Творческий вечер памяти Виктора Цоя прошел в Павлодаре. 60 лет со дня рождения поэта, музыканта группы «Кино», художника, актера Виктора Цоя отметили встречей в центре креативного творчества областной библиотеки имени С. Торайгырова. Как рок-звезда связан с Павлодаром – читайте в нашем материале.
«Пеpемен, мы ждем пеpемен!»
Могли бы сейчас по отчеству называть – Виктор Робертович. Ушел последний герой, когда ему было всего 28…
Виктор Робертович Цой (21.06.1962 – 15.08.1990) – основатель и лидер рок-группы «Кино», изначально называвшейся «Гарин и Гиперболоиды». До этого был участником групп «Палата № 6» и «Автоматические удовлетворители». Цой сам писал все тексты и исполнял все песни на концертах группы «Кино».
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Латвийской ССР. По официальной версии, заснул за рулем. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Год спустя мне удалось побывать на могиле певца. Там звучали его песни, люди приносили цветы, свои гитары, оставляли листки с стихами. Чуть поодаль от кладбища в палатках несли свою вахту фанаты «Кино» со всего СССР. К мемориалу советской рок-звезды тогда для туристов устраивали экскурсии – настолько стал значим Цой для поколения, требующего перемен.
60 лет со дня рождения, 32-й год со дня гибели. Зная его песни, юные меломаны порой не всегда имеют представления о самом авторе. Например, так произошло с цоевской «Кукушкой», вторую жизнь которой дала певица Полина Гагарина. Но песни Цоя поют и сегодня. Многие из фанатов признаются: живого Цоя едва застали. Но память о нем в городе, где лидер группы «Кино» никогда не был, осталась.
В Павлодаре в преддверии 60-летия со дня рождения Виктора Цоя в центре креативного творчества областной библиотеки собралась аудитория разных возрастов. Первый тематический вечер нового киноклуба посвятили памяти фронтмена группы «Кино». Говорили о рок-звезде, рассматривая многочисленные аспекты его личности. Философский разбор творчества Цоя представил слушателям преподаватель Торайгыров университета, ассоциированный профессор, доктор PhD Аслан Азербаев. По его словам, герой песен Цоя сродни ницшеанскому «сверхчеловеку».
О фильмах, в которых участвовал Цой, рассказала единственный в области профессиональный киновед, известный павлодарский блогер-краевед, автор публикаций нашего издания Людмила Баюшева. Цой снялся в восьми фильмах. После исполнения роли Моро в фильме «Игла» журнал «Советский экран» назвал Цоя лучшим актером 1989 года. В 2012 году журнал Rolling Stone Russia включил Цоя в двадцатку «лучших музыкантов в большом кино». Людмила Баюшева отметила, что с фильма «Игла» началась Новая волна казахского кино.
Журналист Федор Ковалев показал знаменитые фотографии группы «Кино», снятые в 1985 году павлодарским фотографом Едыге Ниязовым. Рассказал о павлодарских стенах Цоя на «Химах» и возле «спасалки». О мурале Цоя, открывшемся в 2019 году в арке напротив «Биг-Бена», поведала павлодарка – фанатка группы «Кино», инициатор и спонсор создания этого стрит-арта.
Устроили и акустический концерт. Песни Цоя исполняли и известные в 90-х музыканты павлодарского андеграунда, и молодые исполнители. Для многих открытием стал Еркимбек Рустемов, внешне и голосом похожий на лидера «Кино». Представил собравшимся свою студийную запись песен Цоя Евгений Рахимов. Сейчас он ищет музыкантов для создания кавер-группы, которая составит конкуренцию известной «Pulse Kino». Завершили встречу возле мурала Виктора Цоя общим исполнением песни «Звезда по имени Солнце».
Фото «Кино»
Павлодарский след в истории группы «Кино» и Виктора Цоя – знаменитые снимки нашего известного фотографа Едыге Ниязова. В 1990 году он создал первую в Казахстане фотошколу «Вега», был ее директором. Стоял у истоков создания народного фотоклуба «Орион», 25 лет был председателем его худсовета. Член Союза фотохудожников России, почетный член Центра Средиземноморской фотографии «Темный фонтан» (Франция), член ассоциации дизайнеров Прииртышья. Фотоработы Едыге Ниязова находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее фотографии г. Бьевра (Франция), Павлодарском областном художественном музее, в многочисленных частных коллекциях. Участвовал в фотовыставках многих стран мира. Трагически погиб в 2009 году.
Последняя прижизненная выставка Ниязова прошла в Санкт-Петербурге в октябре 2009 года. Тема экспозиции – ленинградский андеграунд 80–90-х. Сам мастер говорил о героях портретов: «Часто я снимал этих людей, буквально знакомясь с ними. И в этот же момент шла съемка. Первое впечатление всегда более острое».
Едыге Ниязов начал фотографировать группу «Кино» из Ленинградского рок-клуба, когда она еще не была известна. В Павлодаре немало знают о питерской неформальской тусовке.
– Ниязов был знаком со многими, – рассказывал ученик Ниязова Максим Андрес. – Очень много историй о персонажах, об их взаимодействии. Можно разделить портреты на Павлодар, Москву, но больше всего питерских портретов. Есть факт про группу «Кино» – фотографировали-то ее многие. Но барабанщик группы Гурьянов, сам великий эстет, признал, что лучше Ниязова никто их не снимал. Я как-то совершенно случайно увидел в интернете фото – Цой с Каспаряном за столом дома у кого-то из них. И что-то очень знакомое – на стене известная ниязовская фотография «Кино»!
В одной из видеозаписей фотоотчета Едыге Ниязов поясняет: «В портрете соединены содержание и форма. Правило «не что, а как» в портрете тоже действует. Смотреть нужно не на то, что изображено, хотя это в первую очередь вызывает интерес, а как это подано. И мы видим, состоялся портрет или нет. Если человек раскрылся, вы с ним общаетесь – значит, портрет есть. Я с самого начала увлечения фотографией снимал людей в антураже окружающей обстановки. Но подход чуть изменился. Есть крупные планы, не только, как раньше, средние. Но есть портреты, которые мне нравятся своим состоянием».
Позже эти портреты вошли в альбомы «Кино». А тогда, в далеком 1985-м, павлодарскому мэтру фотографии Едыге Ниязову предложили запечатлеть начинающих ленинградских музыкантов.
– Хочешь снять группу «Кино»? Такая есть очень популярная в Питере. Они будут знаменитыми, еще тогда сказали. Я ответил: конечно, хочу! – рассказывал мне на открытии первой стены Цоя в Павлодаре в июне 2008 года фотохудожник Едыге Ниязов. – Цой произвел впечатление интроверта. Не очень общительный, все больше молчал. Позировали «киношники» в запутанных питерских переулках и в мастерской художника Тимура Новикова. Совсем рядом со зданием КГБ питерского. Причем к нему нужно было пройти через подъездик городской прокуратуры, и там была мастерская.
Исследователи творчества «КИНО» пишут, что этот снимок Ниязов сделал во дворе по Шпалерной, 24, где жил Тимур Новиков. Место для съемок было выбрано случайно. Фотографу бросилась в глаза большая надпись «КИНО», сделанная на стене поклонниками группы. Павлодарский, а ныне питерский художник-авангардист Игорь Рятов запечатлел момент съемок. На фотографии Рятова Новиков стоит рядом с фотографом. В те годы Тимур Новиков устроил в своей коммунальной квартире подпольную картинную галерею «АССА», где тусовалась вся питерская богема. Так ленинградская субкультура глазами павлодарского фотографа стала известна всему миру.
«Цой жив!»
Стена Цоя с такой надписью появилась после гибели музыканта в Москве в 1990 году. Поклонники творчества расписали признаниями кумиру стену дома № 37 на Арбате, выходящую в Кривоарбатский переулок. Лично видела ее в 2003 году. И заметила, что знаки в память о Цое из Павлодара там уже давно. А в июне 2008 года в Павлодаре появился свой неформальный мемориал. Тогда Виктору Цою исполнилось бы 46 лет. Павлодарские поклонники творчества группы «Кино» в этот день решили провести флешмоб под названием «Стена Цоя». Я была свидетелем того, как рождалась новая городская достопримечательность.
Забор с обрывочными советскими лозунгами появился на Химгородках в 90-е. И буквы как-то сложились сами собой – В, Ц, О, Е. Спустя десятилетия в честь дня рождения кумира павлодарские поклонники звезды по имени Цой создали стену памяти, прямо как на Арбате в Москве. Художник тогда пожелал остаться неизвестным для публики. Фанаты с кистями почтили память, помогали кто как мог. Подправили и подновили буквы, нарисовали портрет. Пока художник в маске колдовал у стены, рядом на мольберте Едыге Ниязов устроил фотовыставку своих знаменитых снимков.
Впрочем, классического флешмоба не получилось. Разновозрастная тусовка собралась стихийно, но расходиться не собиралась. Сделали общее фото у новой городской достопримечательности. И оставили свечи на растрескавшейся земле – в память о последнем герое.
Но не все были рады появлению стены Цоя. Ее закрашивали 14 раз! Меняли забор. А портрет появлялся снова и снова. Затем стену снесли. Потом самодеятельный неформальный мемориал появился у спасательной станции.
И в августе 2019-го, в годовщину гибели Виктора Цоя, мурал с изображением Виктора Цоя разместили уже в центре города – на стене арки рядом со старейшей в Прииртышье студией звукозаписи. Во времена СССР по соседству размещался музыкальный магазин «Мелодия». Автор на этот раз поддержанной общественностью идеи – одна из местных жительниц. Реализовать проект граффити-художнику Владимиру Зубко помогли граффити-райтеры Руслан Касимов и Эвальд Мерк. Рядом с образом легендарного музыканта они написали его знаменитую цитату: «Люди не могут думать одинаково, но понимать друг друга должны. На то они и люди».