Понедельник, 30 декабря
Меню

Тайны великой степи: Акколь-Жайылма может стать новым центром туризма

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1303
Тайны великой степи: Акколь-Жайылма может стать новым центром туризма
фото из открытых источников

В минувшие выходные нам выпал шанс окунуться в работу археологов. Большая группа ученых Margulan centre Павлодарского педагогического университета во главе с Тимуром Смагуловым, и бойцов археологического отряда «Жасыл ел», отправились в первую в этом году экспедицию. Точка на карте – Экибастузский район. А если точнее, этнографо-археологический комплекс Акколь-Жайылма, расположенный в междуречье Оленты и Шидерты. Раньше многие считали, что в этой местности нет ничего интересного помимо рек и пресных озер, но открытия ученых перевернули это представление. Местность оказалась богатой на древние и старинные памятники, большинство из которых поистине уникальные. И сейчас стоит вопрос об их дальнейшем исследовании и популяризации для тех, кто интересуется историей и просто любопытных туристов. Найденные здесь артефакты в буквальном смысле стали поводом для сенсационных открытий.

В этих краях находится девять пресных озер, по берегам которых гнездятся десятки видов птиц, в том числе краснокнижных. Гуси-лебеди, утки-журавли — как раз сейчас пернатые выводят потомство, и они почти не боятся людей. Как утверждают ученые, в этих живописных местах хранится огромный пласт ценнейшей информации.
В свое время, еще в середине прошлого столетия, в Акколь-Жайылме работала знаменитая Центрально-Казахстанская экспедиция института истории, археологии и этнографии им. Чокана Валиханова, созданная самим Алькеем Маргуланом. Ими в районе поселка Тортуй были обнаружены могильники, которые оказались курганами сакской эпохи. А в местечке Акжар открыта Тасмолинская археологическая культура, которая очень четко характеризует древности Сарыарки. И здесь же были найдены великолепные украшения из золота, был получен прекрасный материал по погребальному обряду древнего населения. Как раз на материалах этих памятников была поставлена проблема «Курганов с усами», которые называют визитной карточкой Сарыарки, — для чего они сооружались, их назначение? Позднее, в 2000-е годы эту работу в рамках программы «Культурное наследие» продолжили павлодарские археологи. Именно в этих местах экспедиция Тимура Смагулова наткнулась на уникальный памятник и обнаружила бесценные артефакты.
— Нам удалось изучить великолепный памятник — некрополь Аулиеколь, где были обнаружены мавзолеи правителей Золотой Орды. И тогда, впервые для региона, удалось получить очень большой объем информации, который даёт ключ для разгадки многих тайн. Причем не только Акколь-Жаиылмы, но и в целом огромного региона Северо-Востока Казахстана. Были обнаружены памятники зодчества, остатки монументальных сооружений, выстроенные из жженного кирпича. И они говорят, что здесь были талантливые архитекторы, профессиональные строители. Несомненно, что здесь существовал культурно-политический центр, и были кочевья элиты,- рассказывает Тимур Смагулов.

Исследование материалов четко указывает на существование средневековой государственности. То есть, в этом районе в XIV-XV веках находился один из пока что малоизученных вновь открытых центров Золотой Орды.
— Места действительно очень интересные, до этого были известны великолепные памятники каменного века. И вот благодаря труду целых поколений исследователей сегодня уже можно понять, что же происходило здесь с глубокой древности. В Акколь-Жайылме наш коллектив попытался комплексно подойти к изучению средневековых памятников, одновременно работал археологический отряд и историко-этнографический отряд, которым руководил известный ученый-историк, этнолог-археолог Асет Жанисов. Они собрали множество древних сказаний и легенд, были получены великолепные материалы о культуре Сарыарки. Изучены такие интересные и совершенно малоисследованные вопросы как традиционное рыболовство у казахов. Считается же, что в степи рыбной ловлей никто не занимался, а здесь учеными-этнографами были впервые изучены лодки сайтан кайык. Сегодня это визитная карточка этого региона, это единственное место, где сохранились такие интересные реликты исторического прошлого, и, конечно же, озеро Аулиеколь представляет не только историко-культурный интерес, это же еще прекрасный объект для развития туризма, — отмечает директор Margulan centre.

В этой поездке ученые вновь вернулись к исследованиям как уже известных памятников, так и к дальнейшему обследованию территорий. Так, посреди степи рядом с мавзолейным комплексом Исабек Ишана они зафиксировали старинный мазар из саманного кирпича, с хорошо сохранившимся надгробным камнем – кулпытас. А на нем огромный текст, высеченный арабской вязью. Ниже нарисован кувшин. В ближайшее время с помощью арабистов специалисты постараются прочесть текст. Возможно, там указано не только имя усопшего, но и другая важная информация.
Исследовательскую работу археологи совместили с другим очень важным делом – помощью в возведении дома для смотрителя мавзолейного комплекса. Инициатор проекта — Жумабек Камзин. Известный общественный деятель смог собрать большую команду энтузиастов, и при поддержке меценатов приступил к стройке на третий день Ораза айта, 15 мая. До этого здесь был только дом для паломников, в котором и жил смотритель. В этом году смотритель Ергали кажы женился, а потому, решили люди, теперь ему нужен свой угол.
— Нас очень многие поддержали, и среди них известные бизнесмены – это братья Абгужиновы, глава строительной компании Сергей Рязанцев и другие предприниматели. Активно помогают акиматы Экибастуза и Актогайского района. Стройка, в основном, идёт в выходные дни, сюда съезжаются люди самых разных национальностей и вероисповеданий, жители всей области. В эти выходные высадился десант добровольцев — работников ГРЭС-2, посильную помощь оказывают рабочие других предприятий, — вкратце рассказал глава общественного фонда Султанбет Султана Жумабек Камзин.
Перенести кирпичи, приготовить и подать раствор каменщикам, поднять доски – с этим помогают бойцы археологического отряда “Жасыл ел”. Он состоит из студентов колледжа Университета Торайгырова. Почти все учатся на программистов, но записались в археологический отряд. Видимо, захотелось больше романтики.

— Третий год в археологическом отряде, а на такой большой стройке впервые, и мне нравится. Для меня все это в новинку. Раньше я ничего не знал об Исабек Ишане, а оказывается, он был святой человек, приносил много пользы людям. И вот благодаря нашей экспедиции смог окунуться во всю эту атмосферу, очень много нового открыл для себя, и ни о чем не жалею. Работа идет, и заодно происходит очень много интересных знакомств, время летит быстро, — говорит 19-летний Родион Шалота.
Ребята признаются, что впервые оказались в условиях, когда полностью отсутствует сотовая связь. Кстати, от Павлодара до музейного комплекса Исабек Ишана – 222 километра.
— В городе обычно все сидят в сотках: разговаривают, играют, переписываются, — в общем, ничего полезного не делают. А тут даже некогда, если честно, разве что вечером появляется свободная минутка. Но связь отсутствует, и в этом, я считаю, есть свой плюс, так как ты больше полезного и хорошего успеваешь сделать, — отметил другой студент и тоже будущий программист Муса Кабдыракым.
Закончить объект планируется в течение 63 дней. Чтобы смотритель не испытывал никаких трудностей, по проекту в доме будет горячая вода, санузел и оборудование для опреснения воды, так она в этих местах слишком солёная.
— Я хоть по национальности русский, но мне очень близка эта тема. Слышал про эти места, слышал, что здесь похоронены святые люди. Когда до этого строили зират, поднимали новые мазары, не получилось никак приехать. А в этот раз узнал, что возводят дом для смотрителя, и возникло большое желание быть здесь со всеми и помочь, чем могу. На работе сказал коллегам, и другие ребята тоже изъявили желание, и тоже приехали. Это же история и наше наследие, и мы должны его сохранить, показывать молодежи. А если мы не будем тянуть за собой молодежь, не передавать традиции, объяснять историю — наследие умрет, и, может, даже с нашим поколением. Поэтому надо на своем примере показывать, не надо агитировать молодежь, а просто своим умом и сердцем показывать, — говорит 57-летний Виктор Гармонов, работающий ведущим инженером на Экибастузской ГРЭС-2.
Мавзолейный комплекс Исабек Ишана был построен в 2011 году из актауского ракушечника. Этому родовому кладбищу порядка 200 лет. В трехкупольном мазаре высотой девять метров, покоится сам Исабек Ишан, его сын Нурмухамед и брат Мухаммед Нияз.

С именем философа и просветителя Исабек Ишана в этих местах связано очень многое. И если о его биографии и деятельности почти все известно, то в устных преданиях и в документальных источниках остается немало наводок, которые могут пролить свет на другие истории и события, которые происходили много веков назад в этих степях.
— Исследования, которые тут проводились и проводятся, они далеко не исчерпывающие, это только начало, первые страницы из истории этого региона. Например, одна из интереснейших загадок — вопрос, поставленный Машхур Жусупом Копеевым, который в своих работах пишет о том, что на Акжар Сасае – это территория между аулом Тортуй и Акколь — находилась ставка одного из правителей Ногайского времени. И нам только предстоит узнать, что же было в этом урочище, возможно, там тоже находятся средневековые городища. Сведения нужно тщательно проверить, потому что этот человек был великолепным знатоком наших степей, старины, и он прекрасно знал как письменные источники, так и устное историческое наследие. В общем, предстоит много работы. Дело в том, что здесь так же сохранилась огромная арычная система, необходимо изучать древнюю ирригацию, потому что она дает выход на изучение хозяйственной деятельности. Ведь остатки водоподъемных механизмов, арычная система, — все это говорит о том, что здесь находились обширные посевы. В том числе чигиры, это механизм с колесом, на которое привязывались сосуды, все это вращалось, и вода по желобам, по специальным каналам разливалась по посевам. Они использовались и для строительства больших объектов, в том числе мавзолеев, — рассказывает Тимур Смагулов.

Задача специалистов сейчас – это закончить работы на Аулиеколе, а позже приступить к исследованию той самой территории, которую обозначил Машхур Жусуп. Хотя уже сейчас здесь столько памятников, по которым можно составлять экскурсионные маршруты. Правда, здесь нет ни нормальных дорог, ни интернета, а кое-где и мобильной связи. Сами памятники тоже нужно еще музеефицировать и приводить в должный вид.
— В урочище Акжар есть великолепные объекты, в том числе средневекового периода, там уже были найдены захоронения XIV-XV веков, существует и легенда о пещере, и там действительно в известковых обнажениях, в обрывах, есть углубления, похожие на засыпанные пещеры.
Интереснейший памятник, который находится также в Акколь-Жайылме – это наскальные рисунки в урочище Жартас. Они известны еще как «Олентинские писаницы». Великолепный объект, но он также слабо изучен. Дело в том, что там фиксируется не одно, а целых два местонахождения петроглифов. Они датируются от эпохи неолита ранней бронзы до раннего железного века. И это древнейший сакральный объект Акколь-Жайылмы. Высеченные на скалах изображения древних животных и людей являются практически храмом под открытым небом. Вообще, сакральные объекты в Акколь-Жаиылме возникают еще многие тысячелетия назад. Затем, в сакскую эпоху – это курганы Тасмолинской культуры. То есть существовал сакральный центр саков Сарыарки. На участке между аулом Тортуй и поселком Шидерты изучена целая серия могильников, в том числе святилища «Курганы с усами». Поэтому археологически документировано наличие сакрального центра уже в сакскую эпоху, это первое тысячелетие до нашей эры. И наконец, средневековье, здесь мы видим уже ранний центр появления Ислама, — подчеркнул известный археолог.

Сейчас Аулиеколь — самый северо-восточный мусульманский памятник XIV-XV веков. Дальше такие объекты еще не исследованы и даже не обнаружены.
— Можно с уверенностью говорить о том, что на берегах Аулиеколя в XIV веке жили проповедники, были знатоки священного Корана, письменности, а там, где было мусульманское духовенство, появлялись и мусульманские школы. То есть, это еще и центр образования, об этом тоже нельзя забывать. И вот спустя несколько столетий в XVIII-XIX веке здесь, в центре летних кочевий казахов среднего жуза – в Акколь-Жайылме, эти традиции продолжаются. И некрополь, где похоронен Исабек Ишан и его потомки, тоже фиксирует мусульманский центр уже нового времени. То есть, сакральные объекты здесь появляются еще в каменном веке, существуют и развиваются до сегодняшнего времени, — говорит Тимур Смагулов.

Ученые называют Акколь-Жаиылма своеобразной моделью, на которой можно проецировать и изучать сакральную историю всей Сарыарки. Причем беспрерывно. И очень важно, что между памятниками XIV-XV веков, когда существовала Золотая Орда, происходило формирование казахского народа, и между комплексом Исабек Ишана есть очевидная связь. Они и географически расположены рядом, и этнокультурная преемственность есть. Это как раз показывает связь сегодняшнего населения Акколь-Жаиылмы и средневековой эпохи.
— Что еще интересно, так это то, что с распадом Золотой Орды и периодом, который закончился тем, что сюда в конце XVI-XVII веке пришли калмыки, этот средневековый центр угасает. Мавзолеи приходят в запустение, население отсюда откочовывает на более западные территории. Но после падения Джунгарского ханства, после их изгнания, это известная история, когда сюда пришел Богенбай батыр, Аблайхан, потомки тех, которые жили здесь в XIV веке, сюда вернулись. Здесь вновь расцветает мусульманский культурный центр, снова появляются духовенство и культовые сооружения. Если за точку отсчета брать историю Ислама в Акколь-Жаиылме, то она насчитывает больше 600 лет. Нужно сказать, что это фактически древнейший мусульманский центр, обнаруженный в Прииртышье. И именно с ним связаны сакральные памятники Баянаула, ведь духовными учителями Машхур Жусупа, Конырбай Халифе являлись как раз-таки Исабек Ишан и его родственники, — поясняет известный археолог.
Все мы прекрасно знаем, если даже не читали, — об эпосе «Козы Корпеш и Баян Сулу». Ведь в нем описываются именно эти места, в районе девяти озер.
— Тут интереснейший историко-этнографический материал, великолепная информация, которая рассказывает о том, как казахский народ осваивал пространства Великой степи, как он интерпретировал окружающий мир, как формировалось мировоззрение наших предков – это, конечно же, огромный массив информации, связанный с эпосом «Козы Корпеш и Баян Сулу». И здесь почти каждое урочище так или иначе с ним связано. Это и колодцы Кодара, на которые указывают жители аула Каражар,  и название реки Оленты, где, по преданию, пела свои песни Баян сулу, это и река Шидерты, название которой также связано с Баян сулу – Козы корпеш. Ну, и очень важно сказать, что здесь еще фигурирует такая легендарная личность как Асан кайгы, который дал прекрасную образную характеристику этой территории, которая подчеркивает ее важность для культурно-хозяйственной жизни казахов Среднего жуза. Это знаменитое выражение о том, что в Оленты трава как мед, а в Шидерты вода как мед.

С персоной Асан кайгы также связана топонимика этого региона. Это очень древние персонажи казахского эпоса, которые показывают историко-культурную преемственность в данной местности. Потому что население, которое вернулось сюда после завершения казахско-джунгарского противостояния, имело уже древний пласт легенд, именно связанных с этой территорией, — резюмировал руководитель экспедиции Тимур Смагулов.
Margulan centre этим летом организует сразу несколько больших экспедиций, в том числе в Баянауле. Сезон полевых работ стартовал относительно недавно, а значит, можно предположить, что нас еще ждет немало интересных находок и открытий.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №24, 24.06.2021г.