Четверг, 26 декабря
Меню

Династия

  • Ирина Ковалёва
  • 1276
Династия
фото автора

Выставка семейной династии павлодарских художников Юминовых открылась в областном художественном музее. Три профессиональных художника – Сергей Юминов, его супруга Елена Юминова и их сын Даниил Юминов – представили свои творения. В собрании «Династия» 73 работы: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (батик, макраме, куклы). И цифровое искусство – компьютерная живопись.

В музейном зале – работы не просто трех разных художников одной семьи. Но и три взгляда на жизнь, три разных мироощущения. Впрочем, династию объединяет тяга к творчеству, стремление нести прекрасное. Внимание друг к другу позволяет создавать работы, раскрывающие разные грани таланта художников.

– Каждый из них выбрал свой путь, – говорит искусствовед Ольга Пашко. – Семья творческая, они хорошо понимают друг друга и поддерживают. И реализация творческого начала есть у каждого. Это их первая совместная персональная музейная выставка. Предыдущая, в том же составе, была летом 2021 года в галерее «Айна» областной библиотеки имени Торайгырова.


Сергей Павлович Юминов несколько лет занимался в студии Панко Величко. Окончил Павлодарскую двухгодичную школу художников-оформителей. Работал художником на Павлодарском химическом заводе, бригадиром художников-оформителей на Павлодарском алюминиевом заводе, мастером наружной рекламы в рекламном агентстве. Прошел стажировку в Вильнюсском научно-исследовательском институте технической эстетики. Участник республиканских, областных и городских конкурсов наглядной агитации и плаката, в том числе на ВДНХ КазССР. В экспозиции представлены работы в техниках рисунка и живописи акварелью. Сейчас художник работает в основном в жанре многосюжетной графики, создавая иллюстрированные произведения на бумаге простым карандашом, по сюжетам легенд, сказаний и мифологии.


– У Сергея Юминова абсолютно характерное образование, классика для художников Павлодара начала второй половины 20 века. Это основательная база, – рассказывает искусствовед Ольга Пашко. – Характерная особенность для нашего региона той поры: художники старшего возраста, за неимением художественной школы и колледжа, получали образование в художественно-производственных мастерских, образованных в 1956 году. Мастерские дали платформу для появления художников будущего. Панко Георгиевич Величко давал классику в образовании, а Сергей Павлович Юминов учился у него. И мне очень нравятся ранние акварели Юминова. В них видна эта школа.


Елена Ивановна Юминова окончила детскую художественную школу Павлодара. Затем Новоалтайское художественное училище. Работала во Дворце культуры металлургов художником-оформителем и руководителем студии изобразительного искусства. Студия переросла в творческое объединение «Колорит». Многие выпускники стали известными художниками: Андрей Оразбаев, Наталья Соц и др.

Окончила три курса по специальности «история искусств» Уральского государственного университета имени Горького. Окончила с отличием Павлодарский государственный педагогический университет по специальности «изобразительное искусство». Обучается в Омском государственном педагогическом университете в магистратуре.


Почетный гражданин Казахстана, отличник образования, художник-педагог высшей категории с 30-летним стажем. Победитель и лауреат многих международных, республиканских областных и городских конкурсов. Член жюри различных конкурсов. Автор статей, методических и учебных пособий, программ по обучению изобразительному искусству. Ученики Юминовой – участники и призеры различных конкурсов. Ранее организовала 8 персональных выставок. Работает преподавателем в Высшем колледже ИнЕУ по специальности «дизайн». На выставке «Династия» – ее произведения академической живописи акварелью, маслом, рисунки, выполненные карандашом и углем, гелевой ручкой, пастелью, работы в технике батик, коллажи.


– Елена Юминова получила образование классического направления. Но больше ушла в декоративно-прикладное искусство, оно видно и в живописи, и в материале. Она в своем выборе верна себе и узнаваема, – рассказывает искусствовед Ольга Пашко. – Она сильный педагог как для учеников, так и для членов семьи. Известную студию в ДК металлургов для детей и взрослых в Павлодаре посещали многие ныне известные авторы. И эти этапы очень важны. Таким образом, с 50-х годов, когда появились художественные мастерские, зрела и большая художественная школа, и колледж у нас в Павлодаре. Рождалось мощное художественное движение, которое переросло в Союз художников Павлодара. А в 1964 году был образован художественный музей – центр, где художники могли выставлять и показывать свои работы. И в целом нынешняя выставка – это уже история в лицах.


– Цели стать на уровень великих мастеров, вроде Леонардо да Винчи, мы никогда не ставили. Это уже рассудят наши потомки, – считает сама Елена Юминова. – Мы просто ставим задачу нести людям добро и красоту, раскрыть национальные традиции родного Казахстана. Мы очень любим Казахстан, Павлодар – и вы это видите в наших работах. А если говорить о живописи сына – Даниила Юминова, то он художник нового поколения. На сегодняшний день компьютерная живопись очень востребована. Эта индустрия нуждается в художниках, а их пока еще не так много. Мы его никогда не муштровали. Он обучался в художественной школе, у него были замечательные педагоги. Но, поскольку я тоже педагог, конечно же, обучала своего ребенка с детства. С мужем корректировали, помогали, подсказывали, если нужно. Он выстроил свой стиль. Хотя бывало, что он приносил свои рисунки в учебное заведение, и ему говорили: мол, это не ты нарисовал, а твои родители. Мы всегда с мужем предлагали решать эти вопросы так: если есть сомнения, оставьте сына в мастерской, дайте задание, он все равно сделает так же – ведь это его взгляд, его умение и мастерство.

Даниил Юминов в 2017 году окончил с отличием ДХШ № 2. В 2021 году окончил Павлодарский художественный колледж. Участник международных, республиканских, областных и городских конкурсов. В 2017 году защитил звание «Юный эксперт ЮНЕСКО по художественному образованию» в обсерватории ЮНЕСКО. Вошел в книгу «Табыс-2017» городского отдела образования за конкурсную и выставочную деятельность. На выставке представлены работы в техниках живописи маслом, графики, академического рисунка, и цифровой живописи. Основной вид деятельности – художник-иллюстратор, цифровая компьютерная живопись.


– Сын Сергея и Елены Юминовых Даниил выбрал дизайнерское искусство. И художники могут развиваться больше не в сторону оформительскую, а художественную, – продолжает тему искусствовед Ольга Пашко. – Авторы стремятся раскрыть и написать именно картины, но компьютерным языком. Компьютерное искусство, наверное, больше относится к дизайну. Оно зреет и будет развиваться, давая новые возможности для реализации самого художника.

20-летний Даниил Юминов работает дистанционно в крупной прибалтийской фирме по выпуску компьютерных игр. Он концепт-художник по разработке всего сценария проекта. Все его отрисовки декораций и персонажей передаются 3D-графикам, которые воплощают его идеи, а мультипликаторы «оживляют» героев. Также Даниил обучает группу художников.

– Работаем над старой популярной игрой 90-х, ее поддержку в свое время забросили. Сейчас фирма, в которой я работаю, выкупила права. И мы развиваем ее, – поясняет Даниил Юминов. – Также я работаю на аутсорс-компании, в которых на заказ других игровых студий делаю рекламные видеоролики, и т. д. Что больше нравится в работе? Люблю рисовать пейзажи. Это полет фантазии без ограничений, легко придумать что-то новое, свое. За мелкими деталями можно раскрыть историю места, где все происходит, это целый сюжет. Создавать природу, миры, в которых персонаж будет жить, – это мое. С персонажами такой легкости уже меньше.


– Подмечаете детали для вдохновения вокруг?

– Конечно. Наши местные пейзажи, степи меня всегда вдохновляют. Рисовать-то хочется многое. Но не знаю, насколько это будет интересно зрителю. Разделяю творчество для работы и для души. Но мне повезло, последние мои работы – это и то, и другое сразу. Есть заказчик, который дает полную свободу действий. Как я вижу, так и будет. Но был опыт, когда рисовал для мобильных игр – и там очень жесткие требования. Рамки и в компьютерной живописи существуют и бывают даже жестче, чем у дизайнеров.

– Как относитесь к  компьютерной живописи и современным инструментам?

– Мне кажется, кто-то получает удовольствие от самого процесса компьютерной живописи, но для меня важен результат. И не важно, как и чем я это сделаю. Мне важно конечный продукт. Этот результат нужен и моим зрителям, заказчикам. Я создаю нечто красивое, интересное, чтобы оно цепляло.

– И не важно, делать этот результат маслом на холсте или на компьютере?

– Ну абсолютно то же самое. Компьютерная живопись, я считаю, это просто более усовершенствованные инструменты. Разве что я не пачкаю руки красками, а так все то же самое. Мне уже не нужно кистью или мастихином размешивать цвет. Я подбираю его и использую нужный. Кстати, больше времени появляется для работы. И убирать потом не нужно. А рисую точно так же, как на холсте, только на планшете.


– Была мысль выбрать не художественный путь?

– Конечно! Я большую часть детства вообще не понимал, чем занимаются мои родители. И не особо хотел быть художником, считал это немного скучным. Мечтал стать капитаном корабля. Вначале учеба в художественной школе мне не очень понравилась. Самое забавное, я тогда уже хотел стать программистом, чтобы делать игры. Потом побывал в летнем лагере от клуба ЮНЕСКО в Алматы. Пережил общение с художниками, увидел творческую жизнь, пообщался с ребятами, «горящими» искусством. И точно решил, что буду художником. Потом нашел в Павлодаре среду единомышленников в художке. А уже в колледже купил планшет для дизайна, начал рисовать – это и есть компьютерная живопись. Я и сейчас люблю писать красками, выхожу на пленэры. Только работой в этом отношении нельзя ограничиваться. Нужно саморазвитие. Это важно для роста художника.

– В силу семейной истории, когда родители – художники, легко было в творческом самоопределении?

– Легче было на этапах обучения. Мне было проще определиться с тем, чего я хочу. Ведь я видел разные подходы к работе мамы и папы. Иногда это было минусом: путь подачи истории и то, как я вижу свою работу, не всегда сочеталось с родительским мнением. Но даже после окончания учебы я продолжаю родителям показывать свои работы. Мне очень важен их опыт. Я прислушиваюсь.

Сепарироваться в творческом плане от родителей-художников несложно. Эта выставка показывает: у нас всех очень разные желания, разное видение. У мамы – полет мысли, то, что она хочет показать от сердца. Она видит искусство в этом. Папа искусство видит в долгой, кропотливой работе. Я вижу искусство в красоте, и чтобы работа рассказывала историю. Мы друг другу не мешаем, а дополняем.