Понедельник, 9 декабря
Меню

Печаль моя светла…

  • Елена Васильченко
  • 706
Печаль моя светла…
фото автора

После большого перерыва, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, состоялось открытие симфонического сезона. И сразу с мощного аккорда мировых шедевров музыкального искусства. Чтобы зрители поняли: несмотря на преграды, невосполнимые утраты – искусство продолжает жить, и мастерство павлодарских музыкантов остается на высоком уровне, принося радость зрителям.

В этот год не стало Ирины Джамшидовны Рахимжановой – бессменного директора оркестра. Можно сказать, благодаря ее усилиям был возрожден и сам симфонический оркестр, и областная филармония. Она душой переживала за каждого музыканта, инструменты, костюмы – и это лишь то, что было на виду. А сколько невидимой работы! К примеру, ноты музыкальных произведений. Немногие знают, но это большая проблема, инструментальные партитуры для оркестра специально заказывают у редких специалистов. Поэтому мало «придумать» концертную программу, нужно приготовить партитуры, привлечь дополнительных музыкантов, если они нужны. Так что организация концерта – дело очень непростое. И вот теперь с этой работой приходится справляться без Ирины Джамшидовны. Но ее образ незримо присутствовал в зале, хотя об этом со сцены не было сказано ни слова. Слова были лишними – говорила музыка!

В пандемийный сезон пришлось искать новые формы взаимодействия со зрительным залом – без ведущей. Но с видеорядом. Надо сказать, получилось интересно. Первую симфонию Брамса предварил видеокомментарий Владимира Федосеева – одного из самых известных российских дирижеров, взятый из передачи телеканала «Культура». Он говорил о банальных, на первый взгляд, понятиях, таких как уважение, простота, доброта: «Они теряются с экономическим развитием, с успехами в технике и экономике. А вот главное – душа – как бы прекратила общаться. И я нашел ответ у Брамса, в этом сгустке романтизма. Там есть чувства, драма, но драма небезнадежная. Во всех его симфониях есть просветление, надежда», – предварил первое выступление оркестра прославленный музыкант. А надежда сегодня очень нужна всем нам, поэтому Первая симфония оказалась очень хорошим выбором для открытия сезона.

Над своей первой симфонией Иоганнес Брамс работал на протяжении 15 лет. Задумывая произведение, композитор представлял себе образ байроновского Манфреда с его титаническими страстями, мучительными противоречиями. В музыке симфонии раскрывается тема личности, ее жизненной борьбы и нравственного совершенствования. Премьера симфонии состоялась 4 ноября 1876 года. Ганс фон Бюлов назвал ее «Десятой симфонией Бетховена», так как в ней Брамс плодотворно развивает традиции бетховенского симфонизма, его стремление от «мрака к свету».

Это сочинение стало одним из центральных событий в жизни композитора. Оно – гениальное воплощение всех противоречий его творческой души. Симфония N1 по праву стоит в одном ряду с вершинами симфонического жанра и входит в репертуар многих оркестров мира. И радостно от того, что Павлодарский симфонический может дарить нам живое звучание таких сложных шедевров.

Во второй части концерта прозвучали «Симфонические танцы» Эдварда Грига. Это наиболее новаторское оркестровое произведение Грига. Четыре народных танца образуют четырехчастный симфонический цикл, что дает возможность запечатлеть разнохарактерные образы народной жизни. Музыке «Симфонических танцев» присущи свежесть, полет фантазии, разнообразие и чистота красок, богатство тембровых контрастов. Это своеобразная рапсодия для оркестра, где народные темы получили блестящее и эффектное оркестровое развитие. «Бах и Бетховен воздвигали храмы на высотах. Я же хотел бы… строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо», – писал сам Григ.

И снова о том, как создавались эти произведения, о личности самого композитора нам рассказали с большого экрана, а звучание оркестра сопровождали виды суровой красоты и рыцарских замков Норвегии, проиллюстрировав сюиту Грига к драме Б. Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец».

Нельзя не согласиться с Борисом Асафьевым, писавшим, что «музыка Грига – музыка чувств, а не музыка о чувстве и не чувственная музыка». Эта музыка действительно вызывала самые светлые чувства.

Музыканты, и это было очень хорошо заметно, соскучились по зрителю, как и зрители – по живой музыке. Хоть зал и был неполон из-за ковидных ограничений, но встречал каждое произведение очень хорошо и благодарил музыкантов дружными аплодисментами. Поэтому на бис были подарены очень задорные второй и восьмой «Славянские танцы» Антонина Дворжака. Нои после этого зрители не хотели отпускать музыкантов, потому что непонятно, когда состоится следующая встреча.

Этот вопрос я адресовала дирижеру Болату Рахимжанову:

– Все, конечно, зависит от ситуации, будут ли еще локдауны. Но на конец ноября – начало декабря мы планируем концерт, посвященный творчеству Шамши Калдаякова (казахский композитор-песенник, король вальса, автор гимна Казахстана – авт.). Это будет первая совместная работа музыкантов симфонического оркестра и артистов театра им. Аймауытова. Будет 15 песен Калдаякова, чтение стихов со сцены. А традиционную шутливую новогодне-рождественскую программу мы подготовим только в январе, на старый Новый год, – ответил Болат Сагатович.

Что ж, мы будем ждать и надеяться, что встреча обязательно состоится.