Суббота, 27 апреля
Меню

Разгадка генетического кода, или Зачем мадьярам из Венгрии ездить по сёлам Прииртышья?

  • Салауат Темирболат-улы
  • 229
Разгадка генетического кода, или Зачем мадьярам из Венгрии ездить по сёлам Прииртышья?
Живое обсуждение проектов с археологами Маргулан-центра

История — наука настолько интригующая, что не дает ни минуты покоя настоящим ученым-практикам, которые фундаментально занимаются поисками различных документов, любых мало-мальски подтверждающих сведений о событиях и фактах давно ушедших эпох. Никакие расстояния и даже наши лютые морозы таким людям не страшны. Целую неделю в Павлодаре, как раз в самые холода, трудились ученые из далекой Венгрии. Отец и сын – мадьяры Иштуган и Саян Шанта пытались найти взаимосвязь сибирских татар со своим народом. Мы стали свидетелями этой необычной экспедиции и были поражены настойчивостью, упорством и целеустремленностью венгерских ученых.    

Кровь не вода

О том, что в Венгрии проживает немало представителей кочевников, имеющих прямую историческую взаимосвязь с территорией нашей Великой степи, давно всем известно. Называют они себя мадьярами, кунами. Часть из них говорит на старокипчакском языке, но молодежь – уже в основном на венгерском. Есть даже целая территориальная административная единица – Малая Кумания. То есть это потомки тех народов, которые когда-то жили в Кимакском каганате и Кипчакском ханстве. Вообще, много веков назад на земле периодически происходили миграционные процессы с массовыми переселениями отдельных племен и целых народов.

Иштуган Шанта в прошлом геолог. Потом он увлекся историей, защитил диссертацию, получил научную степень, и сейчас в орбиту его интересов входит поиск и разгадка тайн генетического кода мадьяр, их взаимосвязь с северными народами и прежде всего сибирскими татарами. По его словам, будучи совсем молодым, он слышал от старших истории о далеком родстве двух этнических групп.

Мадьярам понравилась национальная казахская кухня

– Приехали в Павлодар искать контакт с сибирскими татарами. Ваша территория очень интересная в этом плане. Об этом трудно в двух словах рассказать, ведь веками происходили разные процессы: образование и распад Сибирского ханства, последовавшая миграция населения, это большой пласт еще не до конца изученных вопросов, – рассказал о цели своего приезда в Павлодар старший научный сотрудник Центра гуманитарных исследований Академии наук Венгерской Республики, профессор Иштуган Шанта.

Причем приехал он не один, а вместе с сыном. Саян – начинающий ученый-этнолог. Он старается сопровождать отца в дальних поездках, заодно что-то конспектирует для себя, а еще фиксирует фото-, аудио- и видеобеседы и встречи с разными представителями кочевых народов и коллег – историков, археологов, этнологов, этнографов, фольклористов. Когда мы с ним только познакомились, Саян нисколько не удивился, что его имя в нашей стране имеет такое же широкое распространение, как и в Венгрии. «Корни-то одни, а кровь не вода», – пошутил по этому поводу молодой исследователь.

– У нас есть генетические данные о том, что сибирские татары – это есть угорский народ. Нам интересно, что знают об этом сибирские татары, что думают об этом казахи. Мы ездили в села: Прииртышское, Башмачное, Береговое, оттуда когда-то брали образцы крови. Встретились с этими людьми, поговорили, посмотрели, как там ситуация. Анализы крови брали у нескольких добровольцев, именно сибирских татар. Расшифровка показала, что здесь есть угорский элемент. Не тюркский, а именно угорский. Там даже если есть один процент – это очень важно, потому что показывает связь с мадьярами. И вот мы приехали посмотреть, кто эти люди, чем мы похожи, чем можем быть еще близки, как мы можем понять друг друга, какие явления происходят сейчас, – более подробно пояснил доктор Шанта-старший.

Новая связующая нить

Вначале в Павлодар приехала группа из трех венгерских ученых. Помимо отца и сына Шанта, с ними был профессор Венгерской Академии наук Давид Шофмаи Кара, который, как выяснилось, прекрасно говорит на казахском языке. Он провел несколько интересных встреч, в том числе прочел лекции для студентов-историков Павлодарского педагогического университета. К слову, совсем недавно вузу было присвоено имя выдающегося казахского ученого-археолога, историка и этнографа Алькея Маргулана.

Традиционная казахская шапка пришлась Саяну по душе

– Они уже много лет изучают культуру кочевников и оленеводов Внутренней Азии. Мы обсуждали возможность написания научного проекта по кипчакиским и протомадьярским этнокультурным связям казахстанского Прииртышья с Венгрией. Было много полезных научных мероприятий: семинары, научные консультации, обмен идеями и научной литературой. Теперь мы с ними не просто коллеги и друзья, а, как сказал доктор Шанта, самые настоящие родственники, – отметил кандидат исторических наук, ассоциированный профессор Высшей школы гуманитарных наук Павлодарского педагогического университета имени Алькея Маргулана Нуркен Кузембаев.

Кстати, он ученик знаменитого историка-востоковеда, академика Академии наук Казахстана Булата Ешмухамбетовича Кумекова. Последний почти всю жизнь посвятил изучению эпохи Кимакского каганата. И, пожалуй, больше чем он, о политических, торговых, этнокультурных, гуманитарных и других процессах, происходивших в те далекие времена, в мире больше никто не знает.

– Установили еще более тесные связи с учеными университета имени Маргулана. Это здорово, что мы друг друга хорошо понимаем и можем вести дискуссии, конкретнее планировать будущие исследования. Наука не стоит на месте. Есть археология, этнография, этнология, генетика, и у нас имеется много крепких мостов и точек соприкосновения, – продолжил профессор Иштуган Шанта, поясняя, что это не последний их визит в Павлодар.

Фото на память у бюста Алькея Маргулана

Войны, голод, эпидемии, природные катаклизмы – причин, по которым много веков назад представители отдельных племен и целые народы были вынуждены кочевать, оставляя привычные места жизни и обитания, очень много. Сохранились археологические следы в виде некрополей, остатков городов, каких-то обрядовых объектов, письменных источников, которых, правда, меньше. И вот теперь на помощь ученым пришли генетика и возможность изучения ДНК с помощью цифровых технологий.

– Этнические связи в эпоху Средневековья между казахами и кыргызами, узбеками, каракалпаками, татарами, башкирами общеизвестны. В составе этих народов также есть аргыны, кипчаки, кереи, конраты и так далее. И здесь мы сейчас больше говорим о степени родства, какие народы ближе к нам. Если говорить о родстве с венграми, мадьярами, можно сказать, что они находятся от нас достаточно далеко, но определенный процент родства, конечно, у нас есть. Это бесспорно. И задача ученых, кто непосредственно занимается этим направлением, глубже исследовать эти факты на соответствие исторической истине, генетике. То есть получить новые базовые данные и двигаться дальше. Никто не говорит о сенсационных открытиях, но кто знает, какие тайны еще хранит история, – отметил Нуркен Кузембаев.

В поисках исторической правды

Зарубежные ученые посетили павлодарские музеи и провели интересные встречи в археологическом Margulan centre. Ведь одних письменных источников, чтобы доказать какую-либо гипотезу, мало, обязательно нужны и археологические подтверждения.

– Казахстан сегодня – многонациональная страна. Даже в средние века здесь дружно сосуществовали, строили города, кочевали, проезжали с караванами представители самых разных этносов – от древних племен до крупных народностей. Вот еще говорят, что в нашей крови могут быть штампы из Юго-Восточной Азии. Было сообщение, что женщины из кимакского погребения происходят из Юго-Восточной Азии, а мужчины из Центральной Азии, что из этого следует?

Получается, что, например, из Бирмы или Вьетнама к нам привозили женщин, сочетали с местными мужчинами. Если подумать, то бред какой-то. Но опять-таки, кто знает? То есть здесь генетика и история немного не совпадают по взглядам, по теории, гипотезам. Да они и не могут совпадать, но логика какая-то историческая должна прослеживаться. Поэтому и важно постоянно проводить совместные исследования, сверять с древними письменными источниками, археологическими данными и генетической информацией, – считает кандидат исторических наук, профессор Нуркен Кузембаев.

Ценная семейная реликвия вызвала большой интерес у ученых

По его словам, их вуз всегда открыт для международного сотрудничества, тем более с учеными, которые занимаются археологией, древним наследием и расшифровкой генетического кода кочевых народов.

– Недавно вуз получил уже официально статус университета имени Алькея Маргулана, который был замечательным историком, археологом, этнографом, фольклористом. Потому сейчас мы эти направления намерены развивать в двойном темпе, в большем масштабе. А венгерские ученые всегда были ведущими в мире, еще с советских времен. И сейчас связи между венгерскими и казахскими учеными очень тесные, идет постоянный обмен опытом. У нас много точек соприкосновения, общих интересов, актуальных тем и направлений, над которыми надо работать, – говорит профессор Кузембаев. – Казалось бы, Венгрия достаточно далеко от нас находится, но сейчас XXI век, никаких преград нет, сел на самолет – и через пару часов эти расстояния превращаются в ничто. У нас есть давние исторические корни. Как говорят археологи, все покажет вскрытие. Сейчас мы как бы стоим на большом кургане, рассуждаем, что там может быть внутри. И, пока мы его не вскроем, говорить наверняка что-то рано.

Национальный колорит

Венгерским ученым удалось встретиться с представителями татарского этнокультурного объединения. Хотя это и был праздничный день, 16 декабря, но те, кому было действительно важно и интересно, бросили все дела и собрались в Доме дружбы. Очень интересно рассказала о своих корнях Венера Альфредовна Иванова. По ее словам, она лишь на четверть сибирская татарка, но с детства в ее сознании, поведении превалируют именно эти гены. Будучи филологом, прекрасная владея русским, казахским и татарским, причем с сибирским диалектом, языками, Венера Альфредовна сама много лет ведет собственную исследовательскую деятельность. За это время она сделала немало наблюдений по отличию и близости тюркских народов, их языков, традиций, менталитета. Интересны ее размышления об особенностях истории сибирских, казанских, крымских татар. А ведь есть еще татары-мишари, кряшены, астраханские татары. Она даже захватила с собой редкие старинные фотографии, что вызвало еще больший интерес у венгерских ученых.

Фото из семейных альбомов сибирских татар

О себе и своих предках гостям поведал и 51-летний Рафаэль Мухамеджанов. В его венах также пополам течет кровь как сибирских, так и казанских татар. А на самом деле по отцу он казах из рода аргын. При этом, как отмечает Рафаэль, в его венах течет и русская кровь. В общем, полный интернационал, как, впрочем, и у многих казахстанцев, где были и есть межнациональные браки.

Профессор Иштуган Шанта внимательно выслушал и записал все разговоры. Он намерен переработать всю полученную информацию уже по возвращении домой. Анализ – дело непростое, а потом, нужно всегда сопоставлять и перепроверять, тем более прошло столько лет. Всем известно, что в советский период древней истории кочевых народов, в том числе казахов, уделялось крайне мало внимания. Были факты, когда некоторые темы и вовсе оказывались под запретом. Говорили: изучайте каменный век или занимайтесь палеонтологией, а вот идентификация национального или генетического кода оставалась за гранью официальной советской науки.

Предки Венеры Ивановой наполовину из Сибири, наполовину из Казани

Ранее в поездках по Сибири профессор Шанта целый год прожил в тайге вместе с оленеводами, а вот Саян выдержал всего три месяца. Для парня из Будапешта оказалось интереснее заниматься наукой в более комфортной среде, чем в чуме – традиционном жилище северных народов, постоянно находясь на морозе.

В Павлодаре, кстати, пришлось срочно искать ему теплую шапку, потому что стукнули те самые лютые морозы. По рекомендации друзей мы отправились в проверенный специализированный павильон мужских головных уборов. Это был уже почти финал нашей встречи, причем довольно веселый. Хозяин павильона Дмитрий, узнав, что Саян мадьяр, предложил примерить настоящую казахскую шапку с лисьим мехом. И она ему очень подошла. Мы посмеялись, пошутили и опять пришли к выводу, что кровь не вода и настоящий джигит должен носить именно такой благородный головной убор. После насыщенной программы встреч и обмена мнениями наши венгерские гости отправились домой, обещая, что очень скоро снова вернутся, чтобы уже совместно с местными коллегами продолжить исследования по разгадке генетического кода.

Фото автора и пресс-службы Павлодарского педагогического университета имени Алькея Маргулана