Эта подпись под снимками, уже ставшими историей, — залог долгой памяти, которую оставил энтузиаст и патриот Павлодара, фотограф Николай Николаевич Мохирев. Альтруист Мохирев методично и планомерно десятилетиями вел хронику жизни, роста и развития города на Иртыше. И не просто запечатлел и сохранил. Мастер фотолетописи ХХ века Павлодара оцифровал десятки тысяч своих кадров и обнародовал в интернете в начале 2010-х.
Павлодарцы простились с фотографом Николаем Мохиревым. 12 июля 2022 года, во Всемирный день фотографа, он ушел из жизни, оставив неоценимое наследие. Сегодня его снимки Павлодара знает каждый. Но так было не всегда.
– С Николаем Николаевичем мы познакомились в 2014 году. Так сложилось, что я первый журналист, который написал о нем, как о хранителе истории, о человеке, который фотографировал историю строительства индустриального Павлодара – в материале «Машина времени Николая Мохирева», – рассказал на церемонии прощания журналист и биограф Фёдор Ковалёв. – Я случайно наткнулся на его страницу в «Одноклассниках», тогда он выложил около 2000 снимков, потом там уже было за 20 000. Мы с ним встретились, разговорились. Он рассказал, что увлекся фотографией с детства. Большое впечатление на него произвел снимок его дома в деревне под Свердловском. Этот дом потом был продан и сгорел, но сохранился на фотографии. Николаю Николаевичу запало в душу, что с помощью фотографии информацию можно сохранять для потомков, для истории.
Николай Николаевич Мохирев родился в 1936 году в Свердловской области. Его деда, зажиточного крестьянина Алексея Мироновича, в 1931 году раскулачили. Родители Николая Мохирева вынуждены были бежать в соседнее село и жить в нищете. Приглашенный мамой фотограф успел запечатлеть на прощание отчий дом.
«Когда я увидел фотографию дома моих предков, понял: если бы не было этого снимка, я не смог бы осознать, как жили мои родители. Восстановить это со слов невозможно. С того момента у меня зародилась мысль, что память должна быть визуальная. Поэтому я снимал, как строится Павлодар в 70-х, целенаправленно – я знал, что пройдут годы, и это будет бесценно», – рассказал в интервью нашему изданию тогда Николай Мохирев. А тот снимок он считал самым любимым.
Фотографией Николай Николаевич увлекся в школьном фотокружке. Годы спустя, будучи начальником смены на ТЭЦ на станции Юшала Свердловской области, Николай Мохирев продолжал фотографировать. Его снимки публиковали в газетах. В 1968 году по семейным обстоятельствам Мохирев переехал в Павлодар. Пару лет отработал сантехником в ЖКО. В это же время познакомился с редакциями павлодарских газет «Звезда Прииртышья», «Кызыл ту» и областного телевидения, стал их внештатным фотографом.
– С Николаем Николаевичем мы знакомы 40 лет. Поддерживали отношения на протяжении всей жизни, – рассказывает ветеран телевидения, киновед, режиссер Людмила Баюшева. – Но особенно близко общались последние годы, когда он потерял свою жену Любушку. Он очень страдал, много о ней рассказывал. Говорят, только смерть превращает жизнь человека в судьбу. Когда закончилась жизнь Николая Николаевича, сколько писем, сообщений, комментариев мы прочитали! Люди из разных стран мира пишут – из России, Израиля, Германии и т. д. Оказывается, его многие знали. Он позаботился заранее о себе – даже поставил себе памятник на кладбище, как он хотел сам. Может, через несколько десятилетий мы поймем, каков его исторический вклад в летопись нашего города.
Снимки Мохирева публиковались в республиканских изданиях «Ленинская смена», «Казахстанская правда», «Учитель Казахстана». Параллельно он вел фотокружок в детском клубе «Искорка» и кинокружок в Доме пионеров. В 1970 году Мохирев нашел единомышленников и участвовал в создании фотоклуба «Орион».
С 1975 года вплоть до выхода на пенсию заведовал клубом-лабораторией кинолюбителей при областном совете профсоюзов. Эта организация располагалась в Доме союзов, была методическим и техническим центром развития киносамодеятельности, проводила конкурсы и обучающие семинары. Мохирев сначала снимал кино на 16-миллиметровую пленку, потом один из первых в области перешел на видео.
– Многие годы Николай Николаевич работал у нас в профсоюзах. Работал в Совете по кино, в отделе культуры, – вспоминает председатель отраслевого профессионального союза работников сельского хозяйства по Павлодарской области Павел Сурма. – Мы с ним первые начали снимать видеофильмы. В городе было три камеры – в прокуратуре, на телевидении и в профсоюзах. Тогда, 30 с лишним лет назад, мы начали создавать клуб кинолюбителей. Он был организатором, собрал ребят, они ему подчинялись как старшему. Тогда мы начали большую работу по созданию базы истории города. И практически ни одно крупнейшее мероприятие без Николая Николаевича не обходилось. Всю историю снимали, она сегодня есть, и мы будем ее сохранять. Много фильмов снимали по работе профсоюзов, по охране труда. Наши фильмы в Москве показывали. Два года назад я был в Москве, там в нашем центре показывали фильм, который 30 лет назад мы снимали. У него был талант художника. У нас в то время было такое мероприятие – съезд кинолюбителей стран СНГ. Там ему было присвоено восьмое место в рейтинге кинолюбителей СНГ! Он этим гордился. Мохирев работал день и ночь. Там, где работает сотня людей, он один создавал и творил в своей маленькой студии. Снял тысячи свадеб, торжеств. И сегодня все то, что он снял, есть практически в каждой семье. Люди просматривают и видят его труды.
Николай Мохирев говорил, что 80 % фото и киноматериалов, отснятых за свою жизнь, он уничтожил за ненадобностью. Было много текущей работы. Задание редакции выполнено, фотография опубликована – отснятая пленка летит в корзину. Он потратил целый год, чтобы оцифровать с фотопленок 100 000 своих фотографий, сделанных в 70-х годах. Еще 20 тысяч снимков не оцифровано. Так что в интернете в свое время он обнародовал лишь верхушку этого гигантского айсберга.
«Благодаря тому, что я умел фотографировать и снимать кино, как внештатный сотрудник газет и телевидения объездил весь Советский Союз, был более чем в ста городах СССР. В начале 70-х был организован автопробег по городам-героям Советского Союза и местам боевой славы казахстанцев. Я ездил фотокорреспондентом и кинооператором. Были в Волгограде, Одессе, Минске, Севастополе, в Аджимушкайских катакомбах в Керчи. Посетили места гибели Маншук Маметовой, Абылхаира Баймулдина, 28 панфиловцев, Бабий Яр, Хатынь. Фотографии, сделанные в поездках, я тоже выложил на своей странице в интернете, – рассказывал Николай Мохирев.
В 70-х он стал лауреатом Второго всесоюзного кинофестиваля киносамодеятельного творчества в Москве. Ездил на семинары для кинолюбителей, которые проводили в Алма-Ате профессиональные кинематографисты из «Казахфильма». Большое влияние на Мохирева оказало знакомство с кинооператором и кинорежиссером Марком Берковичем, который в 70-х занимался педагогической работой при киностудии «Казахфильм» и известен своими операторскими работами с режиссером Шакеном Аймановым.
«Я по духу больше киношник, чем фотограф, – рассказывал Николай Мохирев. – Еще до войны, мне года три было, папа взял меня с собой в кино. Я помню, как он держал меня на руках, и мы смотрели, как киномеханик заряжает пленку в проектор. Зал был небольшой, вместо стульев – скамейки из досок. И когда я увидел кино на экране, сказал, что я буду это делать. Уже тогда, в трехлетнем возрасте, у меня четко появилась мысль, что киномеханик показывает чью-то работу, и эта работа мне нравится».
– Он был удивительным человеком, – вспоминала о Николае Мохиреве на прощальной встрече ветеран телевидения Зоя Бутерус. – У него доброта была, свой взгляд на все. Он коснулся и истории нашей семьи. Потому что самые лучшие моменты нашей романтической жизни с мужем, наш сын, который пошел в школу, – это все было снято Николаем Николаевичем. Он дорогой и близкий человек и останется им навсегда.
– Провожая в последний путь Николая Николаевича, наверное, в каждом уходит частичка души и сердца, потому что, может, и не каждый знал его в лицо, но его фотографии разлетались, как только они в попадали в Сеть, – говорит заместитель акима Павлодара Светлана Гладышева. – Все павлодарцы с нетерпением ждали следующей публикации: что же они увидят? Николай Николаевич сохранил для нас уникальную эпоху Павлодара индустриального. Самое меньшее, что мы могли сделать для него, – это оставить его имя в рядах почетных граждан города. Потому что, действительно, Николай Николаевич был тот человек, кем гордились мы все. И когда в прошлом году шло заседание комиссии, ни у одного человека не возник вопрос, что может быть по-другому. Единственной вопрос был, а почему это не было сделано раньше? Конечно, наша с вами задача – сделать так, чтобы память о нем жила как можно дольше.
Звание почетного гражданина Павлодара Николай Мохирев получил в конце 2021 года, практически к 85-летнему юбилею. В то же время прошла его третья за всю жизнь персональная выставка «Павлодар – индустриальное сердце Казахстана в объективе Николая Мохирева» и творческая встреча со зрителями в ДКДЦ «Колос». Первая экспозиция состоялась в 1973 году в кинотеатре «Аврора», вторая – в 2019-м в доме-музее Багаева. Инициатором последней встречи в 2021 году стала ветеран телевидения, профессиональный киновед, режиссер Людмила Баюшева. Проект активно поддержали отдел внутренней политики акимата Павлодара, замакима Светлана Гладышева и молодежные организации города.
– Мы на большой экран заводили все его фотографии, – вспоминает Людмила Баюшева. – Тогда люди ахнули, какой у нас был город. Это произвело колоссальное впечатление. Мероприятие мы проводили за месяц его 85-летнего юбилея. Я предложила поощрить его, в акимате откликнулись. Мы смогли собрать, оформить документы, ходатайство – это сложный процесс был. Николай Николаевич так радовался. Все время меня спрашивал: «Я теперь известным буду?» Я говорю: вы и так известный, это оценили ваш труд, ваш вклад. И он был очень воодушевлен. И вот, как раз 30-летие независимости в 2021 году, в огромном зале, при полном скоплении народа ему вручили знак почетного гражданина нашего города! На творческой встрече он рассказывал, как все крыши города облазил. Снимал строящиеся объекты с крыш, чердаков. Сразу идея появилась снять сегодня те же объекты с тех же самых точек. Нашли квадрокоптер для съемок. Но было межсезонье – март–апрель, грязная картинка. Решили снять все летом. Но с ним случился неожиданно удар… Я восхищаюсь этим человеком. Он прожил скромную жизнь, ничего для себя не требовал и даже не осознавал своей значимости.
На фотографиях Николая Мохирева детально воссоздан быт Павлодара 70-х. Он сделал много портретов горожан. Среди сотен этих светлых лиц многие посетители его страницы увидели себя в молодости, узнали друзей и коллег. Изучая фотолетопись Николая Мохирева, детально видишь все стороны жизни павлодарцев: как они работали, отдыхали, побеждали на смотрах и конкурсах, во что одевались, какие прически носили, какими духами пользовались, какие книги читали, на каких машинах ездили, как росли и влюблялись, справляли свадьбы, и т. д.
– Я из поколения тех детей, которых он фотографировал, – говорила на прощании с Мохиревым журналист, писатель Людмила Бевз. – Он казался мне каким-то бессмертным. Я лично не знала его, но наблюдала со стороны лет с десяти, когда пришла на хор телевидения впервые. Первую фотографию Мохирев сделал в 1971 году, вторую в музыкальном колледже 1978-м. Так по жизни мы с ним встречались. Всегда у него была добрая улыбка, всегда стройный, подтянутый. Первый раз я его увидела – черный костюм, белая рубашка, фотоаппарат. Здесь присутствует Ирина Кононенко, она была режиссером детских передач. У нас был хор при телевидении. Сейчас о нем все забыли. А мы в республике занимали первое место. Полный самолет детей, нас возили в Алма-Ату на Центральное телевидение, мы ездили с гастролями в разные города. Руководителем хора была Ирина Чугунова, концертмейстер Евгения Гуйо. Это и в телестудии массовки, и в ГДК на сцене хоры сводные. И, когда мы пели с Ермеком Серкебаевым, Мохирев снимал. Я из бедной семьи, у нас не было фотографий в доме. И эти фотоснимки, где Николай Николаевич фотографировал нас с сестрой в хоре, я сегодня имею счастье показать своим детям и внукам, чтобы они увидели, какая я была маленькая. Эту фотографию я нашла в «Одноклассниках »и переписывалась с Мохиревым. Он возрастом, как мои родители, моей маме 84 сейчас. И мне казалось, что он какой-то вечный… Вместе с ним в моем сознании ушла целая Эпоха.
В павлодарских соцсетях часто стали встречаться фотографии таких же любителей, которых работы Мохирева подтолкнули заняться изучением улиц и зданий родного города. Огромный вклад Мохирева в сохранение истории отмечал и краевед Эрнест Соколкин. Павлодар снимали и другие фотографы. Но Мохирев этот делал методично и целенаправленно. Эта уникальная хроника имеет не меньшую историческую ценность, чем фотоработы павлодарского краеведа Дмитрия Багаева, который фиксировал жизнь нашего города в начале ХХ века.
– Николай Николаевич был очень интересным собеседником, увлекался психологией, философией, народный целительством, практиковал оздоровительные методики. Его супруга была его единомышленницей. Они жили душа в душу, – рассказывает журналист и биограф Фёдор Ковалёв. – Николай Николаевич был учителем: он увлек фотографией многих молодых людей, открыл один из самых первых кружков фотографии при Доме Пионеров, потом был одним из создателей фотоклуба «Орион». Он всегда делился своим опытом, вдохновлял других фотографов. Самое главное, что Николай Николаевич всегда был молод, развивался, шел в ногу со временем, учился, применял новые технологии. Он прошел от черно-белой кинопленки до цифрового монтажа. В 80 лет изучал компьютер и владел самыми современными программами. Был самостоятельным, отвергал помощь. Говорил, если за меня что-то делать будут, я что, должен лечь и умереть? Поэтому он сам заботился о других. В конце жизни у него появилась еще одна миссия – сохранять наследие старых фотографов-любителей, которые тоже снимали Павлодар. Он искал их пленки, проявлял, сканировал, выкладывал в интернет с подписями авторов.
Действительно, после того как Николай Николаевич оцифровал порядка ста тысяч своих снимков, чего не сделал никто из его коллег, он начал поиски таких же пленок других павлодарских фотолюбителей. И выяснил, что у большинства негативы и пленки советского периода не сохранились. Их выкинули или утеряли… Все же Мохиреву удалось оцифровать несколько тысяч работ других авторов – Бузова, Коршунова, Сергеева, Михелева, Бекбергенова и других. Их фото он также выкладывал в интернет. Благодаря этому энтузиасту павлодарцы обрели важнейшую часть истории своего города.
– Мы с ним дружили 50 лет, – говорит педагог, режиссер, художник-сценограф Александр Колодин. – Есть люди, у которых душа добрая, который последнюю рубаху с себя снимет и отдаст. Он такой большой философ. Мы столько с ним перебеседовали. На любую тему у него своя точка зрения была. Но самое главное, у него была душа, которая любила Павлодар, которая служила ему. Я думаю, его душа служит и сегодня всем нам.
– То, что им сделано, я думаю, останется на долгие годы и даже на века, – считает Павел Сурма. – Он был великий фотограф, художник, кинооператор. Творческий человек, он всю жизнь старался делать для людей хорошо, оставлять память. А память – это сегодня самое дорогое. Он оставил историю для города – тысячи материалов фотографии видеосъемок. Я открою тайну, он еще писал стихи. Помню, когда у кого-нибудь день рождения, он говорит: дай мне 5–10 минут. И такое стихотворение сочинит! У него рукописей на 10 книг можно набрать. В его стихах, наверное, тоже сохранилось много идей и мыслей. Их тоже надо опубликовать.
«Помню, в фотоклубе «Орион», который мы создали, никто осознанно не снимал город. И я пришел к выводу: а кто же снимет, если не я? Молодежи и сегодня надо видеть сегодняшний город, жизнь нашу. Потому что лет через 50 это будет история», – сказал Николай Мохирев на своей последней персональной выставке 2021 года. Николай Мохирев мечтал, чтобы в Павлодаре восстановили скульптурную композицию грациозной спортивной пары на старой набережной Иртыша. Он очень хотел издать большой фотоальбом своих работ. А еще загорелся идеей переснять свои же кадры с тех же точек съемки, но в сегодняшних реалиях. И увидеть, как изменился город. Но самое главное, Николай Мохирев, по его признанию, мечтал прожить жизнь так, чтобы оставить что-то значимое после себя, чтобы люди знали об этом. И эту мечту о даре для потомков он воплотил в жизнь – в каждом кадре из десятков тысяч, где стоит подпись «Павлодар. Фото Николая Мохирева».