Воскресенье, 8 сентября
Меню

Сначала книги, потом гаджеты

  • Ирина Ковалёва
  • 277
Сначала книги, потом гаджеты
Наталья Колодина. Фото: Жумагали Сейтенов

Книголюбы не появляются из ниоткуда, их нужно вырастить на своем примере. Засилье «клипового» мышления, когда информация больше трех строк или дольше 10 секунд уже не воспринимается, перескоки с одной темы на другую, – вот то, с чем столкнулась современность из-за развития гаджетов. Даже взрослый человек теряется из-за обилия информации, что уж говорить о детях. Как быть в этой ситуации, мы расспросили ветерана библиотечного дела, активного пропагандиста чтения Наталью Колодину.

Наталья Александровна Колодина – магистр библиотековедения и библиографии, Отличник образования РК. В свое время работала в Централизованной библиотечной системе Павлодара, в научных библиотеках ПГУ им. С. Торайгырова и ПГПИ. Выступала автором и руководителем внедренческих проектов по автоматизации библиотечных технологий. Была участником Республиканского Слета библиотекарей Казахстана, докладчиком 5-й международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире», конференций Российской Библиотечной Ассоциации. Автор более 100 научных и методических пособий, публикаций в библиотечных сборниках и журналах Казахстана и России. Хранитель общественной библиотеки Славянского этнокультурного центра. Активный волонтер и инициатор популярной традиционной акции «Павлодар читает детям».

В одном из интервью нашему изданию Наталья Колодина рассказывала о показательной истории. На конференции в 1998 году американские участники говорили, что скоро к нам придет интернет, мол, тогда мы поймем, что это за напасть. С нашей стороны это предостережение посчитали нелепым, ведь у нас проблемы нечитающих людей тогда не было. Нам бы компьютеры, тогда бы мы развернулись!

Прошли годы. И в 2007 году в Астане на международном конгрессе чтения выяснилось, что за 10 лет произошла катастрофа – книги исчезли, библиотеки закрывались, интерес к чтению угас, а нового ничего не пришло. А сейчас развиваются методы для продвижения чтения через интернет – без сформированного навыка чтения.

– Наталья Александровна, прошли еще годы, мы видим, что многое изменилось. Современная библиотека – не только про «почитать». Это своеобразный центр притяжения не только для взрослых, но и для молодежи, детей.

– Да, библиотека сегодня развивается. Это центр культуры, энергии, интеллекта, здоровья, интереса, – уверена Наталья Колодина. – Мы сейчас общаемся плодотворно с центром детского чтения имени Баязитова и здесь, в областной библиотеке имени Торайгырова, часто бываем. И надо сказать, действительно, библиотека сейчас стала другая. Это заслуга активного творческого коллектива. У них много креативных, полезных идей и проектов. И еще бы хотелось побольше для них поддержки. Ведь бывает, что не хватает для всех задумок мест. Карантин показал: сидеть в квартире сложно, людям важно общение, возможность обсудить добрые дела. В том числе по книгам. Мы только что проводили читательскую конференцию по книге «Правдивые притчи» журналиста, руководителя ПавГео Александра Вервекина. Мы анализировали, делились своими историями.

– Людям всех возрастов нужно общение и чтение. Но если читатели со стажем знают о возможностях библиотек, то как быть читателям начинающим и потенциальным?

– Хотелось бы, глядя на опыт, возможности и площадки областной библиотеки имени Торайгырова, такую же детскую библиотеку в Павлодаре – это мечта! Пространства детских библиотек не хватает. Это территория безопасности. Я наблюдаю: родители спокойно оставляют в библиотеке детей на час-два. Ребята там под присмотром читают, общаются, рисуют, участвуют в конкурсах, мастер-классах, заняты полезными делами. А родители свободны в это время. И спокойны – там плохому не научат. Но начинать прививать чтение нужно не в библиотеке, а все же еще дома. Мы повсюду пытаемся родителям это рассказывать. Родители должны понять, что телефон можно совать человеку в руки, только когда он стал достаточно взрослым, а книга и  игрушка нужны в первую очередь. Аналоговые вещи более эргономичны.

– Как можно улучшить ситуацию?

– Если мы не можем повлиять на ситуацию в мировом масштабе, значит, это ответственность каждого человека – думать о своих детях, их будущем. Мы делимся информацией. Лет 10 назад, когда работала в сфере пропаганды чтения, разработала научный проект «Школьная библиотека». Участвовала в научных конференциях, и в аспирантуре тема моей научной диссертации была именно об этом. Сколько я обращалась к нашим депутатам, к депутатам парламента, в управление образования, управление культуры. И везде слышала: все хорошо, но нам это не надо, у нас будет e-library. И где e-library, каталоги и т.д.? Прошло 10 лет, я уже на пенсии, мне уже не до этого. Но воз не то чтобы и ныне там, стало даже хуже. Библиотекарей практически нет. В школах зачастую остались библиотекари предпенсионного возраста либо непрофильные специалисты. Настоящих библиотекарей по образованию остались единицы. Вот, на акции «Библионочь» вдумчивые, креативные библиотекари показывают нам, как организовать не только праздник, но и всю работу в этой сфере. Но, увы, это не везде так.

– А что с планами на цифровизации? Как эта модель поведения отразится на мотивации детей вообще что-либо читать, на развитии критического мышления?

– По-моему, планы освободить школьные рюкзаки от учебников – возможно, это лобби компаний. Может, они думают вовсе не о здоровье детей, а о собственном гешефте? Это мое личное убеждение. На основе опыта – с собственным внуком, который учится в американской школе, в основном с электронными учебниками. И как трудно в этом случае «воевать» со школой, чтобы ребенок все-таки читал, писал руками. Пока ребенок не научится говорить, писать, читать вдумчиво и осознанно, пока у него не уложатся в голове тропы и связи, пока не будет развито линейное, последовательное мышление, – не надо формировать клиповое сознание. Мы все вместе должны защищать бумажную книгу – библиотекари, учителя, журналисты, пишущая братия, образованные люди, депутаты, акимы по всей стране и по всему миру.

– Нам говорят, что потом мы увидим выгоду.

– А мы уже сейчас видим результат. Проводится огромное количество исследований, которые доказывают, что происходит с мышлением ребенка, его когнитивными способностями. В том числе на уровне физиологии. Все эти гаджеты для детского мозга абсолютно не годятся. Особенно когда мамочки суют малышам до года-двух телефон. Нужно же учитывать особенности зрения, восприятия по возрасту. По результатам исследований увидели хаотичность нервных сигналов головного мозга в таких случаях.

– А как помочь навыку сформироваться?

– Вспомним, как обычно учили раньше – те же детские песенки и стишки по сто раз. Это наработанные связи. Но с телефоном и т.д. такого не будет – это перескакивание с одного на другое. Мы недавно обсуждали опыт и традиции прошлых эпох. Например, отец по вечерам рукодельничал, что-то выпиливал, а дети в это время читали вслух. А папа им комментировал, пояснял непонятные вещи, что-то подсказывал. А сейчас как выглядит семейный вечер с детьми? Мама с папой сидят, уткнувшись в телефоны, еще и телевизор шумит. Как они общаются? А ведь гаджеты должны быть инструментами-помощниками. А не заменителями коммуникации, общения, родителей, воспитания и т.д. И когда говорят: мол, в интернете все есть, я не соглашусь. Во-первых, интернете есть не все. Во-вторых, многое не правильно. В-третьих, идет своя редакция, отсев, селекция информации. И первая выскакивающая информация – зачастую не самая релевантная. Она там потому, что кто-то установил именно такие настройки, кому-то это нужно. И мы этими настройками не управляем. Получается, чужой дядя нам диктует, что и как воспринимать. Те, кто не заинтересован в развитии своей страны, уповают на тот же Google. А кто заинтересован, пусть возьмет проверенные и лицензированные государственные справочники, указатели и энциклопедии.