Воскресенье, 22 декабря
Меню

Воспоминания о любви к гармонии Владимир Линчевский: «Филармония – дело энтузиастов»

  • Ирина Ковалёва
  • 2010
Воспоминания о любви к гармонии Владимир Линчевский: «Филармония – дело энтузиастов»
В.Линчевский, Б.Тулегенова. фото из архива В. Н. Линчевского

Подходит к завершению специальный ретроспективный цикл публикаций, посвященных 75-летнему юбилею Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова. Мы говорим о знаменитых именах, незабываемых встречах и золотых годах филармонии, которая была признана лучшей не только в Казахстане, но и в СССР. В этом материале своими воспоминаниями о временах ее становления поделился бывший руководитель филармонии Владимир Линчевский.

Из досье

Владимир Николаевич Линчевский – музыкант, заслуженный работник культуры Казахской ССР, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Родился 15 апреля 1942 года в Павлодаре. Окончил музыкальное училище имени Чайковского в Павлодаре в 1963 году (преподаватель по классу баяна), в 1968 году – Государственный институт искусств им. Курмангазы в Алма-Ате (концертный исполнитель, преподаватель по классу баяна). Начал трудовую деятельность в 1963 году в Павлодарской детской музыкальной школе № 1 педагогом по классу баяна. 1963–1965 годы работал в Сары-Озекской ДМШ преподавателем по классу баяна, с 1965-го – педагог по классу баяна в Павлодарском музыкальном училище. В 1968 году приглашен на должность художественного руководителя Павлодарской областной филармонии, в 1971 году назначен ее директором.
С 1984 года живет и работает в Москве. 1984–1986 – директор Концертного объединения Московской государственной филармонии, с 1986 года – заместитель директора Всесоюзного гастрольно-концертного объединения «Союзконцерт». С момента создания в 1990 году «Совкультцентра» МК СССР – заместитель генерального директора Международного центра фестивалей, конкурсов и культурного сотрудничества с зарубежными странами (Международный культурный центр). 1994–2000 – первый заместитель генерального директора, начальник отдела фестивалей и госзаказов Международного центра фестивалей, конкурсов и культурного сотрудничества с зарубежными странами (Международный культурный центр). С 2000 года – первый заместитель генерального директора ГУК «Международный культурный центр фестивалей и конкурсов МК РФ». С 2006 года возглавил автономную некоммерческую организацию «Международный культурный центр», является его директором. Награжден орденом «Достык» Республики Казахстан, многочисленными почетными грамотами – вице-премьера Республики Казахстан, Патриарха Московского и всея Руси, министра культуры Российской Федерации, Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России.

Архивы памяти
Павлодарская областная филармония была открыта в 1965 году – две комнаты в администрации горсада, летняя сцена и арендованные залы для концертов в ДК железнодорожников и строителей алюминиевого завода. Были пожары, многочисленные переезды – во временные жилища и уже в свое здание. Как пишет в книге «Культура и искусство Павлодарского Прииртышья: «Люди. События. Факты» краевед Эрнест Соколкин: «Филармония размещалась в деревянном доме по ул. Карла Маркса, затем с 1971 года в купеческом доме Колмогорова по ул. Ленина. После сноса дома в 1975 году ей дали помещение в угловом здании по ул. Кутузова, недалеко от ДКЖД, и только в 1979 году она переехала в кирпичный дом 1915 года постройки, где до этого располагался Дом пионеров (ул. Сатпаева). Здесь филармония находилась до конца 90-х. Директорами филармонии после В. Лукашевича работали У. Оспанов, В. Линчевский, В. Камерцель, Б. Тапалшинов».

В 1974 году на базе взрослой филармонии была создана детская филармония «Пионерия». Детские выступления проводились в Павлодаре, Экибастузе и Ермаке, Алма-Ате, Караганде, Петропавловске, Целинограде и других городах СССР. В составе детской филармонии было пять творческих коллективов: вокальные ансамбли «Колокольчики» и «Фантазеры», хор «Пионерия», оркестры русских и казахских народных инструментов. Хор выступал с видными деятелями культуры Казахской ССР и Советского Союза.
В Павлодаре и Павлодарской области на постоянной основе были организованы гастроли известных народных хоров, приезжали с выступлениями эстрадные ВИА с Украины, из Молдавии, России, Татарстана, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Киргизии, Литвы, Армении. На сценах Прииртышья выступали известные солисты КазССР и других республик Советского Союза. В 90-х с развалом СССР распались многие творческие связи, коллективы, а потом и сама филармония была ликвидирована из-за экономической нестабильности. Возродили ее только в 21 веке.

Поверить в себя
Как говорят участники становления филармонии в ХХ веке, 75 лет – это зрелая жизнь. Владимир Линчевский отмечает: за это время было много утрат – пожары, прекращение деятельности и потеря архивных документов. Поэтому приходится возвращать из памяти все, что сохранилось.
– И я вспоминаю эти замечательные годы в филармонии, – говорит Владимир Николаевич. – Началось все с того, что директором филармонии работал молодой талантливый Умурзак Оспанов. Он пригласил меня в 60-х годах на должность художественного руководителя филармонии. Я играл концерты, познакомился с деятельностью филармонии. Потом он уехал. И филармония осталась без директора. Меня пригласили в Министерство культуры Казахстана в Алма-Ате и попросили принять бразды правления. Но я был совершенно не готов, с ужасом думал, что ничего не понимаю в финансах, бухгалтерии, а это нужно было очень хорошо знать руководителю филармонии. Я отказался. Но тогда первый заместитель министра Исаак Попов сделал хитрый ход. Он сказал: «Мы временно назначим, а там подыщем кандидатуру, а ты снова будешь заниматься творчеством». Я согласился.

По иронии судьбы, нет ничего более постоянного, чем временное. Осваивать науку управления филармонией приходилось в ходе процесса. Формировалась команда профессионалов. Молодые энтузиасты взялись бурно развивать филармоническую деятельность. Правда, поначалу никто не верил, что в Павлодаре могут быть концерты классической музыки в переполненных залах.
– Я все это испытал на себе, когда поехал после консерватории с сольными концертами и начал играть Баха, – вспоминает Линчевский. – У меня был замечательный инструмент – так называемый выборный баян, на котором можно играть классическую музыку. Я понимал, что публика не готова к восприятию. И, если ее не готовить, не будет смысла существования и филармонии. Была огромная нагрузка – более 2000 плановых концертов в год. Но и эти концерты сначала были далеки от предназначения филармонии, – развлекательные концерты эстрадно-цирковых групп, гастролировавших по области и Казахстану, и обмен по республике. Так было во всех филармониях. Разумеется, филармония Алма-Аты занималась классической музыкой. Там другая публика и коллективы. И нам с чего-то надо было начинать. Я хорошо помню день, когда мы с моим заместителем, бывшим учеником Виктором Камерцелем, крепили на щите рекламу концертов. От помещения филармонии к ЦУМу вдвоем тащили, на заборе прибивали щит с информацией о гастролях приезжих пианистов, скрипачей и т. д. У всех это тогда вызывало смех. Публика смотрела с изумлением, никто не верил. Но мы знали, что общество нужно готовить к восприятию такого искусства, как классическая музыка и серьезная фольклорная музыка.
Помимо высоких целей просвещения, были и вполне земные причины. Все просто, поясняет бывший директор филармонии: не будет потребности в обществе – не будет сборов. А сборы – одна из первых статей любой финансовой организации. К слову, тогда филармония была не на полном гособеспечении, как сейчас, а на полном хозрасчете, приходилось самим зарабатывать деньги. Поэтому коллективы должны были приносить доход. Они колесили по областям республики и приносили средства для того, чтобы развивать пропагандистскую деятельность по образованию и воспитанию публики.
– Когда предлагаешь людям нечто достойное, может, оно поначалу и вызывает ироничные улыбки: мол, давай, посмотрим, что из этого выйдет. Но, когда люди понимают, что это серьезное и нужное, они включаются и помогают. И начинать нужно с основ, – рассказывает Владимир Линчевский. – Я пришел к руководителю горотдела образования А. К. Новокшанову. Рассказал о том, что у нас город еще недостаточно воспитан в эстетическом плане, что нужно образовывать публику, воспитывать детей, приобщать к искусству. И предложил уроки музыки и пения в школах проводить на концертах в филармонии, где дети будут слушать классическую музыку на постоянной основе. Руководитель был человек серьезный и вдумчивый. Я со страхом ждал, что он скажет. А он проникся.
На городском совещании педагогов было решено: в обязательном порядке еженедельное посещение филармонии детьми из общеобразовательных школ. Специалисты филармонии сделали абонементы постепенного развития сложности. Здесь выяснилось – нехватка кадров. А в музыкальном училище как раз были преподаватели, готовые к сценической деятельности. Руководитель филармонии знал их еще по учебе и педагогической деятельности.
– Огромное значение имеет, кто именно работает на сцене для детей, молодежи, публики, – уверен Владимир Линчевский. – Музыкальные лектории для детей в филармонии базировались на знаниях педагогов музыкального училища. Первопроходцами этого движения стали музыковед Елена Данилова, вокалисты Анатолий Ушкац, Владимир Ющенко, Лидия Творогова, скрипач Валерий Кехтер, виолончелист Борис Осокин, альтист Александр Гольман. Это и музыковед Татьяна Кузина, которую я уговорил работать в филармонии. И не ошибся – она замечательно общалась с детьми.

Первые лекторийные концерты для детей начинались в музыкальном училище. Потом, когда построили свой небольшой концертный зал, – а его, филармония, кстати, тоже строила за свой счет, без дотаций, – стало проще. Приглашали детей уже к себе в филармонию. Эти уроки были связаны с серьезной классической музыкой. К ней привыкали, в ней уже нуждались. Невероятная идея создания детской филармонии «Пионерия» уже витала в воздухе – готовая, назревшая. Ее подхватили и воплощали в жизнь энтузиасты своего дела – хормейстер Ирина Чугунова и концертмейстер Евгения Петухова. Суть простая – дети для детей.
– Наши талантливые специалисты хорошо работали с детьми. И дети потянулись, – рассказывает Владимир Линчевский о скором наглядном результате работы детской филармонии. – Делали хорошие программы для детей разного возраста, основанные на классике. На республиканском совещании мы показали наш коллектив. И были приглашены в столицу Казахстана. Павлодарские дети были удостоены чести выступать на сцене Алма-Атинского оперного театра (Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая) и в огромном зале Государственного дворца имени Ленина (сейчас Дворец Республики).  Хор «Пионерия» выступил с большим успехом. Это была яркая страница истории филармонии.
Те выступления с композицией «Под солнцем Родины» на стихи знаменитого павлодарского поэта Виктора Семерьянова в постановке заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Даурена Абирова стали гордостью региона и страны. О «Пионерии» и Павлодаре писали в республиканской и центральной прессе, опыт нашей филармонии изучали и перенимали. А многие юные участники детских коллективов и во взрослой жизни выбрали музыкальный путь. Они вспоминают с любовью и благодарностью свои первые встречи с Прекрасным, бережное введение в волшебный мир искусства старшими наставниками. И еще – за достаточно короткий срок были достигнуты не просто видимые, а ошеломительные результаты. Музыка облагораживает, обогащает духовно. И поколения любителей и ценителей музыки, понимающей павлодарской публики, заботливо выращенной в филармонии, – тому доказательство.

Даешь артистов!
Во время поднятия целины в регионе стало много приезжих. Развивать целинный край приезжали люди со всех концов СССР. Население Павлодара выросло. И к культуре стало больше внимания. Но не сразу. Как рассказывал бывший заместитель Владимира Линчевского, а затем и руководитель филармонии Виктор Камерцель, это образно отразилось в его беседе с высокопоставленным чиновником. Тот никак не хотел слушать обоснования поддержки и выделения средств на культуру. Тогда Камерцель заявил: вы говорите о количестве мяса, зерна, металла и прочего на душу населения. При таком отношении сколько культуры вы насчитаете на каждого человека? Тот задумался и признал правоту Камерцеля.

Владимир Линчевский вспоминает: к 250-летию Павлодара готовились торжественные и массовые мероприятия. Руководство филармонии пригласили в обком партии и дали задание – к юбилею города устроить праздник на стадионе. Причем не концерт классической музыки, а развлекательно-театрализованную стадионную программу. Был замечательный приглашенный режиссер-постановщик массовых мероприятий О.Гасюк. Нужно было обеспечить яркие смысловые, очень художественно-насыщенные номера. Подготовка шла полным ходом.
– Нам даже удалось добыть настоящий танк из Семипалатинска! – рассказывает Владимир Линчевский. – По сценарию была конница и прочие эффектные номера. Но нужны были известные, яркие артисты, которые могли владеть вниманием стадионной публики. Где и как их добыть? Не пойдешь же к каждому артисту договариваться? Никаких контактов у нас не было, все решали сами. У нас в филармонии был сотрудник по фамилии Винниченко – солидный пожилой человек, когда-то проводивший мероприятия на стадионах по России. Он сказал: «Едем в Москву, к Фурцевой!» В Москве приходим в министерство культуры, нас не пускают. Мой коллега заявляет: «Мы целинники, целину поднимаем, пропустите!»  А я, молодой робкий провинциал, наблюдал за его напором. Первый редут охраны прошли. Появились в приемной. Там секретари, помощники удивленно на нас смотрят. Тот опять: «Нам нужна Екатерина Алексеевна! Мы целинники!» Секретарь растерялась, но пошла к Фурцевой. Говорит, заходите. Тут должен вступить я, моему коллеге говорить о высоких материях было уже неловко, он остался в приемной. А я зашел в кабинет к министру культуры СССР. Екатерина Алексеевна оказалась очень милой женщиной. Спросила: «Что у вас?» – «У нас юбилей целинного города, нужны артисты», – говорю я. Начался уже предметный разговор. Она выслушала, взяла трубку телефона и распорядилась: «Сейчас приедет целинник из города Павлодара. Примите его и помогите», и отправила нас к руководителю «Союзконцерта».
Знал ли павлодарец Линчевский, что спустя годы сам будет в руководстве этой организации? А тогда по поручению министра Фурцевой делегатов принимала директор «Союзконцерта» Полина Кононова. С артистами вопрос решили.
В творческой концертной программе и оформлении стадиона были интересные моменты. Например, много сцен посвятили Великой Отечественной войне. Режиссер привез с собой из киноорганизации Алма-Аты взрывника, бывшего сапера. Незаметный скромный пожилой человек со своими ящиками расположился за воротами стадиона.

– У нас репетиция торжества, по сценарию скачет конница с шашками, – вспоминает Линчевский. – А взрывотехник начал за воротами свою репетицию спецэффектов. Весь стадион шарахнулся! Кони перепугались, встали на дыбы. Но уже в день проведения юбилея действие получилось невероятное! В общем, все в итоге выглядело очень органично и естественно. Московские артисты эстрады, музыка, конница, шествие.  А в финале на танке по стадиону ехала женщина со знаменем – Родина-Мать. Успех был невероятный, грандиозный! Публика аплодировала стоя. Мероприятие получилось массовое, эмоциональное, художественное, звучащее по-современному. И наконец нас заметило начальство. На нас обратили внимание, наши инициативы стали поддерживать.
Работа директора филармонии из зрительного зала не видна. Это полное, с самоотдачей служение музыке, зрителю и музыкантам. Это и решение любых вопросов – от бытовых до финансовых. И обеспечение инструментами. И, как выяснилось, уже современная история новой филармонии 21 века с многострадальными «Стейнвеями», – увы, не нова. Может, не везет Павлодару с этой маркой рояля?
– К сожалению, с инструментами у нас была беда даже в своем помещении, когда мы построили зал филармонии, – говорит Владимир Линчевский. – Я с большим трудом пробился в Госплан СССР. Материальным обеспечением культуры заведовал тогда чиновник Цветков. После моих доводов нам выделили рояль «Стейнвей». Стоил он тогда, между прочим, 100 тысяч долларов. Время идет, а рояля все нет. Я звоню в Москву – оказалось, его отправили через Казпотребсоюз. И при поступлении инструмента в Алма-Ату уже казахстанский министр культуры распорядился передать наш рояль «Стейнвей» в Алма-Атинскую филармонию. Я поехал в столицу Казахстана, ворвался к министру. Я ведь делал это не для себя, а для филармонии, для города, для области! Министр извинился и пояснил: мы – столица,а у нас в филармонии нет «Стейнвея». Но у вас тоже будет рояль, даже получите его бесплатно. Рояль «Ферстер», который был в Алма-Атинской филармонии, отправили к нам в Павлодар. Он стоял на сцене нашей филармонии, на нем во время приезда в Павлодар играл гениальный музыкант, пианист М. Плетнев.

Друзья филармонии
Но есть еще одна слагающая успеха, говорят те, кто создал атмосферу роста и развития филармонии. Помимо чисто филармонической команды должна быть особая публика, ее ближний круг. Это люди, сплотившиеся вокруг нее и помогавшие ей, способные влиять на общественное мнение.
– У нас в каждой сфере культуры были свои друзья филармонии: Тамара Карандашова на телевидении, художник Виктор Поликарпов, музыковед Наум Шафер, которого я иногда приглашал вести наши концерты, мой большой друг Виталий Ступак – главный редактор газеты «Звезда Прииртышья», Гильда Эрнстовна Кромер – легенда Павлодара, директор музыкального училища и многие другие. Гильда Кромер после выхода на пенсию перешла в нашу партийную организацию филармонии, была сильной авторитетной фигурой, членом худсовета. Помимо наших павлодарских друзей были друзья – известные музыканты. Они с удовольствием стали приезжать в Павлодар, потому что здесь к ним было особое отношение, – говорит бывший руководитель филармонии.

Но самым важным в успехе, считает Линчевский, является сплоченный коллектив. Если есть общая идея, понимание задачи, то вместе легче работать, а мечты становятся достижимыми целями.
– Мне повезло, что рядом со мной были замечательные люди: музыканты, администраторы, технические работники, – говорит Линчевский. – Это и мои ближайшие люди – художественный руководитель, гений примирения Ануар Калиев. На худсоветах, где мы просматривали программы многих эстрадных коллективов, которые к нам приезжали или собирались у нас работать, были разные мнения, иногда очень острые. Но Калиев умел убеждать невероятно, он умиротворял все страсти. Все приходили в себя и продолжали спокойно работать. Это и мой заместитель Виктор Камерцель: он был моим учеником, студентом в музыкальном училище. Я знал все его качества: работоспособность, верность, инициативность. Он начинал в казахском коллективе как музыкант, баянист. Потом я пригласил его на должность своего заместителя. Мы очень активно работали. Эти два человека были моей опорой. И, конечно, коллектив, в котором со временем все стали единомышленниками.
Говоря об известных друзьях филармонии, стоит рассказать, как зарождалась эта дружба. Филармонические концерты проводились в своем зале, в зале музыкального училища, где был рояль, и на предприятиях, на заводах, даже в цехах. Появилась понимающая публика, и организация концертов стала очень серьезной. В Павлодар уже приезжали звезды мирового уровня.
– Приехал скрипач Гидон Кремер сразу после победы в конкурсе Чайковского, звезда невероятная! – вспоминает Владимир Николаевич. – У него было несколько плановых концертов по Казахстану. После Джезказгана – к нам в Павлодар. Перед выходом он настраивал скрипку, на сцену заходят сотрудники, берут стулья, уходят в зал. Объясняют: не хватает мест в зале, устанавливают дополнительные. Он очень удивился. Говорит, в Джезказгане концерт был в каком-то офицерском клубе с вальяжной, даже покуривающей публикой. Были и выкрики: мол, давай полонез Огинского! Представляете, такое отношение к скрипачу, входящему в десятку лучших в мире? У нас артисты видели совсем другую встречу, горячий искренний прием. И поэтому с удовольствием приезжали в Павлодар. Так у нас появились друзья и в артистическом кругу.

Но главное, у филармонии появилась и закрепилась репутация. Павлодарскую областную филармонию знали в Казахстане и в СССР, в министерствах и «Союзконцерте». Проводили совещания, где говорили об организации, поднявшей на высокий уровень воспитательную работу с публикой. Приезжали из «Союзконцерта», проводили совещания по обмену опытом. Ведь огромная работа, которая велась в Павлодаре, была далеко не во всех филармониях Советского Союза. В нашей филармонии в программы абонементов включали и приезжих звезд. К примеру, цикл концертов замечательного пианиста того времени Алексея Скавронского, который по Центральному телевидению вел интересные «Беседы у рояля». Также баяниста Анатолия Беляева, который мог работать на любой концертной площадке.
По плану для целинников в Павлодар направлялись музыканты, выставки и пр. Дорогу оплачивал «Союзконцерт». И когда музыкантов спрашивали, куда бы они хотели поехать на гастроли, те отвечали: в Павлодар! Этот маршрут выбирали и звезды эстрады: Лещенко, Кобзон, Ободзинский, Мулерман, Зыкина и другие. Раймонд Паулс со своим джаз-оркестром, тогда он еще не был так популярен, приезжал и работал в ДКЖД. И павлодарцы одними из первых узнали, что есть такой интересный джазовый коллектив из Риги. Удалось договориться и о приезде Московского симфонического оркестра. Солировала на павлодарской сцене скрипачка Лиана Исакадзе, любимая ученица Д.Ойстраха. Выступала в Павлодаре практически вся играющая профессура Московской и Петербургской консерваторий: Рудольф Керер, В. Мержанов, Л.Власенко, скрипачи В.Третьяков, О. Коган, виолончелисты Н. Гутман, К.Родин и многие-многие другие.
– Мы также устраивали праздники музыки, фестивали, – говорит о творческой стороне работы Владимир Линчевский. – К нам с радостью приезжали звезды казахстанской оперы и эстрады. У нас были дружеские отношения с Ермеком Серкебаевым, он очень часто бывал в наших краях. Работал с большой самоотдачей, в городах и селах проводил много концертов. Дружили с Алибеком Днишевым, Розой Рымбаевой. Ее первый приезд к нам – как раз первая гастроль после победы на Всесоюзном конкурсе эстрады. Мы сделали концерт Рымбаевой на хоккейном корте – выступление имело оглушительный успех. Она очень одаренная артистка, хотя была тогда совсем юной, но покорила весь Советский Союз. Друзьями нашей филармонии были Бибигуль Тулегенова и Роза Багланова. Когда Роза Багланова сходила с трапа самолета и видела меня среди встречающих, кричала: «Айналайын Линчевский!» Всех перечислить невозможно. Это были замечательные концерты и счастье общения с такими выдающимися артистами. А уж какая радость была у слушателей!
Окончание материала с эксклюзивным интервью Владимира Линчевского читайте в следующем номере.