Понедельник, 24 марта
Меню

Эпоха Куляш Байсеитовой

  • Ирина Ковалёва
  • 742
Эпоха Куляш Байсеитовой
фото автора

В Павлодарском областном художественном музее завершает работу необычная выставка «Театр, Опера, Балет». Она была представлена впервые и посвящена 110-летию знаменитой казахской оперной певицы и актрисы Куляш Байсеитовой. В экспозиции 22 произведения 7 известных казахстанских художников середины ХХ века из фондовой коллекции музея.

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения известной казахской оперной певице (лирико-колоратурное сопрано) и драматической актрисе Куляш (Гульбахрам) Байсеитовой. Дива с хрустальным голосом прожила короткую, но яркую жизнь – неполные 45 лет.

С 1930 по 1933 год участвовала в постановках Казахского театра драмы. Первая оперная певица-казашка в 1933 году вошла в труппу Музыкального театра (Государственный академический театр оперы и балета имени Абая), где выступала до конца жизни. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер.

В 24 года стала самой юной Народной артисткой СССР. Была лауреатом двух Сталинских премий, награждена орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. Выступала в составе концертных бригад на фронте. После войны — депутат Верховного Совета КазСССР 1-3 созывов. Организатор и руководитель Казахского театрального общества. С 1949 году — член Советского комитета защиты мира, принимала участие в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира. В память о певице была учреждена Госпремия КазССР, ежегодный конкурс вокалистов, названы улицы, музыкальная школа в Алматы, Национальный театр оперы и балета в столице.

Когда в музее Павлодара решили почтить память Куляш Байсеитовой, то стали соединять линии, имеющие отношение к творчеству певицы. И к той эпохе, в которой она блистала. Многие работы художников, собранные в уютном зале лектория, были созданы в 40-х годах ХХ века. Искусствоведы говорят, жизнь этих авторов, так или иначе, была связана с театром. Ими создавались эскизы декораций и костюмов для опер и балетов, которые всегда пользовались неизменным интересом, постановки проходили при неизменных аншлагах. Создать настроение, раскрыть сюжет, позволить ощутить время и место происходящих событий — все это работа художника-декоратора, художника по костюмам, художника-постановщика.

— Куляш Байсеитова своим прозрачным голосом-колокольчиком очень-очень многим людям помнится, особенно старшему поколению, — говорит искусствовед Елена Дубовая. — На выставке есть рисунок марки, выпушенной в Казахстане и посвященной Байсеитовой. Но, прежде всего, показан театр. Место и время совпадает. Например, работа Калмыкова военного периода. А Куляш Байсеитова пела в этом театре с 1933 года до конца жизни. Она пела арии и песни разных народов, исполняла концертные номера. Эта работа иллюстрирует жизнь театра в таком виде, каким его застал Калмыков и Байсеитова. А теперь и мы можем погрузиться в то время — Алма-Ата 40-х годов. В то же самое время творил и Аубакир Исмаилов, делал эскизы костюмов и танцев для труппы театра. В выставке представлена его пейзажная работа.

Отображены произведения и люди. Одни встречались с Куляш Байсеитовой, другие расцвечивали своим творчеством сцену, где она пела. Работы художницы Гульфайрус Исмаиловой, которая работала в этом театре, но чуть позже. Знаменитая графика иллюстратора и театрального художника Кулахмета Ходжикова. Автолитографии Евгения Сидоркина по казахскому эпосу «Кыз-Жибек». И это тоже – рассказ о Куляш Байсеитовой. Она блистала в любимой опере «Кыз-Жибек» композитора Евгения Брусиловского, учителя Наума Шафера. Первая казахская опера была создана, как пишут историки, специально для тембра голоса Байсеитовой. К слову, в экспозиции «Театр, Опера, Балет» для зрителей было представлено сотрудничество двух музеев. Во время экскурсии и просмотра работ в лекционном зале звучала музыка, предоставленная музеем Шафера. Записи сделаны с тех самых редких пластинок, на которых сохранился хрустальный голос Байсеитовой.

Объединены общей стилистикой работы Владимира Колоденко, творившего в театре оперы и балета в военное время и более позднего периода. В опере «Ерторгын» Брусиловского Байсеитова тоже пела. И, скорее всего, костюмы и декорации к этим произведениям были и при ней. Отдельно представлены графические листы Колоденко военных лет: костюмы к опере «Биржан и Сара» по мотивам казахского эпоса. Мы можем представить Куляш Байсеитову на сцене в этом наряде. Прошло более 70 лет, а гуашь на бумаге не гаснет – цвет великолепный, отмечают специалисты. И стилистика, модные детали тех лет – очень характерны. Как и элементы казахского народного творчества, используемые профессиональные художники для театральных постановок.

— Выставка интересна тем, что собрана из наших музейных фондов. Мы показываем свои экспонаты, радуемся, что они могут работать на любую тему, — рассказывает искусствовед, главный хранитель фондов областного художественного музея Елена Дубовая. — Фонды у нас собраны богатейшие, уникальные, их надо и беречь, и показывать как можно больше. За это низкий поклон первым директорам музея — Ксении Величко, Людмиле Кузнецовой, Владимиру Фриману, которые умели компоновать фонды. Мы рассказываем на этой выставке об истории, созданной по эпосу, потом о том, как в 40-х годах художники творили, вдохновленные этими сюжетами. И показываем, как это воспринимается сегодня. Это витки истории. И все они соприкасаются с личностью Байсеитовой. Так, через графику, живопись, скульптуру — мы говорим о людях.

Павлодарцы и гости города могли бы чаще видеть экспозиции из фондовой коллекции, постоянные выставки и произведения павлодарских художников. И выставки дизайнеров, молодой творческой смены, которая обучается в вузах и колледжах региона. Но для этого необходимы площади, достойные фондов и новых творений. Искусство, по крупицам собранное за десятки лет и динамично развивающееся, должно быть доступно зрителю.

Выставка «Театр, Опера, Балет» завершает работу. Готовится новая экспозиция – к 110-летию заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Павла Яковлевича Зальцмана, ученика Павла Филонова, одного из лидеров русского авангарда. Зальцман всю творческую жизнь посвятил Казахстану. Уехал из блокадного Ленинграда в эвакуацию в Алма-Ату, работал на «Казахфильме». В фондах музея хранится его уникальная графика.

В этом году будет отмечаться 100-летний юбилей со дня рождения павлодарского художника Михаила Колмогорова, ему посвятят выставку. Есть идея сделать экспозицию неизвестных ранее работ из мастерской ушедшего из жизни в 2021 году Валерия Приходько. Сейчас музей работает в штатном режиме, идут групповые экскурсии и показы выставок. На творческий сезон планов много.