Суббота, 27 июля
Меню

Непростая книга

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 824
Непростая книга
фото из открытых источников

В Павлодаре организовали конкурс на создание тактильной книги для детей с нарушением зрения. На подготовку одной страницы такого мини-произведения у профессионала уходит порядка 5 часов, у детей – меньше, ведь они делают любительские, простые издания. Одними из лучших стали творения учеников школы имени Музафара Алимбаева. Идейным вдохновителем стала классный руководитель  Ксения Галиева. На одном из таких открытых уроков побывал наш корреспондент.

Павлодарские школьники создали целый  алфавит из тактильных букв, на каждую ушло несколько дней,  рассказали авторы объемных фолиантов. Однако кропотливое творчество детей только порадовало.

Вообще, сам термин «тактильная книга» появился не так давно и означает «особый учебник для особенного ребенка». Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный». По сути  это разноцветный журнал с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Допускается использование даже пластилина в качестве материала. Также применяются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, бисер, соленое тесто и многое другое.

Читая тактильную книгу, ощупывая предметы пальчиками, слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. По словам психологов и педагогов, очень важно здесь именно ассоциативное восприятие. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть и даже шелестеть.

– Идея понравилась детям, мы снимали видео, как дети занимаются с ними, а затем его просматривали, чтобы увидеть наши ошибки или, наоборот, порадоваться результатам.  Я думаю, этот алфавит мы можем передать детям с ограниченными возможностями, чтобы изучение букв, познание мира было более ярким. Ну и здесь, конечно, развитие мелкой моторики рук улучшается, а это сказывается на развитии мозга, поэтому, я думаю, мы сделали хорошее дело, – рассказала Ксения Галиева, учитель СОШ имени Музафара Алимбаева.

Дети и преподаватели намерены не останавливаться, планируют создавать целые тактильные энциклопедии. Главная функция  таких книг – помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. А вот у школьников расширяется  художественный и социальный опыт.

Артем БУЛАНОВ