Ситуация с бродячими собаками и кошками в Павлодаре, похоже, достигла апогея. Гражданские активисты выяснили, что вместо проведения масштабной кампании по стерилизации животных в городе создана вторая дополнительная бригада по их отлову и отстрелу. Возмущенные зоозащитники уже обратились к властям за разъяснениями. Волонтеры требуют прекратить использование варварских методов и направить финансовые средства на предупреждение увеличения численности бездомных животных. Наладить диалог с городской администрацией общественникам не удалось, в итоге вопрос был вынесен уже на уровень областного акимата.
В СМИ и социальных сетях, что ни день, появляются тревожные сообщения о жестоком обращении с домашними животными, либо, напротив, – о фактах нападения собак на прохожих. И все чаще от населения поступают сигналы по поводу действий так называемых «отстрельных» бригад. Между тем, как заявляют волонтеры, в этом году, в отличие от прежних лет, до сих пор не начата кампания по бесплатной стерилизации. Если работа и проводится, то только за счет пожертвований неравнодушных граждан, а от государства никакой помощи нет. К тому же, до сих пор не решен вопрос с созданием приюта для потерявшихся или бездомных животных.
Устав ждать какой-либо помощи для улучшения ситуации, на днях известная зоозащитница, директор общественного фонда «Сердца Павлодара» Мария Гребенкина записала эмоциональное видеообращение к государственным органам. По ее словам, ей ранее несколько раз обещали, что проблема будет решена, но воз и ныне там.
– Ситуация крайне обострилась: мы видим, что у нас и домашние животные выбегают, кусают людей, мы видим, что у нас постоянно под колесами автомашин гибнут животные. При этом вместо того, чтобы ликвидировать причины и предупреждать последствия, в городе увеличивают количество «отстрельных» бригад. Такое впечатление, что никто из чиновников не хочет в это глубоко вникать и заниматься адекватно ситуации. Это не прекратится, пока мы не станем стерилизовать животных. Пока не будет какой-то культуры содержания животных. Отстрел – это не выход, это как ковшик во время потопа. Мы просто черпаем воду, и это бесполезно. Когда у корабля пробивает дно и течь идет, человек дыру заделывает, а не воду черпает. Тут тоже самое. Не хочется так думать, но у некоторых людей уже возникают подозрения, что это кому-то, видимо, выгодно. Ведь бюджетные деньги постоянно выделяются, но они уходят в никуда, в песок. А эти средства можно было бы направить на то, чтобы залатать эту течь. Чтобы сделать так, чтобы нам завтра-послезавтра стало некого стрелять. И это ведь не долгосрочная перспектива, это достаточно быстро, за пару лет можно решить. Собаки и кошки просто перестанут приносить массовый приплод, процесс размножения будет регулироваться. Главное – держать ситуацию под контролем. А сейчас у чиновников нет ни жесткого контроля, ни ясного анализа, ни четкой стратегии на будущее. Только стрелять, стрелять, стрелять, как будто беззащитным животным объявлена война, – отмечает Мария.
Весной этого года немало шума вызвал случай, когда неизвестные устроили пальбу по бродячим собакам на глазах у детей. Несколько щенков успели спрятаться во дворе соседней многоэтажки. Спасли их от неминуемой гибели неравнодушные горожане, ставшие свидетелями пальбы из ружей по живым существам. С начала года в регионе было зарегистрировано и несколько фактов нападения собак на людей. Причем в двух последних случаях это были домашние алабаи, которые вырвались со двора.
– Почему собаки постоянно появляются на улицах? Потому что у нас нет ответственности. Эту ответственность надо прописать законодательно, и государство должно следить, чтобы эта ответственность соблюдалась как надо. А не просто – выписали штраф небольшой, и все, забыли. Сейчас у людей развязаны руки, то есть можно плодить кучу щенков или котят, можно выбрасывать все что угодно. За счет этого у нас все время идет свежий приток животных на улице. Потому что человек завел себе питомца, ему надо ,чтобы пес дом охранял. Сигнализация дорого – собака дешево. А на стерилизацию он пожалеет денег. Зачем ему лишние расходы: «кормлю, да и ладно». Собака нагуляла, родила кучу щенков, – он их выкинул. Мы платим налоги, потом с этих налогов едут убивать этих бедных животных. То есть это наши же с вами деньги, которые потоком идут на отстрел этих бесконечно рождаемых где-то щенков. Полагаю, что большинство налогоплательщиков за то, чтобы эти деньги перенаправили. Стерилизовали одну собаку, и все – мы не стреляем больше по 10 щенков в год. А у нас сейчас проще выбросить собаку, чем лечить. Потом эта псина бегает и кусает людей. Потому что она выращена людьми и людей не боится. Исконно бродячие собаки или выброшенные в раннем детстве щенками, они боятся, сторонятся людей и никогда не нападут на человека. В мировой практике нигде не стреляют, никто, только в СНГ, и то не везде. Где вы видели в Европе или Америке такое? Там просто нет таких проблем с бродячими животными, процесс регулируется. Лучший пример в СНГ – Беларусь. Там идет четкий учет животных, у них строгий порядок. Ты прописываешься в квартире и, если есть у тебя собака, то ее тоже прописываешь. Она вместе с тобой в домовой книге вписана. Там знают, где какая Мурка, Бобик или Мухтар живет. Настолько выстроена система, а у нас до сих пор действуют «отстрельные» бригады, ну куда это годится? – не сдерживает своего возмущения зооволонтер.
Мнение Марии Гребенкиной разделяет и гражданский активист Игорь Коновалов. Он не первый год занимается помощью бездомным животным и считает, что павлодарцам давно пора меняться, а не быть варварами и занимать позицию сторонних наблюдателей. Впрочем, по его словам, некоторый прогресс все же есть, но этого недостаточно.
– Как созревает общество? С развитием культуры, воспитания и здоровых примеров. Еще несколько лет назад у нас могли утопить новорожденных щенков, и это считалось нормой. Да что там, господи, утопил – и до свидания. А сейчас кармы боятся. Появился некий извращенный гуманизм. Сейчас этот приплод несколько дней живой, потом его сажают в коробку и несут на помойку или в лесостепь. Выживет – выживет, может, кто-нибудь подберет, зато моя карма якобы чиста. Я никого не утопил, я никого не погубил, я дал им шанс на жизнь. Мы с такими фактами постоянно встречаемся. Несколько месяцев назад на Омской трассе камазист подобрал троих щенков. Было видно, что кто-то специально вывез их на дорогу и оставил в надежде, что подберут. Подобрали, но у них уже было воспаление легких. Водитель оперативно с нами связался, мы забрали, две недели боролись за их жизнь, но щенки погибли. Зато карма у того, кто выкинул, чиста, как он считает. Это разве нормально для здорового общества? Конечно же, нет, – говорит Игорь Коновалов.
Гражданский активист привел хороший пример того, как на одном из предприятий первый руководитель лично выделяет средства для стерилизации животных. И в то же время вспомнил о вопиющем случае убийства двух собак на столичной трассе.
– Приехал недавно в ветеринарную клинику «Форвард» и обратил внимание на мужчину с большой собакой. Разговорились, и я узнаю, что он приехал из Майкаина стерилизовать это животное. У меня сразу вопрос: как он созрел до такого решения? В итоге выясняется, что он простой сотрудник большой организации под Экибастузом. И вот руководитель их предприятия регулярно выделяет средства из собственного кармана для стерилизации животных, которые обитают на территории их базы. То есть, он сам собачник, и он каждый месяц выделяет средства, плюс человека, транспорт, чтобы отвезти животное в Павлодар для стерилизации. У меня вопрос: а что дальше, кормление, уход? Узнаю, что после ветклиники животное помещают в отдельное помещение при базе, там оно приходит в себя, его кормят, поят, в медпункте снимают швы, чтобы повторно не везти в город. Представляете? Это разве мыслимо было еще несколько лет назад? Это тот положительный вектор, который демонстрирует созревание общества. И второй пример, полярный. Мы раньше часто ездили в Астану и видели у поселка Шидерты, как на заправке жили две собачки – мальчик и девочка. Их туда привезли на время строительства какого-то объекта, а потом оставили. Им поставили будку, подкармливали, никто при этом их не стерилизовал, и они плодились. Оба спокойные и дружелюбные. В общем – местные любимцы, красивая пара собак – мальчик и девочка, все подходили, гладили и так далее. Едем в очередной раз – животных нет, – вспоминает Игорь.
Неравнодушные люди начали выяснять, куда же они пропали. Для этого они даже направили запросы в администрации Экибастуза и Шидерты.
– Оказывается, что в один прекрасный день подъехала белая «Нива» с государственными номерами, похожая на машину, имеющую отношение к администрации поселка Шидерты, выходит человек, вытаскивает ружье, а собаки не боятся, потому что привыкли доверять людям, и по ним там же производит выстрелы. И это все было при многочисленных свидетелях, взрослых, детях. Теперь вопрос: как это может быть в нормальном обществе? То есть среди белого дня, с огнестрельным оружием, на оживленной трассе, при куче свидетелей… Узнаем, что, оказывается, это у нас можно. Живем, как на диком западе, и таких историй очень много. Получается, что, с одной стороны, созреваем как общество, где находятся люди, которые готовы выделять свои деньги, тратить собственное время и помогать нашим братьям меньшим, и остаются те, кому абсолютно начихать на все, на интересы и ценности общества, на государство в конце концов, – привел свежие примеры из жизни гражданский активист.
Во вторник вечером, после обращений волонтеров и полемики в социальных сетях, директора общественного фонда «Сердца Павлодара» Марию Гребенкину пригласили в областную администрацию. Заместитель акима области Асаин Байханов внимательно выслушал волонтера и пообещал детально изучить возможности запуска пилотного проекта по стерилизации животных. Он уже дал соответствующие поручения управлению сельского хозяйства и ветеринарам.
– В соответствии с бюджетным кодексом средства выделяются только на организацию отлова и уничтожения бродячих собак и кошек. В 2020 году по программе 013 «Отлов и уничтожение бродячих собак и кошек» из местного бюджета выделено 49 257 000 тенге. На 2021 год выделено 50 760 000 тенге. Как мы видим, большого увеличения выделенных средств по данной программе по сравнению с прошлым годом не было. Стерилизация домашних животных проводится за счет владельцев животных, либо с иных источников финансирования, – пояснил нам руководитель отдела противоэпизоотических мероприятий областного управления ветеринарии Тулеген Анапиянов.
Напомним, что сейчас, по поручению президента Касым-Жомарта Токаева в Казахстане разрабатывается закон о гуманном обращении с животными. Недавно его обсудили на площадке Администрации главы государства.
– В рамках законопроекта управлением ветеринарии разработаны и предоставлены предварительные расчеты строительства, содержания и обслуживания приютов, а также расчеты на стерилизацию для бродячих и бесхозных животных для Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики. Изучается возможность проведения бесплатной стерилизации и кастрации кошек и собак в рамках выделения грантов (в рамках государственного заказа) на примере городов Нур-Султан и Алматы, – резюмировал собеседник.
Пока четких инструментов и практических решений проблемы, как видим, нет. Но сам факт того, что власти обратили внимание на ситуацию, вселяет надежду. Хочется думать, что следующий шаг властей для наведения порядка в этой сфере не заставит себя долго ждать. Наша редакция продолжит держать вас в курсе событий.