Обвиняемый провел в следственном изоляторе год. На суде выяснилось, что нож, найденный полицейскими — не тот, и явки с повинной на самом деле не было. Ни окровавленных перчаток или других вещей, в которых совершалось преступление, ни свидетелей, которые бы видели обвиняемого входящим или выходящим из дома потерпевших или уничтожающим улики, ни мотивов преступления за год, что велось следствие, полицейские во главе с генерал-майором собрать не потрудились. Посмотрели видеозаписи у банкомата и успокоились. В итоге кроме банковских карточек Дюсенаеву предъявлять на суде было нечего. Обвиняемый же заявил, что просто их нашел.

Первый раз суд над ним состоялся в феврале 2019 года. Прокуроры на судебных прениях, которые длились два дня, просили дать Дюсенаеву 21 год лишения свободы в учреждении максимальной безопасности. Однако присяжные заседатели, которым было задано 19 вопросов, по итогам тайного письменного голосования в совещательной комнате большинством голосов вынесли вердикт о невиновности подсудимого в разбое и убийстве. Был установлен лишь факт использования Дюсенаевым банковских карт погибших. Где он их на самом деле взял — осталось загадкой.

Оправдательный приговор суда с участием присяжных заседателей может быть отменен лишь в очень ограниченных случаях — если будет установлено, что на процессе допущены серьезные процессуальные нарушения. Гособвинение заявило, что адвокаты подсудимого незаконно демонстрировали присяжным схемы нанесения телесных повреждений и макет ножа. Дело было направлено на новое судебное рассмотрение, но и в июне 2019 года доказательств вины не прибавилось, и новые присяжные вынесли тот же вердикт.

В декабре 2022 года Дюсенаев обратился в суд с иском к министерству финансов, департаменту полиции Павлодарской области о реабилитации. В ДП он требовал извинений, а с минфина компенсации материального ущерба в размере 4 687 050 тенге и морального вреда в размере 90 миллионов. Он сообщил, что его семья заплатила адвокатам Апаханову и Нурмашевой 2 700 000 тенге, а также оплатила последней транспортные расходы на 939 226 тенге. Кроме того, из-за нахождения под стражей он был лишен возможности работать в АО «Национальная Компания «Қазақстан темір жолы» в должности электромонтера по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. С учетом среднедневной заработной платы сумма убытков за 344 дня нахождения под стражей составила 1 047 824 тенге.

Представитель минфина Абетова заявила на суде, что возмещать Дюсенаеву неполученную им зарплату никто не должен, так как «истец находился в отпуске без сохранения заработной платы по его заявлению». И вообще, сказала она, пусть платит департамент полиции из собственных средств. В итоге суд решил, что ни извиняться, ни платить полицейские не будут. А минфин из государственной казны выплатит Дюсенаеву Дархану Кабировичу в счет возмещения материального вреда 4 336 301 тенге, в счет компенсации морального вреда два миллиона, всего 6 336 301 тенге.