Пятница, 3 января
Меню

Уроки колумбайнов

  • Ирина Ковалёва
  • 792
Уроки колумбайнов
фото из открытых источников

«Полиция не обязана охранять школы!» — заявил на днях министр МВД РК на правительственном часе в Мажилисе, комментируя ситуацию с качеством обеспечения безопасности учебных заведений. Напомним, после вооруженных нападений в России в этом году президент Казахстана дал поручение обследовать все школы республики и оснастить их техническими средствами защиты. Был принят ряд мер для реализации этого поручения, в том числе по специализированной охране.

Школьный стрелок
11 мая 2021 года 19-летний бывший выпускник пронес оружие и открыл огонь в гимназии Казани. Погибли дети и взрослые, многие получили ранения. «Колумбайн» — так стали именовать вооруженные нападения на учебные заведения, по названию американской школы, где похожий трагический случай произошел в 1999 году. С тех пор ищут причины, пытаясь предотвратить взрывы и стрельбу в школьных стенах и защитить детей с педагогами.

После теракта в Казани на первое место вышел вопрос безопасности. Как и кто охраняет школы, вузы, колледжи? И что нужно сделать, чтобы этот кошмар не повторился?

В мае 2021 года в Казахстане, сразу после казанских событий, провели экстренное совещание. И выяснили, что только 6,4 % школ имеют специализированную охрану. А в основном, охраняют вахтер и сторож. Есть проблемы с тревожными кнопками, турникетами и видеокамерами с подключением к ЦОУ.

Тогда же главой государства было поручено проверить школы и обеспечить их безопасность. Утвердили требования по организации антитеррористической защиты объектов образования, а их насчитывается более 8,8 тысяч. Пообещали, что объекты образования, как отнесенные к категории уязвимых в террористическом отношении, будут оснащаться системами видеонаблюдения, средствами оповещения персонала и посетителей, тревожными кнопками, а также спецохраной и системами допуска. И если раньше эти требования носили рекомендательный характер, то теперь стали обязательными. Для охраны следует привлекать специализированные частные охранные агентства.

Во время летних школьных каникул объекты образования проверяли на соответствие безопасности. И выяснилось, что не далеко не все в порядке. Видеонаблюдение введено повсеместно. Но по результатам мониторинга почти половина установленного оборудования не соответствует стандартам. Нарушения разные: неработающие устройства, слепые зоны просмотра, отсутствие бесперебойного питания или длительного хранения информации. Тревожные кнопки тоже обнаружились не везде. На тот момент спецохрана была введена в 38 % городских школ.

На местах отмечали: причина простая – денег нет. И предлагали решать вопрос постепенно. Например, планомерно заменять установленные ранее, но не соответствующие нынешним стандартам, видеокамеры на новые.

Премьер-министр поручил к 1 сентября обеспечить материально-техническими средствами безопасности организации образования в ходе реализации утвержденной «Дорожной карты». Разработали и инструкцию с порядком действий педагогов и учащихся в случае ЧП террористического характера.

Синдром вахтера?
В гимназии Казани была установлена тревожная кнопка. Сообщается, что во время нападения, несмотря на ранения, охранники успели нажать тревожную кнопку. Но обязанности охраны, пишут российские СМИ, в казанской школе исполняла вахтерша.

К слову, вопрос компетенции лиц, осуществляющих охрану школ, казахстанские депутаты поднимали не только после инцидента в Казани, но и раньше, в 2019 году. Как и о нехватке профессиональной специализированной охраны для школ. Напомним, тогда в Таразе в уличном школьном туалете была изнасилована 15-летняя ученица. В том же году в алматинском детском саду ребенка забрала посторонняя женщина, представившаяся родственницей малыша. Она планировала потребовать за кроху выкуп.

Кто, по факту, нес, а где-то и сейчас продолжает нести функцию охраны школ? Зачастую непрофессиональные секьюрити. Ночью – сторож, днем — вахтер. Точнее, во многих случаях – пенсионерка-вахтерша. С зарплатой по штатному расписанию, но без соответствующих навыков. Оказать сопротивление злоумышленнику ввиду отсутствия спецподготовки вахтеры не смогут.

Есть и еще один небольшой аспект. Эта особенность даже получила название у психологов. Она присуща, конечно, не всем, кто наделен полномочиями, чаще маленькими, чем большими. Но эта деформация личности, свойственная представителям многих профессий, может стать в определенных обстоятельствах не просто неприятной, но и фатальной. Ее называют – синдром вахтера, синдром консьержки, синдром швейцара. В общем, когда каждый суслик – агроном.

Синдром вахтера, говорят психологи, заключается в стремлении человека самоутвердиться за счет окружающих людей, демонстрируя свое превосходство. И если стремление подкрепляется ежедневно, то может усугубиться. А в ситуации с охраной объектов образования может сложиться ложное представление значимости, которое возможных нападающих совсем не убедит. Ведь для защиты от террористов надменный взгляд или окрик «Куда по помытому?!» не работает. И может, увы, стоить жизни или жизней.

Профи безопасности
Безопасностью должны заниматься профессионалы. А их не хватает. Кадровый голод показал: одна из самых востребованных профессий в стране – высококвалифицированный охранник.

Частным охранным организациям невыгодно обслуживать школы. Стоимость услуг на сайте госзакупок указывается низкая. И чем ниже предложит частник, тем больше шансов выиграть тендер. На это зачастую идут фирмы-пустышки. Но не профессионалы с репутацией, которые не могут платить своим кадрам ниже их квалификации.

К тому же, требования к охранным агентствам уже пересмотрели. Теперь нужно особое лицензирование на охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении. Пройти этот этап смогли далеко не все компании, что также отразилось на рынке охранных услуг. Но вопрос бюджета, судя по всему, еще остается открытым.

Между тем, и в предлагаемой системе безопасности опытные профессионалы сферы охраны увидели проблемные места. Руководитель одной из профильных организаций, давно зарекомендовавшей себя, поделился своим видением ситуации.

— С учетом ситуаций, которые происходили в Казани и Перми, можно отметить, что был только один пост охраны. Но в каждом корпусе, вузе, школе, детском саду есть центральный вход и еще несколько. С учетом нынешней ситуации по коронавирусу и разделению потоков учащихся используются почти все или все. Как один охранник в таком случае может контролировать ситуацию? Никак. Если заключен договор на один пост в каком-нибудь условном детском саду, а преступник может проникнуть через другой вход и причинить вред находящимся в помещении, как быть в этой ситуации? Один пост не справится с задачей, на мой взгляд.

Кто-то говорит: может, проще оформлять пенсионеров-сторожей в охранные фирмы? Профессионалы поясняют, такой подход недопустим и опасен. Липовый охранник не обеспечит защиту детей, не окажет физическое сопротивление преступнику, и не сможет при необходимости применить служебное оружие. К тому же, теперь с новым строгим требованиям к охранной деятельности, наберется совсем немного фирм, которые соответствуют нововведениям.

— Обеспечивать безопасность объекта должны как минимум два охранника, — поясняет вариант решения проблемы глава охранной фирмы, имеющий солидный опыт оперативной работы в силовых структурах. – Один охранник постоянно должен находиться на центральном входе и осуществлять пропускную систему. Второй контролирует запасные входы, от которых у него есть ключи. Это важно для контроля входа-выхода. Ведь в критической ситуации именно квалифицированный специалист может оперативно среагировать и нейтрализовать злоумышленника, не пропустив его в здание, чтобы избежать жертв. Я вижу решение ситуации в схеме из двух постов. Но это уже другое финансирование.

А у населения может возникнуть резонный вопрос. Безопасность детей — самого дорогого, что есть у каждого, — не тот случай, когда стоит мелочиться?

Павлодарская область: постепенный переход
Определенные движения есть. Перед началом учебного года в областном акимате сообщили, что школы в Павлодарской области будут переводить на специализированную охрану постепенно.

«Есть информация о том, что тревожные кнопки не установлены в 15 % учебных заведений. Необходимо принять меры, и на предстоящем уточнении бюджета будем предусматривать дополнительные средства для оснащения. Мы будем поэтапно отходить от вахтеров и переходить на приобретение услуг охранных компаний», — сообщил аким области Абылкаир Скаков.

В августе 2021 года на объектах образования установлено чуть более 13 тысяч видеокамер, из них в школах – 5682 и в детсадах – 5114, учреждения оснащены 486 тревожными кнопками, отмечалось в региональном управлении образования. Были выявлены некоторые несоответствия систем видеонаблюдения. Необходимо было установить еще 10 204 камеры на сумму 612 миллионов тенге.

С 1 сентября в 158 организациях образования планировалось введение специализированной охраны из девяти лицензированных охранных агентств. Глава области подчеркнул, что поэтапный переход от вахтеров к обслуживанию специализированных охранных компаний – возможность для частных организаций сформировать профессиональную среду. После того, как фирмы будут соответствовать всем критериям и требованиям безопасности, начнется увеличение бюджета на охрану учреждений образования.

Новый учебный год
20 сентября 2021 года студент-первокурсник открыл стрельбу в Пермском государственном университете. Шесть человек погибли, более 40 пострадали. За безопасность восьми корпусов вуза отвечали только 2 охранника. Одного из них, который мог нажать тревожную кнопку, нападавший убил, другого ранил. Позже по сигналу тревоги на место происшествия прибыли группы задержания.

После второго за год случая колумбайна в России начали тестировать технологии, позволяющие распознавать людей с оружием на подходах к школам. Система самостоятельно определяет потенциального стрелка с помощью камер видеонаблюдения, блокирует двери в учебное заведение и вызывает полицию.

Также россияне предложили создать профессиональный стандарт для работников, обеспечивающих защиту детских образовательных учреждений. В проекте будет прописано, какое у них должно быть образование и что нужно изучать. Необходимо уметь выявить постороннего или опасного человека, удержать у входа в школу, предварительно вызвав группу быстрого реагирования, нажав тревожную кнопку. И особе внимание к умению работать с несовершеннолетними. Дети должны доверять профессионалу спецохраны, чтобы трагедии моно было избежать.

Между тем, в Казахстане на днях полицейские прокомментировали предложение об охране школ. Глава МВД заявил, что полиция школы охранять не должна. Это задача местных исполнительных органов, отметил он. И пояснил, что школа – не детская колония и не закрытое учреждение. «На сегодняшний день 100 % школ оснащены системами видеонаблюдения, 30 % — тревожными кнопками, 30 % пока охраняются специализированными охранными структурами. До конца года мы планируем эту работу завершить и довести до 100 %», — пояснил министр МВД Ерлан Тургумбаев. Правда, уточнил, что вопрос финансирования – дело местных исполнительных органов, на балансе которых находятся ведомства образования.

К слову, говорили в Казахстане весь год и о психологической поддержке в школах и вузах. Премьер-Министр во время школьных каникул поручил акиматам усилить координацию школьных психологов и инспекторов по делам несовершеннолетних в проводимой работе с детьми с девиантным поведением. А в МОН отвечали, что во время пандемии работа по психологической поддержке – для всех детей – велась в онлайн-формате, и продолжается сейчас в обычном режиме.

В целом, для усиления роли психологических служб, по данным МОН, планируется увеличить количество педагогов-психологов. Вносятся изменения в типовые штаты и перечень должностей. А нагрузка педагогов-психологов будет устанавливаться по количеству обучающихся. Созданы рабочие группы для оказания экстренной психологической консультации несовершеннолетним. Круглосуточно функционирует «горячая линия» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.