Ак мечеть и трагическая судьба семьи купца Рамазанова
Нравы людей, их непростые судьбы, моменты радостей и больших трагедий – история помнит разные события и эпохи. Порой крайне жестокие. Конец XIX – начало XX века, что происходило тогда в Павлодаре? Оказывается, мы так мало знаем об этом. Творческая группа телестудии «Ключ» представила первый выпуск из документального цикла «Тайны Павлодара: истории вне времени». Цель – попытаться восстановить хронологию некоторых важных для города и страны событий, раскрыть загадки прошлого, вернуть несправедливо забытые имена. Получасовой дебютный проект рассказывает об истории старейшего в регионе мусульманского храма Ак мечеть, непростой судьбе купца 2-й гильдии Абдул-Фаттаха Рамазанова и его семьи. Участники съемочной группы расспросили старожилов, нашли редкие документы и фотографии, узнали массу неизвестных фактов и невероятных историй.
Ак мечеть – гордость и визитная карточка города
Сегодня величественный памятник архитектуры начала XX века, расположенный в самом сердце старого города, это не только культовый объект, где собираются верующие мусульмане. Он давно стал и местом паломничества многочисленных туристов, которые хотят больше узнать об истории Павлодара и сделать красивые снимки на память. Здесь нередко собираются молодые и начинающие художники для пленэров на открытом воздухе. По словам хозяйки школы-студии классического рисунка Татьяны Чевтаевой, павлодарцы должны гордиться такими историческими объектами.
– Очень четкие и строгие, но в то же время простые и лаконичные формы. Рисовать Ак мечеть, конечно, одно удовольствие. Это отличный объект для ребят, чтобы проводить организованные выезды и пробовать отразить все архитектурные линии, объемы и конфигурации на бумаге. А рисовать ее осенью – отдельное удовольствие. Глазу не мешает буйство зелени, есть пространство, небо, и ты погружаешься полностью в особенности архитектуры, перенося вид красавицы Ак мечеть на холст, – делится своим мнением Татьяна Чевтаева.
Белокаменное здание с большим зеленым куполом, изящным минаретом и башенками, устремленными ввысь полумесяцами, служит людям вот уже 115 лет. Это сейчас Ак мечеть – визитная карточка города, но как она уцелела, когда в 30-е годы прошлого столетия все храмы в округе снесли до основания? Загадка, скажете вы, а может даже мистика?
Конец XIX–начало XX веков – время культурного ренессанса: в городе появляются интересные здания, цирк, телеграф, ярмарки. В деловой среде большим авторитетом пользовался купец 2-й гильдии Абдул-Фаттах Рамазанов. Построенные им здания до сих пор украшают старый Павлодар. А вот судьба купца и его детей полна трагедий, испытаний, до сих пор овеянных тайной. Имя самого Абдул-Фаттаха, кстати, имеющее особый сакральный смысл в исламе, оказалось и вовсе вычеркнуто из истории.
– Можно представить себе начало ХХ века: красивый бревенчатый дом с резными ставнями; большая, интеллигентная, дружная, преуспевающая семья Рамазановых. Если посмотреть на сохранившиеся его здания и усадьбу, можно представить, в каком достатке жили эти люди. И двери в его доме всегда были открыты, так как его посещали многие талантливые жители, гости Павлодара. Среди них были и ученые-путешественники, артисты, влиятельные чиновники. Здесь нередко выступала Майра Шамсутдинова, другие местные и приезжие звезды, а еще на праздник Ораза айт он раздавал помощь нуждающимся, поддерживал талантливых людей, – рассказывает, демонстрируя сохранившиеся фотографии мечети, сделанные Дмитрием Багаевым, главный хранитель фондов областного историко-краеведческого музея Алия Жомартова.
Именно Абдул-Фаттах Камалитден-улы стал тем меценатом, который взял на себя финансирование строительства здания Ак мечети. Это случилось после жуткого пожара 28 мая 1901 года. Стихия уничтожила едва ли не половину деревянных построек в городе. Все это зафиксировано в архивных бумагах. Всего сгорело 427 из 768 зданий, включая казачью церковь и старую деревянную мечеть 1871 года постройки.
– Именно Абдул-Фаттах обеспечил деньгами строительство этой мечети. И, конечно, для семитысячного населения Павлодара в те годы это здание было самым необычным и уникальным. Высокий белый минарет, очаровательные башенки, резной заборчик железный, который окружал мечеть. Это все было очень красиво и непривычно. Поэтому мечеть так и прозвали – Ак мечеть, – отмечает заместитель руководителя государственного архива области Надежда Кубик.
Культовый объект возвели в 1905 году в мавританском стиле. Он стал своего рода символом возрождения: у верующих появились новые мечты и надежды. По словам старожилов, посмотреть на ее красоту собиралась вся округа. Во время изучения архивных данных мы нашли немало расхождений с прежними сообщениями об этой мечети. Оказывается, первым ее имамом стал Абдул Гани Абдулкаримов. Как рассказал его внук Хамид Абдулкаримов, попал он к нам случайно: ехал по Иртышу на пароходе, должен был попасть в Верный, но, прознав об этом, верующие уговорили молодого знатока Корана остаться. Прежний имам уже был почтенного возраста, нужен был новый человек с хорошим исламским образованием.
Найдены уникальные документы и фотографии
При подготовке материала огромную помощь нам оказали работники Центрального государственного архива Казахстана. Они нашли более десятка уникальных документов, которые непосредственно касаются Ак мечети. В пожелтевших от времени бумагах зафиксировано все – от собрания мусульманской общины, прошения уездного начальства к губернатору Семипалатинской области до одобрения на строительство.
Платежеспособность меценатов также тщательно проверяли. Есть в документах и интересная пометка: чтобы объект не был выше православных храмов. Таковы были требования тех лет. Мы обнаружили массу других важных бумаг, которые так или иначе связаны с историей мечети и семьи купца Рамазанова. Революция, анархия, раскулачивание, репрессии – тогда верующие и не подозревали, какие впереди их ждут лишения и испытания. Алдажар Самиев, будучи ребенком, часто слушал разговоры аксакалов. Признается, многое врезалось в память навсегда. Он помнит, что говорили в народе о меценатах того времени: купце Рамазанове, основателе первого павлодарского общества учителей казахского языка «Гылым» Касым-кажы Мустафа-улы, а также Шаукене-байе.
– В народе говорят: «Пока душа умершего не обретет покой – живой не обогатится». Потомки должны хранить память об истинно верующих строителях мечети. Нельзя забывать о их благих делах, тогда молитвы не останутся неуслышанными, – считает старожил города, 93-летний Алдажар кажы Самиев.
Пожар, конечно, нанес непоправимый ущерб городской инфраструктуре, но во многом благодаря купеческому сословию жизнь в Павлодаре стала налаживаться. И новый век сулил радужные перспективы. Судя по материалам регулярно выходившего издания «Обзор Семипалатинской области», газет и записей, проезжавших через город путешественников, Павлодар постепенно обретал цивилизованные черты и экономическую значимость. Сюда съезжались богатые люди, а также инженеры, ремесленники, мещане, крестьяне из Сибири, Поволжья, Урала, Украины и, конечно, со всей Средней Азии. А еще баржами везли каторжан и их семьи. Однако принять всех город не мог, и местные власти просили вышестоящих чиновников снизить людской поток.
Бабушка жительницы Павлодара Суфии-апай Бадигуь-Жамал много лет служила в усадьбе Рамазановых, а ее сын Фахрутдин дружил с сыновьями купца – Афлятоном, Равилем и Гирейем. Нам очень повезло встретиться с ней, ведь именно она сохранила в семейных альбомах уникальные фотографии. В том числе единственный совместный снимок Рамазановых-младших. На ней запечатлены сильные, полные надежд и планов юноши.
– Моя бабушка всегда с такой любовью о них говорила, какие воспитанные и вежливые были ребята. Она стирала им, мыла дома. По ее словам, когда работали, девчата всегда просили спеть что-нибудь. У бабушки был красивый голос, она знала много песен. И Рамазанов тоже слушал рядом. А когда хозяин делал расчет, всем по 20 копеек за работу давал, а ей еще рубль сверху за пение. Любил ее песни. Конечно, она могла развивать свой дар, но для этого нужно было ехать учиться, а у нее дети на руках, не до сцены, – вспоминает Суфия-апа Саттарова, которая готовится отметить 95-летний юбилей.
Всем павлодарцам известен деревянный сруб с зеленным крыльцом по улице Астана, 135. Это музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой. По словам Суфии-апы, это здание в начале прошлого столетия купец Рамазанов построил для одного из своих старших сыновей.
– Он специально выбрал это место, чтобы было рядом с его домом. В новом доме жил Салават. Другие дети еще не подросли, а у него уже была своя семья. По мусульманской традиции ему как старшему был назначен отдельный дом рядом с отцовским, – отмечает Суфия Сахаповна.
Среди реликвий семьи Саттаровых нашлась еще одна уникальная фотография. На ней девушки и женщины в национальных татарских нарядах: бабушка Суфии-апай тоже среди них. А на почетном месте, точнее, на знаменитом кресле в павильоне фотографа Багаева, – строгая казахская байбище в белом одеянии.
Конечно, мусульмане жили по общим законам Российской империи, однако свои религиозные дела и вопросы нравственности, судя по документам, старались решать сами. Мама знаменитого тренера по боксу, почетного профессора Университета Торайгырова Рафаэля Вахитова Гульсум Хадиевна тоже была из купеческой семьи и училась в медресе при Ак мечети.
– Она прекрасно владела как казахским, так и татарским языками, латынь хорошо знала. Их учили скромности, порядочности, уважительному отношению к старшим. Поэтому одевались они достаточно скромно, чтобы не было вычурно. Вели себя сдержанно, а еще воспитанницы медресе писали и читали на арабском. Мы прямо на Иртыше, на улице Ленина жили, рядом с купцом Абрамовым. Я родился в том доме, где низ кирпичный, а верх – деревянный, – поделился своими детскими воспоминаниями 94-летний Рафаэль Гайсич.
Основатель самой большой в мире коллекции грампластинок, знаменитый профессор и музыковед Наум Шафер отмечал, какую большую роль Рамазанов сыграл в творчестве молодого писателя Сабыра Шарипова и певицы Майры Шамсутдиновой. Будучи не просто богатым человеком, но и умевшим ценить прекрасное, он помогал развитию культурной жизни в городе.
– То, что в одно время религия у нас находилась в загоне, это, конечно, наш позор. Потому что именно в религии у нас проповедуются высокие нравственные принципы. И тут главная заслуга Рамазанова в том, что он в своей деятельности эти принципы утверждал. А Майра является представителем народного искусства, что свидетельствует о талантливости казахского народа. То, что сейчас у нас существует музей Майры, а ее произведения культивируются, – это наполняет мое сердце радостью. Все сегодня восстанавливается именно в том виде, в каком и должно быть. И даже то, что музей песенного творчества разместился в бывшем доме сына Рмазанова, очень символично, – говорил Наум Шафер, напомнив, что дом самой певицы, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Революция 1917 года перевернула всё с ног на голову
Мусульмане всегда придерживались традиции: если у кого-то не хватает денег, то другие шли на помощь. Позже такая взаимовыручка распространилась среди всего многонационального купеческого сословия. В Павлодаре дружно жили и казахи, и русские, и хортицкие немцы-менониты, и бухарцы, и ташкентские сарты, и даже китайцы. Мама Рафаэля Гайсича после медресе работала в аптеке и тоже хорошо знала Рамазановых. Но наступил 1917 год…
– Можно себе представить, какой трагедией для этой семьи оказалась революция. Они остались практически на улице, без ничего. Дети были отправлены в Узбекистан, в Ташкент. Некоторое время, побыв там, они уехали в Ленинград. Дальше следы детей теряются, их судьба покрыта тайной, – с грустью и большим сожалением продолжает главный хранитель фондов музея Алия Жомартова.
Советская власть в Павлодаре окончательно основалась в 1920 году, а до этого в город заходили то красные, то белые. Судя по некоторым записям и рассказам старожилов, появлялись разного рода повстанческие ячейки. Иногда доходило до анархии, убийств и грабежа состоятельных людей.
«Три дня Павлодар не жил нормальной жизнью под страхом угроз толпы, собравшейся с утра и постепенно выраставшей. Закрывались магазины, перестали работать продовольственные комитеты, прекратились занятия в школах… Толпа вспомнила апрель и принялась за обыски. Угрозами заставила брать ключи, ломала замки, врывалась в помещения мирных граждан. Все, что отыскивалось на воза без меры, без веса, без записи владельцев имущества», – писала «Свободная степь» в своем номере от 7 ноября 1917 года.
Через два дня эта газета сообщила, что «по случаю объявления в Павлодаре военного положения спектакли, маскарады и сеансы в электротеатре временно прекращены». Против бесчинства и мародерства выступили верующие мусульмане. Правда, позже многим из них пришлось поплатиться за это собственными жизнями.
«Павлодарскими мусульманами организована добровольная дружина, которая охраняет вместе с казаками уже в течение нескольких ночей весь город. В дружину эту записались сто семьдесят три человека – все мусульмане. Из русских еще никто не заявлял о своем желании вступить в охранную дружину», – сообщала 12 ноября «Свободная степь». Кстати, эти важные сведения для истории сохранил ветеран павлодарской журналистики, краевед Кузьма Семенович Тюрин, который вел копии записей газет тех лет и оставил несколько уникальных документальных сборников.
По некоторым сведениям, с приходом советской власти для спасения семьи купец Рамазанов добровольно отказался от имущества, Детей, как говорилось выше, он успел отправить в Ташкент, а сам с супругой до конца жизни прожил в полной нищете. Последующие после революции годы обернулись массовыми репрессиями и голодом.
– Ой, ребята, вы же не знаете, что тогда было, а я видел все своими глазами. Забирали и расстреливали только за то, что хотели защитить нормальную жизнь. Даже на примере моей мамы. Она работала в аптеке. Директор был поляк, очень культурный, такой красивый дядька, я даже его помню. Ночью приехали, забрали, он там при аптеке жил. Где он, что он, никто не знает. Это был страх, ужас, что сегодня тебе в дверь постучат, увезут, и никто не знает, куда, зачем, почему. Только слышишь утром плач, ага, там забрали, того забрали. Кого тут в Павлодаре было забирать, и то многих позабирали, – поделился тяжелыми воспоминаниями Рафаэль Вахитов.
В 30-е годы каждого человека проверяли на благонадежность советской власти: малейшее сомнение – и тебя ждал приговор. Такие же справки-запросы пришли на детей Рамазанова. Их мы нашли в архивных фондах.
– За всеми богатыми тогда охотились. Там многих постреляли. Айтыкиных, потом еще многих – 26 человек на барже увезли. Где лыжная база, их там постреляли. Сейчас, где мост железнодорожный, там два моста небольших. Под одним из них кладбище, кого расстреляли большевики. Мы приходили, и она (бабушка – ред.) сразу проходила на могилу Рамазанова, садилась и читала молитву. Она всегда была благодарна ему, у нее какая-то внутренняя благодарность к Рамазанову, – продолжает рассказ Суфия-апа.
О том, что забирали без разбора, лишь бы был донос, рассказывает и Олажатай-апа Сыздыкова. Их семья была верующей и также прошла через все ужасы тех лет.
– Ак мечеть еще не закрыли, но внутрь уже не пускали. Люди тайком ходили, все равно молились. Мы бегали за мамой, а милиция прогоняла: «Прочь, прочь!» Нас тогда спасла одна байбище, как оказалось, эта мудрая женщина тоже была имамом. Она, не страшась ничего, твердо и командным голосом сказала молодым милиционерам: «Детей не троньте, пусть смотрят». Взрослых некоторых насильно забирали, но нас оставили в покое. И каждую пятницу ходили: повторяли за тем, что делали взрослые, так и научились молиться, – поделилась детскими воспоминаниями Олжатай-апа.
Дом Сыздыковых находился недалеко от мечети, в районе, который потом в советские годы прозвали Казкраем. Всех мужчин из их рода забрали на фронт. Олжатай с мамой и сестрой остались одни.
– Я бросила учебу, пошла работать. Летом на картофельных полях, зимой крутили махорку для фронта. Туда приносили бумагу, а среди нее священные мусульманские книги. Некоторые женщины прятали их, незаметно забирали домой. А мы, дети, ничего толком не понимали. Вот так мы пережили те суровые годы, – рассказывает Олжатай-апа, один из двоюродных братьев которой уже после войны учился на летчика вместе с Юрием Гагариным.
Он хотел построить семь мечетей
Судя по метрическим книгам мечети, у Рамазанова часто умирали дети. Причем еще в младенчестве. Он несколько раз женился: сначала на Биби Шарифе, дочери Абдуллаха Исмаилова из Ялуторовского уезда, откуда сам родом. Затем на 20-летней Хамдунисе Мухамадий-кызы. Еще одну жену звали Биби Абдулла-кызы. Ходили легенды, что Абдул-Фаттах хотел построить 7 мечетей. Может, как раз в память о своих ангелочках, которые еще совсем маленькими отправились на небеса.
– История требует постоянных поисков, уточнений материалов. Например, Бикбулат Маняпович Хазыров, который долгие годы занимался изучением истории татар, в том числе биографии Абдул-Фаттаха Рамазанова, приводит сведения, что у него было три сына и одна дочь. В метрических книгах мечети Павлодара мы находим и другие записи. То есть эта история требует продолжения, требует дальнейшего изучения, – говорит Надежда Кубик.
Абдул-Фаттах Рамазанов родился в 1850-м, а по другим данным в 1859 году в Ялуторовске, что в нынешней Тюменской области. Учитывая, что в Павлодаре никого из родных мы не нашли, вместе с поисковиком Жумабеком Камзиным прямиком отправились в Сибирь. Здесь нас радушно приняли и приятно удивились, что казахи ищут потомков татарского купца.
– Народ нельзя растоптать. Какой бы национальности он ни был, он родился, чтобы оставить след. Конечно, эти дети должны найтись. Я благодарна павлодарцам, что они это чтят, – сказала, встречая нас в Доме народного творчества, председатель культурной автономии ялуторовских татар Зухра-апа Кожевникова.
О своем приезде мы заранее предупредили администрацию и представителей татарской и казахской диаспор. И, хотя у нас было крайне мало времени, учитывая поставленную цель, мы успели немного прогуляться по городу. Гордость Ялуторовска – это туристический комплекс «Острог». Его презентовали в 2009 году, когда праздновалось 350-летие со дня основания города. Но на самом деле, это подтверждают письменные источники и последние находки археологов, история этих мест куда древнее.
– Сибирско-татарский город Ялутора лежал на сибирском караванном пути, по которому проходили многочисленные торговые люди. Караванный путь соединял Среднюю Азию с сибирскими городами, – провела для нас мини-экскурсию по «Острогу» председатель комитета по культуре и туризму администрации Ялуторовска Татьяна Бурлакова.
Этот небольшой сибирский городок в свое время стал местом ссыльных декабристов. Здесь, кстати, тоже были свои знаменитые купцы. Население Ялуторовска небольшое, многонациональное. Глава ялуторовских казахов 44-летний депутат горсовета и преуспевающий бизнесмен Арыстан Койше рассказал, как они стараются сохранять национальные традиции. Между прочим, эту благородную общественную нагрузку – возглавить автономию – ему передал отец Кенесары Койше.
– Нам очень интересно, что был такой меценат Рамазанов, который построил мечеть в Павлодаре. И жители вашего города ценят тот вклад, который он сделал, – коротко отметил председатель культурной автономии казахов Арыстан Койше.
Живут ялуторовские казахи дружно, а среди главных гостей любой семьи имам Раиль хазрет. Раньше здесь не было своей мечети, храм открыли несколько лет назад.
– Услышал, что в Павлодаре был такой человек, который построил мечеть, занимался культурой, духовностью, мне было это очень приятно узнать. И то, что он выходец именно из Ялуторовска. Еще вот задумался, что когда-то в Павлодаре выходец из Ялуторовска построил мечеть. А сегодня выходцы из Казахстана, наоборот, большую помощь оказывают мечети Ялуторовска, – делится своими размышлениями имам мечети Ялуторовска Раиль хазрат Махмутов.
В этих живописных местах у самой поймы реки Тобол немало старинных татарских аулов. Один из них – Аслана, где сейчас проживает 700 человек. Здесь находится уникальное место, которое называется Кушаульская Астана. Это родовое кладбище, которому больше 500 лет. Когда-то в этом месте возвышались величественные мавзолеи потомков шейхов Хоби-Ходжа. В поисках информации мы познакомились и расспросили многих людей. Старейший житель села Аслана Рафаэль-бабай раньше был учителем истории. Его супруга Асия-апай приходится дальней родственницей купцу Рамазанову. Мы приехали к ним аккурат в ее день рождения.
– Женой этого Абдул-Фаттаха является родная сестра Мухамад-Сафы, а Мухамад-Сафа доводится моей жене дедушкой. Мухамад-Сафа с женой Габдиль-Жамал они тоже жили в Павлодаре, потом вернулись. Дед умер в 1943 году, а бабушка в 1949-м. У Абдул-Фаттаха родной брат жил в Китае. Потом, когда там началась культурная революция, две его дочери вернулись в Алматы. Сын Абдулла кинорежиссером был, остался в Китае, – передал нам очень важную информацию Рафаэль-бабай.
В поисках истины
Еще один известный павлодарский тренер по боксу Рифхат Авазбакиев, который одним из первых выразил поддержку новому проекту об истории Павлодара, тоже происходит из купеческого рода. Его дальние предки проповедовали ислам еще во времена Сибирского ханства.
– Хочется знать историю, чтобы имена выдающихся людей прошлого не остались забыты. Вот про Рамазанова вспоминают, но крайне редко, а большая часть павлодарцев и вовсе о нем не слышала. Благодаря моему другу и бывшему воспитаннику по боксу Жумабеку Камзину как-то это всколыхнулось. Для подрастающего поколения важно, чтобы они знали, кто построил, как и в какое время, какие испытания пережил весь народ – от спокойной и благополучной жизни до революции и до полного абсурда с выдуманными арестами, убийствами, – отметил преподаватель Павлодарского педагогического университета, воспитавший не одно поколение чемпионов, Рифхат Анатольевич Авазбакиев.
Многие считают, что легенда о семи мечетях, которые мечтал построить Рамазанов, не могла появиться на пустом месте. И тому есть разные подтверждения.
– Из разговоров старших во времена моего детства я узнал, что у нас в роду был человек, который занимался благотворительностью. Про нашу Осиновскую мечеть старую, построенную до революции, говорили, что ее построили за счет нашего родственника. Но конкретное имя не называлось, все боялись. Так эта история ушла в небытие. Спасибо павлодарцам, которые поднимают некогда запрещенную тему, – высказал свои предположения, одновременно подтверждая, что старая легенда могла быть реальностью, один из дальних родственников Абдул-Фаттаха Камилетден-улы, ялуторовский депутат и бизнесмен Салих Рамазанов.
А вот еще одно возможное подтверждение. Красивейший и всем известный памятник деревянного зодчества, в котором находится музей литературы и искусства имени Бухар жырау. Это удивительное здание еще в конце ХIХ века также построил Рамазанов. Изначально здесь должна была быть мечеть. Но строители нарушили каноны ислама, в итоге он отказался от первоначальных планов и продал здание. До революции здесь жил купец Зайцев, с которым они очень дружили.
Но вернемся к детям Рамазанова. По словам Суфия-апай, один из сыновей Рамазанова Равиль родился в 1905-м, а дочь Бану в 1902 году. В прежних источниках писали, что девушку расстреляли за поддержку белогвардейцев в 1937 году. Но Суфия-апай опровергла эти данные. По ее словам, Бану успела скрыться в Казани, сменив фамилию. Про Афлятона говорили то же самое, но поисковики отряда «Панфиловшылар» установили, что он погиб смертью храбрых в мае 1944 года под Псковом. Равиль также не вернулся с фронта. А что стало с Гирейем, история умалчивает. Суфия-апай единственная, кто сумела сохранить немало уникальных фотографий, которые еще нигде не демонстрировались.
– Я вам точно скажу, что у Бану и Афлятона детей не было. У Равиля жена была беременной, родила или нет, не знаю. Ее эвакуировали из блокадного Ленинграда, куда – также неизвестно. Я всегда, когда услышу фамилию Рамазановы, начинаю спрашивать, интересоваться: кто вы, откуда родом, но никого из детей или потомков Абдул-Фаттаха еще не встречала, и это больно и тяжело, – говорит Суфия Саттарова.
В декабре 2021 года на территории Ак мечети установили памятный камень в честь Абдул-Фаттаха Рамазанова. Автор идеи – Биктимир мулла, который объявил сбор средств, а самую большую помощь оказал меценат Рустам Мазгутов. Он же помог облагородить место захоронения знаменитого земляка и его супруги. Место на старом мусульманском кладбище нам показала Суфия-апай.
– Ходил на ауыз ашары, людям рассказывал, что вот такому-то человеку хотим поставить камень. Люди скидывались, кто по 2 тысячи, кто по 5 и даже 10 тысяч. Вот так насобирали больше половины суммы, остальную добавил председатель татарского общества Рустам Мазгутов. Хотели сначала поставить камень на кладбище, но так вышло, что к могиле ведет только узкая тропинка, там только пешим можно пройти, машина не проедет. А камень получился большой, около 6 тонн. Аллах помог нам, это все с его позволения идет, – сказал мулла Биктимир Сучпакаев.
В Павлодаре создана госкомиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Эксперты ведут кропотливую работу по каждому человеку, в том числе служителям духовенства.
– Это было страшное время, священнослужители все были репрессированы тройкой НКВД. В архивах области мы находим очень много писем, в которых люди просили открыть мечеть, – прокомментировала работу комиссии член рабочей группы, заместитель директора историко-краеведческого музея им. Г. Потанина Гульнара Нурахметова.
Насколько известно, в здании Ак мечети после прихода советской власти и сноса минарета сначала размещался Дом пионеров, а потом филармония. В последние годы здесь тренировались юные спортсмены. То есть, несмотря ни на что, она продолжала служить людям, неся добро, нравственность и культуру.
– А знаете, я помню, как снимали мунару в 1937 году. Вот почему-то ясно это запомнила: бабушки плакали, сидели на молитве. А у нас дом находился там, где теперь ЦОН, напротив горсада. Все бабушки, которые собрались, легли на намаз, а мы смотрели в окно. Нам почему-то не разрешали выходить из дома. Раньше никто не возражал, нельзя было. Все церкви снесли: и белую, и красную около нас, а этот храм не смогли. Так она и осталась. Вот такая участь у нашей мечети, не поддалась она, не смогли ее разобрать и сровнять с землей, – резюмирует Суфия-апа.
Сотни километров дорог, тысячи просмотренных архивных папок, многочисленные встречи, интервью. Над этим проектом мы работали больше полугода. Но удача ждала нас в самом конце – в архивах случайно нашлась интересная запись. Пожалуй, это главный документ, который так долго ждал своего часа. Оказывается, у Абдул-Фаттаха был еще один сын – Абдурауф, и он чудом выжил в те годы, даже успел жениться на избраннице по имени Хамида Афтахидинкызы. 7 ноября 1926 года у купца родился внук Абдулхак. Что с ним стало, мы пока не знаем. Но теперь твердо уверены, что потомки человека, подарившего Павлодару красавицу Ак мечеть, обязательно должны найтись. А значит, это еще не конец истории…
Фото автора и из фондов областного архива и музея им. Г. Потанина