В галерее «Айна» областной библиотеки имени С. Торайгырова открылась фотовыставка работ Артура Меттуса. Представлены черно-белые работы мастера с 1979-го по 2002 годы. Экспозицию «Избранные фотографии» можно посетить до 22 апреля.
Лирика светописи
Артур Александрович Меттус (1922–2008) – павлодарский музыкант, композитор, педагог, фотограф, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан. Родился 4 февраля 1922 года в селе Голубовка Луганской области Украины. В годы войны был репатриирован в Краснотурьинск Свердловской области, где работал на строительстве алюминиевого завода. В 1947 году переехал в Павлодар. 50 лет своей жизни в Павлодаре Артур Меттус посвятил педагогической и творческой деятельности. Затем переехал на историческую родину – в Германию, до 2008 года жил в городке Биркенфельд. Но связь с Павлодаром не утратил.
О нем написано множество статей, очерков, записаны интервью на радио и телевидении. Меттус будто присутствовал на своем вернисаже к 100-летию. Звучали его известные композиции. В холле при выставочной зоне на экране можно было посмотреть книгу Артура Меттуса «Избранные фотографии». И фотоснимки – той, еще настоящей серебряной фотографии ручной печати.
– В 25 лет он приехал в Павлодар, – рассказывает фотограф Сергей Гришин, ученик Артура Меттуса. – И первое время жил в этом районе, на берегу Иртыша. Как раз недалеко от того места, где сейчас идет выставка. Жизнь как будто замыкается. Первая выставка Меттуса в галерее «Айна» была в 2006 году – моя и его совместная. Вторая была к 90-летию, уже после его смерти. А в 2012 году была большая коллективная выставка «Серебряная фотография», по итогам которой родилась книга, она есть в библиотеке. Костяком экспозиции были 25 работ Артура Меттуса, которые прислали родственники из Германии. Многие из них вы видите и здесь. Мы не могли обойти вниманием 100-летний юбилей со дня рождения Меттуса.
Помимо фотографии, Артур Александрович в нашем городе, конечно же, известен как музыкант. Как приехал в 1947-м, устроился скрипачом в драмтеатре.
– Затем заведовал музыкальной частью в театре. А потом пошел учиться, – говорит Сергей Гришин. – Сначала в вечерней музыкальной школе. А потом в алматинском училище. И в консерватории в классе композитора Евгения Брусиловского – основоположника казахского симфонизма. Начал писать основную часть своих известных произведений. В 60–70-е годы запись можно было сделать только в столице. И Брусиловский предупреждал Меттуса: если тот хочет состояться как композитор, стоит остаться в большом городе. Но Артур Александрович всегда говорил: «Я не могу без Иртыша, без Павлодара!» Он вернулся сюда. Поднимал музыкальное просвещение нашего города.
Без Меттуса немыслимо становление и павлодарской фотографии. Фотоклуб «Орион» организовали в 1970 году фотографы-любители. Известный фотограф Артур Меттус в течение пятнадцати лет был его председателем. Он многократный участник и устроитель всесоюзных, зональных, групповых выставок фотографов. Фотография в Павлодаре развивалась всегда в разных направлениях – не только корреспондентская, но и художественная. В этом есть большая заслуга фотоклуба «Орион» и лично Меттуса.
– С Артуром Меттусом я познакомился на съемках, – рассказывает фотограф, оператор Александр Крашенников. – Большая съемочная группа во главе с Тамарой Карандашовой приехала к Артуру Александровичу домой. Это была первая цветная киносъемка на павлодарском телевидении. А потом была фотовыставка в филармонии, посвященная 10-летию фотоклуба «Орион». Мне посчастливилось снимать этот сюжет. Это было неотвратимо – я познакомился с ребятами, и среды стали моим самым долгожданным днем. Это были встречи в нашем подвальчике, в фотоклубе. Люди были самые разные, но все очень интересные – с профессиональной и творческой биографией и увлечениями. Но главной была фотография. Был кандидатский стаж 1 год в фотоклубе, потом отчетная выставка. Я стал членом фотоклуба «Орион». Даже если не было никакой выставки, то Меттус и Ниязов начинали шахматные баталии. Помню наши экспозиции. Когда был творческий отчет Артура Меттуса, наверное, половина музыкального училища, педагогов и студентов присутствовали на смотре. Даже если у нас случались эмоциональные споры по поводу работ, он гасил излишние эмоции, чтобы ни у кого не было обид. Невозможно забыть улыбку Артура Меттуса, его особый такт. Артур Александрович, мы вас помним!
Живое слово
Фотограф Сергей Гришин зачитал гостям выставки письмо 2006 года, когда Артур Меттус присылал свои работы для совместной экспозиции «Диалоги» в галерее «Айна»:
«Дорогие павлодарцы, мои милые земляки! Вот опять сошлись наши пути. И, хотя эта встреча заочная, для меня она очень дорога. Фотоискусство стремительно развивается во всем мире. В наше время почти у каждого фотоаппарат. Но сделать хорошую фотографию очень и очень непросто. Нужно много ходить, наблюдать, искать и находить оригинальный мотив, который в данный момент удачно освещен. Когда мы бродим по полям, лугам, лесам, мы ощущаем прелесть видимого, чувствуем малейшее дуновение ветерка, букет запахов, восхищаемся пением птиц. Но фотография может не получиться, потому что она передает лишь свет, цвет да тень. И мечта фотографа, чтобы снимок вызвал у зрителя этот прекрасный мир ассоциаций. И если вам придутся по душе лишь несколько моих фотографий – это для меня большая удача. Дай Бог вам здоровья и благополучия. Пусть госпожа Удача не обходит вас стороной. Всегда ваш Артур Меттус».
Еще одно живое присутствие автора фотовыставки представила ветеран казахстанской журналистики Тамара Карандашова.
– У меня есть возможность дать «зазвучать» его голосу, чтобы все услышали слог Меттуса. Это его письмо с воспоминаниями о Павлодаре я получила в год его 80-летия, – отметила она.
«В Павлодар я приехал после трудармии в июле 1947 года, – вспоминает в письме Артур Меттус. – В 1941 году мать была выслана с Украины в село Майское. А к этому времени жила в Павлодаре. После холодного Северного Урала я очутился в знойном Казахстане. Автобусного сообщения в городе не было. Так что я со своим мешком с нотами, полушубком и со скрипкой в другой руке пешком добрался до места. Город был маленьким, пыльным и доброжелательным ко всем ветрам. На севере он кончался улицы Лермонтова. А дальше располагался большой пустырь. Говорят, если хочешь быстрое представление о новом городе, сходи на базар и в ресторан. Первое посещение базара произвело на меня ошеломляющее впечатление. По сравнению с Уралом изобилие. Разная мука, вплоть до сеянки, подсолнечное масло, мясо, молоко, копченая стерлядь. И цены в 3–4 раза за дешевле, чем на Урале, – рай!
В народе город делили на Казахский край, Затон, Кержацкий край, железную дорогу, Гусинку и центр. Люди жили в основном в своих домах. В городе выделялся лишь 16-квартирный дом по улице Бебеля (сейчас Естая). Везде свои порядки и обычаи. Но Иртыш как-то всех объединял, влиял на уклад жизни, формируя человеческую психологию. Что ни мужчина – охотник или рыбак. Женщины и девушки загорелые, обветренные, идут с ведрами на коромысле, несут воду, порой довольно далеко. Легко работали веслами, перебираясь на ту сторону Иртыша, чтобы поливать огороды.
Об Иртыше разговор особый. С малых лет я мечтал о большой реке. И вот она – могучая, непослушная. Мы с матерью жили на углу улиц Ленина и Тургенева. Иртыш рядом. Вечером зажигаются огни бакенов, идут баржи в неведомые дали, возвращаются с той стороны огородники и рыбаки. А при тихой погоде удивительно красиво отражаются в воде звезды. Их отражение гораздо ярче, чем сами звезды на небе. Можно часами стоять и созерцать. Но Иртыш и коварен. Я видел, как он весной рушит берег, наступая на город, вода вымывает песок, и многотонная глыба берега падает в воду. Люди, жившие наверху, надеялись, что в эту весну, авось, проживут. Но вот рушится сарай, уже очередь за домом, спасают, что еще можно спасти.
Я верю, как и многие павлодарцы, что Павлодар – весьма уникальный город. Занимает лишь правый берег, а на другом дикая природа. Весной при разливе вода до горизонта. Город интернациональный. И человек, живущий в нем, незаметно для себя впитывает перлы всех этих культур.
Не верить в судьбу неинтересно. Сколько по этому поводу написано книг, сколько бывает рассуждений, предположений, гаданий. Как-то в природе все запрограммировано – рост растений, жизнь организмов. Я верю в судьбу, но верю также и в способность человека к влиянию корректировать ее. В моей жизни было много негативного, но было и детство. А детство всегда счастливое. Были мечты, любовь, семья, дети. Много интересных людей и близких друзей. Захотеть еще раз прожить жизнь, но иначе, – значит, все это, да и самого себя, потерять. Нет уж! Я желал бы прожить ее такой же, какой она была. Если позволите, с некоторой коррекцией».
Музыка отпечатков времени
Неразрывна связь творчества в жизни Меттуса. Лиричность в его фотографиях и живописная поэзия – в музыкальных произведениях.
Артур Александрович был членом Союза композиторов СССР, многие годы бессменным председателем на различных музыкальных конкурсах, членом правления Прииртышского отделения Союза композиторов и областного музыкального общества, членом президиума Фонда культуры и областного отделения Комитета защиты мира. Отделение теории музыки было создано в 1962 году. Его возглавил Артур Меттус. За четверть века он подготовил и выпустил более 160 теоретиков музыки, в их числе есть и профессиональные композиторы.
В 1962 году Меттус создал малый симфонический оркестр. Он руководил не только симфоническим и эстрадным оркестрами училища, но и дирижировал эстрадным оркестром «Спутник» в городском парке и народной опереттой при Доме культуры на Алюминстрое. Является автором более 100 произведений – это симфонические поэмы, сюиты, концерты, музыка для народных казахских инструментов, песни.
– Если говорить о музыкальной среде, то он был вундеркиндом, – рассказывает музыковед, преподаватель отделения теории музыки музыкального коллежа Павлодара Ирина Черепанова. – Семья была учительской. С пяти лет играл на балалайке, с семи – на фисгармонии, с восьми – на скрипке. В доме была специальная музыкальная комната. Семейный оркестр и музыкальные вечера в доме были очень популярны. И с тех же лет он умел руководить – нечто учительское зрело с детства.
Он увлекался астрономией. Собрал свой телескоп и даже готовился поступать на физмат, но помешала война. Еще в 1937 году был арестован и расстрелян отец, мать была в тюрьме и ссылке. А в сентябре 1941 года Артур Меттус был выслан в трудармию на Северный Урал. Но и здесь его спасла музыка – Меттус стал руководителем самодеятельного оркестра.
– Я знаю Артура Меттуса 45 лет. Впервые мы встретились, когда я была первокурсницей, – говорит Ирина Черепанова. – Затем 4 года музыкального училища. Потом после 5 лет консерватории я вернулась преподавателем, и мы стали уже коллегами. Когда Артур Александрович ушел на пенсию, мы продолжали общаться. Мы много говорили. Он рассказывал обо всей своей очень непростой жизни. Он был высокий, улыбчивый, с чувством юмора. И взгляд художника чувствовался во всем. Преподавал нам все, от гармонических задач до астрономии и фотографии. Выучил весь мой курс фотографировать, проявлять пленку и печатать снимки. Артур Меттус был настоящим художником. Это любовь к фотографии, а в музыке – ощущение живописи, красок. Он очень любил Павлодар и умел зарядить творчеством. И мы продолжаем его дело, рассказываем нашим студентам о нем. А учащиеся готовят доклады на конференциях на основе его произведений, мемуаров. Сейчас мы делаем в музыкальном колледже его именной кабинет. Надеемся, что фотографы-орионовцы помогут. Ведь человек жив, пока о нем помнят.