Январские события заставили многих из нас посмотреть на привычную жизнь под другом углом. Почему в богатой стране люди живут бедно? Почему мы вечно догоняем благополучный Запад – и никак не можем вскочить даже в последний вагон? Ответ, похоже, очевиден всем: коррупция. Можно ли ее победить, и как с ней боролись разные государства в разные эпохи? Давайте рассмотрим несколько любопытных примеров.
И кто здесь варвар?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был страшный человек по прозвищу Бич Божий. На самом деле звали его Аттила, и был он предводителем гуннов – суровых парней, которые буквально жили в седлах (под этими же седлами маринуя мясо на обед) и наводили ужас на цивилизованных жителей Римской империи.
Гунны огнем и мечом расчищали себе дорогу к главным римским цитаделям, попутно аккумулируя в своих руках несметные материальные ценности. Эти ценности теперь то тут то там обнаруживают археологи. Но сокровища самого Аттилы не найдены до сих пор.
Поиски золота гуннов на Балканах превратились в отдельный вид спорта. Которым активно занимаюсь и я в качестве прямого (или слегка кривого) потомка Аттилы Мундзуковича.
Уточню: розыски фамильных драгоценностей ведутся без экскаватора и металлоискателя. К черным копателям я отношусь с большим презрением, как и прочим ворам. Перелопачиваю, соответственно, не землю, а старые рукописи.
И вот читаю я Приска Панийского: как побывать в гостях у Аттилы и остаться в живых. Умиляюсь прадедушкой: властелин половины мира не носил драгоценностей, «одежда на нем была простая и ничем не отличалась, кроме опрятности»; на пиру потчевал заморских послов мишленовскими изысками на серебряных блюдах, сам же ел только мясо с деревянной тарелки. Орал, правда, много – отчего впоследствии и скончался.
Послы, растрясая плотный обед, бродили бесцельно по аттилиным владениям и случайно наткнулись на гунна, который подозрительно хорошо говорил по-эллински. Припертый дипломатами к стенке полиглот сознался, что он вообще-то грек и жил когда-то в Римской империи, но был взят в плен Аттилой.
И что характерно: в плену у варваров лучше, чем эпицентре цивилизации, сообщил грек. У гуннов все просто: отвоевал в штрафбате (война как социальный лифт для рабов), отдал награбленное хозяину – и свободен. Живи как считаешь нужным.
А в Римской империи – сплошной Салтыков-Щедрин: «Бедствия, претерпеваемые Римлянами во время мирное, тягостнее тех, которые они терпят от войны, по причине жестокого взимания налогов и притеснений, претерпеваемых от дурных людей; ибо закон не для всех имеет равную силу. Если нарушающий закон очень богат, то несправедливые его поступки могут остаться без наказания, а кто беден, тот должен понести наказание, если не умрет до решения своего дела. Обиженному не оказывается правосудия, если не даст денег судье и его помощникам, а это самое гнусное – получать только за деньги то, что следует по закону».
Это к вопросу о том, почему рушатся империи. Иногда в древних книгах находятся ответы на самые злободневные вопросы сегодняшнего дня.
Даров не принимай
Сколько существует человеческое общество – столько существует и коррупция. Корни ее, вероятно, восходят к обычаю приносить дары, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата появились профессиональные чиновники, которые стремились воспользоваться своим положением для увеличения доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с мздоимством, был шумерский царь Уруинимгина, живший в XXIV веке до н. э. Что характерно – несмотря на жестокие наказания за коррупцию борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось пресечь наиболее крупные «откаты», однако на уровне мелких взяток коррупция носила массовый характер.
С аналогичными проблемами сталкивались и жители Древнего Египта, где огромный бюрократический аппарат творил беззаконие в отношении крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».
Особую озабоченность вызывала продажность судей, о чем упомянуто даже в священных книгах – в Библии и в Коране: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.
Не кресло красит человека
Борьба с коррупцией велась во все времена – с переменным успехом, о чем сохранилось немало документальных свидетельств.
Одно из них относится к 320 году до нашей эры. Тогда предприимчивый эллинский чиновник Клеомен использовал свою должность для спекуляций на рынке зерна, в результате чего жители Греции оказались на грани голодной смерти. Сам Клеомен, само собой, неплохо заработал. Однако радоваться нажитому непосильным трудом богатству ему оставалось недолго: узнав о происшедшем, Александр Македонский приказал мздоимца казнить, сварив в кипящем масле.
В средневековой Фландрии с коррупцией боролись при помощи агитплакатов. В 1498 году в городе Брюгге, где процветало взяточничество, городские власти заказали серию оригинальных картин. На полотнах во всех деталях были изображены пытки, предусмотренные для пойманных с поличным мздоимцев. Работы вывесили в городской ратуше, где их могли лицезреть заседающие в суде и магистратуре чиновники. Метод оказался действенным: пока картины не сняли, уровень коррупции оставался на поразительно низком уровне.
Более кардинально к проблеме коррупции подошел персидский царь Камбис. Он однажды столкнулся с неприятной ситуацией: один из его главных судей по имени Сисамн оказался взяточником. Царь поступил неожиданно: он пригласил сына Сисамна занять место судьи. Когда будущий служитель закона пришел на работу, то обнаружил в зале изысканное кресло. Обивка его была сделана из кожи, которую Камбис снял с проворовавшегося Сисамна. Новый судья был вынужден выносить приговоры, сидя в кресле, обтянутом кожей его собственного отца.
Мздоимство, как известно, процветало и в древней Руси. С ним веками боролись великие князья, но первым правителем, преуспевшим на этом нелегком поприще, стал Иван Грозный. Лучше всего о методах и успехах Грозного свидетельствует запись, сделанная французским дипломатом Арнольдом Шамю: «Московию не узнать – страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прилюдно разрубают на куски прямо на городской площади».
Иван IV считал борьбу с коррупцией делом первостепенной важности и зачастую сам брал на себя роль судьи. Например, одному из дьяков, получившему взятку золотыми монетами, спрятанными в гусе, царь приказал по локоть отрубить руки и по колено ноги. При этом царь все спрашивал участливо: «Вкусно ли гусиное мясо?»
Расстрел с конфискацией
Надо сказать, что и в наше время во многих странах практикуются довольно жесткие меры борьбы со взяточничеством. К примеру, президент Филиппин недавно заявил, что коррупционеров он будет скидывать с вертолета. Запугивание тем или иным способом – одна из распространенных стратегий в борьбе с мздоимством. Бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон тоже в свое время угрожал коррупционерам, обещая выдворить их из страны.
Но не везде дело ограничивается лишь угрозами. В Китае, например, чиновников, замеченных в махинациях, ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. Также практикуется отрубание рук взяткополучателям. С 2003 года было публично расстреляно 10 тысяч чиновников, чья вина была доказана, еще 120 тысяч получили по 10–20 лет заключения.
Еще один интересный китайский метод борьбы с мздоимством – компьютерная игра, главный герой которой должен истреблять коррумпированных чиновников. Причем бороться с коррупцией в игре можно с помощью оружия, магии или пыток.
Вообще, агитационные материалы, которые стимулируют чиновников не давать взяток, а граждан – их не предлагать, в том или ином виде существуют едва ли не в каждой стране. Где-то для порицания нечистых на руку чиновников используют даже детские рисунки – как, например, в Пакистане, где проводится ежегодный противокоррупционный конкурс для малышни. Детские карикатуры, изображающие плохих дядь-взяточников, публикуются на страницах специальных изданий и на рекламных биллбордах.
Не вор? Докажи!
Есть и более оригинальные способы пропаганды. Например, в Индии в 2007 году одна из общественных организаций выпустила купюры достоинством 0 рупий для того, чтобы местные жители вручали их госслужащим, требующим мзду. На такой купюре были размещены призывы искоренять коррупцию и надпись: «Я обещаю не принимать и не давать взятки».
Но наиболее эффективные методы борьбы с мздоимством применили в Гонконге, где еще 30 лет назад взятка считалась обычным делом и 90 % служащих были коррумпированы. В 1974 году там была организована госструктура под названием «Независимая комиссия против коррупции» – с очень высокими зарплатами сотрудников, с офицерами, подчиняющимися только губернатору, и с общественными наблюдателями из числа видных деятелей науки и культуры.
Тогда же ввели в обиход понятие «презумпция коррумпированности», которое является антитезой привычной нам «презумпции невиновности». Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если это не удавалось, мздоимцев ждал арест и конфискация имущества. Также большую роль в борьбе с коррупцией сыграли граждане, которые участвовали в работе «Независимой комиссии», информируя власти о случаях взяточничества, а также журналисты, активно освещавшие все громкие процессы. Результат воистину впечатляет – за 30 лет уровень коррумпированности удалось снизить с 90 до 3%.
Как мне кажется, опыт Гонконга вполне применим и в наших реалиях. Механизм отработан, было бы желание.
Или все-таки руки рубить?
Татьяна Гуторова, Сербия, специально для НЖ