Пятница, 3 января
Меню

В ожидании чуда: получит ли каменная мельница новую жизнь?

  • Салауат Темирболат-улы
  • 1157
В ожидании чуда: получит ли каменная мельница новую жизнь?
фото из соцсетей

В Павлодаре на одно новое интересное общественное пространство может стать больше, а может и нет. Все зависит от того, смогут ли договориться авторы идеи, собственник земельного участка, ну и, соответственно, найдет ли инициатива должную поддержку со стороны самих павлодарцев и местных органов власти. Речь о некогда знаменитой мельнице Тиссена. Точнее, того, что от нее осталось за более чем вековую историю. На минувшей неделе инициативная группа направила письмо в адрес акима города, в котором представители общества немцев «Возрождение» вкратце изложили свое видение, и в то же время выразили обеспокоенность за сохранность исторического объекта.

Есть реальная угроза

Немалый кусок земли в районе Затона, где все еще высятся красные кирпичные стены первой в регионе вальцовой мельницы, давно находится в частной собственности. Самого объекта в официальном реестре памятников истории нет, что и вызывает тревогу у общественников. Особенно сейчас, когда совсем рядом начинается активная точечная многоэтажная застройка. Павлодарские немцы, для которых вопрос сохранения исторического сооружения уже стал делом чести, пытаются всячески предотвратить худший исход. Активисты боятся, что, проснувшись в один из дней, не увидят старинных кирпичных стен, и уникальный объект промышленной архитектуры Казахстана навсегда будет утерян.


– От лица нашей инициативной группы отправили акиму Павлодара письмо за подписью заместителя председателя областного общества немцев «Возрождение», активного участника Ассамблеи народа Казахстана Ольги Литневской. А до этого, еще в начале мая 2022 года, обратились в областное управление культуры, развития языков и архивного дела. Там нас заверили, что в течение месяца поднимут архивные документы на бывшее здание мельницы Иоанна Тиссена, возьмут строение под охрану, встретятся с владельцем территории, где оно расположено. Но, похоже, ситуация не сдвинулась с места. Потому решили направить письмо руководству города. Странно, но факт: владелец территории, где находится старинное строение, уклоняется от встреч и с чиновниками, и с нашей инициативной группой. Сумму, которую он хотел бы получить за здание бывшей мельницы Тиссена, тоже не называет. Однако дал понять, что не против продать это строение, – обеспокоена ситуацией представитель инициативной группы, корреспондент Deutschе Allgemeine Zeitung, член Попечительского совета Общественного фонда «Казахстанское объединение немцев «Возрождение» Марина Ангальдт.


Вальцовую автоматическую мельницу на Затоне построил немецкий промышленник Иван Тиссен. Это было еще в 1910 году. Появление такого объекта ознаменовало новый этап развития города. Ведь еще в конце 19-го века местный городской пейзаж украшали простые ветряные мельницы. Они были повсюду. Строили их из дерева и размещали на открытых ветрам местах. Чего-чего, а уж с ветрами в Павлодаре никогда не было проблем. Еще Павел Васильев отмечал: «ведь раньше здесь лишь мельницы одни махали деревянными руками». К началу ХХ века в городе насчитывалось более 80 ветряных мельниц, которые буквально опоясывали город. С наступлением нового века в мукомольном деле произошел технический переворот. Теперь на смену ветру и воде пришел пар. («Старая мельница», «НЖ» № 25, 09.07.2020 г.)

– В письме акиму города мы попросили оказать содействие в решении непростой ситуации. Например, помочь организовать встречу с владельцем исторического объекта, взять строение под охрану, чтобы его никто окончательно не уничтожил. И, возможно, мы могли бы вместе – Павлодарское областное общество немцев «Возрождение» и руководство Павлодара, – подумать над реконструкцией и восстановлением разрушенного строения. Это важно для истории Павлодара и Казахстана, а также для науки и туризма. К примеру, археолог, кандидат исторических наук, директор научно-исследовательского центра НАО «Торайгыров университет» Виктор Карлович Мерц предлагает разместить в здании бывшей мельницы Тиссена музей развития промышленности или музей индустрии Павлодарского региона. Реализация этой задумки стала бы очень важным делом для национальной истории, развития науки и туризма, – продолжает мысль Марина Ангальдт, добавив, что сейчас есть реальная угроза потерять этот уникальный объект.

Прогрессивный след

В Павлодаре осталось 54 памятника истории и культуры. Из них 40 – градостроительства и архитектуры, 13 – истории и культуры и один – археологии. При этом в старой части города все еще есть полуразрушенные здания с вековой историей, которые давно выпали из списка охраняемых государством. И сейчас очень важно попытаться каким-то образом не дать им полностью исчезнуть. 18 апреля краеведы отмечали Международный день памятников и исторических мест, учрежденный ЮНЕСКО в 1984 году. На встрече в Потанинском музее они в том числе обсуждали и судьбу мельницы Тиссена. («Не утратить связь времен», «НЖ» №15, 21.04.2022 г.)


– Благодаря паровому двигателю в 44 лошадиных силы мельница намалывала до 300 тысяч пудов муки и крупчатки в сутки. В конце мая 1913-го павлодарский мукомол удостоился высокой награды – «Диплома на золотую медаль» на сельскохозяйственной выставке в литовском городе Поневъж (сейчас – Паневежис, – прим.). В советское время мельницу переделали в мелькомбинат, и она исправно проработала до 70-х годов прошлого века, – напомнил отдельные важные факты директор Дома географии Александр Вервекин.

Если павлодарским немцам удастся воплотить задуманное в реальность, это было бы здорово для всего города. Тем более, современная инженерная мысль и передовые технологии позволяют творить невозможное. Как, наверное, когда-то нельзя было представить себе и паровые мельницы в наших краях.

– В управление культуры, развития языков и архивного дела области обратились члены общества «Возрождение» по вопросу дальнейшей эксплуатации и по выезду для осмотра бывшего здания мельницы Тиссена на пересечении улиц Астана и Ломова, которое в настоящее время находится в частной собственности. Мы не раз говорили по телефону с балансодержателем. Владелец здания постоянно находится в командировках, поэтому пока не удается организовать выезд. Наш последний разговор состоялся во вторник, 21 июня. Предварительно договорились о встрече на начало июля, – пояснила главный специалист областного управления культуры Шолпан Мухамеджанова.

Немцы, как известно, люди практичные и в любом деле любят точность и порядок. С детства помню их частные дома: всегда выбеленные стены, ровные раскрашенные углы, ухоженные ставни и двери, аккуратные заборы и ворота. Если есть хоть один такой дом-красавец на улице, значит, 100 % хозяин – немец. Строили они, что называется, на века. То же самое можно сказать и о мельнице Тиссена. Прошло больше века, а стены, несмотря на все попытки стереть их с лица земли, по-прежнему высятся в районе Затона.


Кстати, в 1910 году вслед за мельницей Тиссена в Павлодаре появился другой идентичный объект. Хозяином этой паровой вальцевой мельницы был еще один немецкий предприниматель и тоже хортицкий меннонит – Генрих Герцен. По архивным данным, до революции она исправно вырабатывала «все сорта крупчатки, манной крупы, сеянки и пшеничной муки». С приходом советской власти все имущество у семейства отобрали, а Герценовская мельница (располагавшаяся по ул. 1 Мая, ныне – Машхур Жусупа), стала называться мелькомбинат № 13. В каком-то смысле эта цифра стала для нее роковой, так как от мельницы Герцена, в отличие от Тиссенской, ни осталось и камня на камне. Зато сохранились воспоминания и немало архивных фото и документов.

Меннониты – протестантская христианская община, проповедующая смирение, нравственное самосовершенствование, приверженность старым традициям, неприятие насилия и войн. В Павлодарской области, в основном в селах, до сих пор живут потомки хортицких меннонитов. «Счастлив не тот, у кого много, счастлив тот, кому мало нужно», – гласит немецкая пословица. Меннониты всегда строго придерживались религиозных устоев и определенных рамок, даже будучи зажиточными по тем временам, не позволяли лишнего. Это отражалось и в повседневной жизни, женщины носили длинную одежду, а на алкоголь и табак действовало табу.

Из истории известно, что свои поселения в Казахстане меннониты основали в XIX веке вблизи станции Токуши, это современная Северо-Казахстанская область. А вблизи Павлодара первые колонии меннонитов появились в 1899–1910 годах. Например, в Прииртышье были известны такие селения, как Борисовка, или изначально Гнаденталь, Ольгино – Штайнфельд, Наташино – Гальбштадт, Раевка – Алтенау, Доменка – Эбенталь, Софиевка – Фриденсфельд, или Чистополь – Райнфельд.

– И это были поистине удивительные люди, с архаичными, незаурядными привычками и обычаями. Пятнадцать меннонитских поселений возникли под Павлодаром в начале XX века. Самое первое из них – в 1900–1901 годах – хутор Корниса. Переселенец из Крыма, меннонит П. Д. Корнис приобрел у казачьего офицера Реброва участок земли на левом берегу Иртыша, в 30 км от Павлодара. В 1904 году здесь уже существовала моноконфессиональная деревня Ребровка, численность населения которой к 1912 году доходила до 250 человек. С 1907-го по 1910 годы большинство немецких колоний в Павлодарском Прииртышье разместились на казенных земельных наделах. Семьи меннонитов съезжались и обживались: до революции строили мельницы, после – организовывали мастерские и магазины, основывали винокуренные и черепичные заводы, открывали школы. К середине 20-х годов прошлого столетия количество немцев-меннонитов, проживавших в Павлодарском уезде, достигло почти 3000 человек. Затем пошли реорганизация и национализация, а в 30-х и 40-х – репрессии, трудармия и лагеря. Начиная с 80-х годов XX века этнические немцы, в том числе и меннониты, стали покидать Казахстан. В итоге на сегодняшний день людей, владеющих диалектом Menno-Platt, в Павлодарском регионе практически не осталось, – пишет в одном из своих этнографических материалов журналист Марина Ангальдт.


Администрация Павлодара оперативно отреагировала на инициативу общественников. Как только появилась публикация в социальных сетях, глава города Асаин Байханов пригласил их к себе. Они рассказала о ситуации с этим объектом и о том, как можно было бы вдохнуть в него вторую жизнь. По сути, именно с мельницы Тиссена начался новый этап развития региона и внедрение прогрессивных на тот момент технологий. Вообще, немецкие промышленники, в частности хортицкие меннониты, оставили большой след в истории Прииртышья. Аким с интересом выслушал, дав понять, что всегда рад подобным общественным инициативам. Ведь это только пошло бы на пользу населению. Однако здесь не все так просто: земля, на которой находится объект, давно в частной собственности, и тут в первую очередь важно организовать встречу с ее владельцем и узнать его мнение. Акимат готов содействовать в организации этого диалога. К слову, Байханову немецкая культура оказалась очень близка.

– Я учился в Германии, видел, как там сохранили такие здания. Особенно в Гамбурге, во Франкфурте, где промышленность была развита. Это, конечно, важно для истории любого города. Вопрос нужно детально изучить и, конечно, выслушать мнения всех сторон, – резюмировал Асаин Байханов.

А для общественников на данный момент самое важное, что идея была донесена до городской администрации. Ну а дальше будет видно. Лишь бы с самим объектом внимания общественности за это время ничего не случилось. Они надеются на понимание со стороны хозяина земельного участка и на широкую поддержку земляков и меценатов.

Фото из фондов областного историко-краеведческого музея им. Г. Потанина и личного архива М. Ангальдт