Первая персональная выставка независимой юной художницы Лейлы Андерсон состоялась в галерее «Айна» областной библиотеки имени Торайгырова. Экспозиция под названием «Нерожденный» концептуально объединяет различные периоды художественного опыта автора за последние два года.
Галерея «Айна» более 20 лет открывает новые имена молодых художников и фотохудожников. Дебют художественной выставки «Нерожденный» – первый шаг к открытию собственной души перед публикой. Лейла Андерсон – независимый художник, студентка-третьекурсница Павлодарского художественного колледжа, ранее обучалась в ДХШ – клубе Юнеско города Экибастуза.
«Карантинный портрет» и «Новое знание», горный пейзаж и зимняя набережная, реалистичные зарисовки и полотна, полные символизма. В 25 работах в разных жанрах и техниках переход из мрачного экспрессионизма к более медитативному состоянию в искусстве.
– До этого я долго писала работы, так сказать, в стол. Никому не показывала, – рассказывает в интервью Лейла Андерсон. – Название выставки «Нерожденный» означает, что это мое первое высказывание через работы перед публикой. Это мои эмоции. Через метафоры своих работ я говорю со зрителями. И картина закончена только во взаимодействии со зрителями. По факту – это рождение.
– Какая из работ на этой выставке далась сложнее всего?
– Нет таких. Они должны были появиться.
– Как что-то необходимое?
– Да, это порыв моей души. Я сижу с холстом и не могу не писать. Чтобы люди позже рассмотрели картины и сделали свои выводы.
– Вы знаете, что будет написано, когда приступаете к работе?
– Нет. У меня нет точного эскиза. Результат всегда неожиданный. Картина создается в процессе. Это то самое состояние потока.
– Какие ориентиры у вас есть, кто вам интересен?
– Мои самые любимые художницы – это российские авторы Маша Янковская и Мария Траутвейн. В их работах основная часть – символизм. Как и в моих.
– О чем говорят ваши работы?
– Сначала я делилась чем-то своим, позже стала рассказывать людям о новых познаниях, теперь – о самой жизни.
– О жизни – о каком опыте для юного художника?
– Больше о внутренних переживаниях, мировосприятии.
– Каков ваш путь?
– Живопись. Но также я думаю заниматься музыкой в этностиле. Еще я занимаюсь фотографией. В основном фотографирую людей, фигуративное искусство. Каждый человек на снимке раскрывается: мне интересно показать личность, характер, его эмоции через фотографию.
– Нужно ли художнику учиться?
– Конечно! Обучение должно быть на протяжении всей жизни, чтобы развиваться.
– А как же говорят – дар, талант?
– Обучению никогда не будет конца, ведь всегда будет что-то новое. Я думаю, в этом невозможно остановиться.
– Для чего вы творите?
– Чтобы рассказать людям о новом. Я свободный художник, и эта свобода – в высказывании. Это отсутствие цензуры. И самое главное – честность со зрителем.
– Честность может быть обидной для зрителя?
– Да, так может быть. Но, чтобы встретиться с самим собой, художник должен быть честен всегда.
– А есть что-то в глубине себя, с чем вы не готовы были встретиться?
– Думаю, да. Эти переживания я раскрывала через мрачные картины.
– Искусствоведы говорят о важности выставок для молодых авторов. Если бы не поддержка в свое время и возможность выставляться, в Павлодаре не было бы многих значимых имен. А сейчас есть интернет – делись со всем миром. Нужны ли реальные экспозиции?
– Обязательно нужны живые показы. Потому что в реальности картины воспринимаются по-другому. Их можно рассмотреть в деталях, поговорить с автором. Но, конечно, я стараюсь развиваться и искать новых людей в интернете. И в будущем планирую коллективное творчество – арт-перформансы и многое другое. Это живое искусство, которое есть здесь и сейчас, и его невозможно повторить. Это отклик художника на событие.
– Какая картина из еще не написанных сейчас сидит в голове?
– Автопортрет в полный рост в позе Давида, скульптуры Микеланджело. Давид, победивший Голиафа. Я хочу изобразить в той же позе себя. Это символ победы над своими переживаниями и внутренними страхами. Каждый человек должен победить своего внутреннего Голиафа.