Суббота, 9 ноября
Меню

Редкие фотокадры

  • Ирина Ковалёва
  • 1076
Редкие фотокадры
фото из открытых источников

В павлодарских музеях начался сезон разноплановых фотовыставок. В них каждому найдется впечатление по душе. В художественном музее состоялся вернисаж авторской фотоэкспозиции «Россыпь прекрасных мгновений» алматинца Виктора Горбунова. В мемориальном доме-музее Багаева – открытие этнографической фотовыставки «Узоры Великой степи». А в мультимедийном музее «Ertis» продолжает работу выставка с кадрами краснокнижных пернатых павлодарца Каримжана Жакенова.

В экспозиции алматинского фотохудожника Виктора Горбунова представлено свыше 70 фотографий. Созданные цифровой камерой снимки – результат почти 10-летнего творчества автора. Виктор Горбунов – участник многих международных фотовыставок. Обладатель Гран-при фотоконкурса «Алматы: сквозь сотни линз», лауреат конкурсов «Фотография года», «Золотой объектив Алматы», «Экофото», «Мир и духовное согласие», «Люди и горы». Принимал участие в создании нескольких фотоальбомов, самый новый – «Алматы». Нынешняя выставка организована в рамках спецпроекта «Тұған жер» программной статьи первого президента «Рухани жаңғыру».

«Россыпь прекрасных мгновений» состоит из фотографий разных жанров. Специалисты говорят, автора привлекают во всех проявлениях пейзаж, портрет, спорт, жанровые зарисовки. Есть эксперименты с композицией и цветом, фотографии-поиски и целые серии фотопроизведений, объединенных общей темой, временем и героями. Эмоции и чувства внутри кадра на работах Виктора Горбунова, поясняют искусствоведы, позволят каждому взглянуть на окружающий мир в необычном ракурсе, под новым углом, помогут проникнуться красотой и серьезнее задуматься о назначении человека в этом удивительном мире.

Другая фотовыставка уже символизирует искусство застывшего времени. В Мемориальном доме-музее открыли этнографическую фотовыставку «Узоры Великой степи» по результатам экспедиций Д. П. Багаева и омского художника-архитектора Е. А. Клодта. Собрание исторических свидетельств посвятили 137-й годовщине со дня рождения Дмитрия Поликарповича Багаева. Были приглашены профессиональные фотографы, историки и краеведы города, творческая интеллигенция. Торжественное открытие по традиции провели в уникальном фотопавильоне дома-музея.

– В 1930 году Дмитрий Багаев познакомился с Евгением Клодтом – художником, преподавателем художественно-промышленного института из Омска, автором альбома русского орнамента, выпущенного им еще до революции в Москве в издательстве И. Д. Сытина. В этом же году Освиахимом при содействии Павлодарского окружкома ВКП(б) было принято решение о научно-исследовательской экспедиции в Баянаульский и Павлодарский районы и Экибастуз. С самого начала экспедиции в глубокую степь фотоаппарат Багаева фиксировал процесс работы Клодта, жизнь, быт народа, его традиций, характерные особенности казахской национальной культуры. Следует отметить, что в этой экспедиции Дмитрий Поликарпович принимал участие не только как фотограф, но и как краевед, исследователь, – рассказывает специалист дома-музея Гульнар Изтулина.

Собранный Багаевым и Клодтом научный материал явился значимым вкладом в дело изучения казахского искусства. На выставке представлены зарисовки казахского национального орнамента, выполненных Евгением Клодтом, которые вошли в альбом «Казахский народный орнамент», изданный в 1939 году. А также фотографии краеведа Дмитрия Багаева из серии этнографии казахского народа начала 20 века.

– Отчетливо видим на фотографиях Багаева, снятых в 1911–1913 годах, и на более поздних его работах, как разбросаны по степи казахские юрты. За короткое время юрту можно было разобрать и собрать на новом месте. Для ее перевозки не требовалось особых усилий. Чтобы представить себе всю эту картину, достаточно взглянуть внимательно на такие фотографии как «Аул перед кочевкой», «Кочуют». Фотография «Молотьба» рассказывает о том, что помимо скотоводства в Павлодарском крае занимались и земледелием. Снимок «Сапожник» рассказывает нам о кропотливом труде, причем исключительно мужчин. А вот обработка шерсти и производство войлока являлись специфически женским трудом. Фотографии «Ткет алашу», «Катают кошму» повествуют о нелегком ремесле ковроткачества. Дмитрий Багаев отразил уникальные жизненные моменты, благодаря которым мы можем наглядно представить жизненный уклад кочевого народа, – поясняет Гульнар Изтулина.

О родном крае повествует и третья фотовыставка – в мультимедийном музее «Ertis». На ней представлены результаты бердинга (фотоохоты на пернатых) павлодарского фотографа, члена Павлодарского дома географии Каримжана Жакенова. В его объектив попадают редкие обитатели Павлодарского Прииртышья. В том числе и исчезающие виды птиц.

За 10 лет павлодарец отснял множество кадров. Их уникальность в том, что крылатые жители нашего региона запечатлены в естественных природных условиях. Как итог – нынешняя выставка. Более 50 фотографий, которым позавидуют орнитологи, представлены в экспозиции «Мечты мои – птицы».
Но, как говорит сам автор, его мечта еще не сбылась. Дрофы, ранее обитательницы здешних мест, он так и не встречал. Между тем были и уникальные по везению случаи. Например, проявление заботы о птенцах краснокнижного степного орла. А какие-то кадры были сняты не за десятки километров от города, а рядом с оживленными улицами. Главное – уметь видеть жизнь рядом с собой.
Выставка дает представление о разнообразии видов птиц в нашем регионе, о красоте природы и редких пернатых. По словам фотографа, экспозицией он хотел привлечь внимание общества к защите экологии и привить любовь к птицам родного края.