Воскресенье, 3 ноября
Меню

Воспоминания о любви к гармонии Виктор Камерцель: «Помните, чье имя вы несете»

  • Ирина Ковалёва
  • 2910
Воспоминания о любви к гармонии Виктор Камерцель: «Помните, чье имя вы несете»
фото из архива В. Камерцеля и В. Линчевского

Более 20 лет Виктор Камерцель принимал участие в работе и становлении Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова. Сначала как заместитель руководителя, затем уже как директор. Он с гордостью вспоминает годы, когда филармонии удалось стать одной из лучших организаций культуры в республике и бывшем СССР. В год 75-летнего юбилея филармонии Виктор Камерцель поделился воспоминаниями о своих наставниках, смелых воплощенных идеях и незабываемых встречах, а также рассказал о богатом опыте и об истинных целях и задачах филармонии.

Из досье

В 1963–1967 годах Виктор Камерцель обучался в музыкальном училище им. П. И. Чайковского в Павлодаре, музыкальное образование по основному предмету баян. Педагог, руководитель оркестра народных инструментов.
1972–1977 гг. – учился в Московском государственном институте культуры. По окончании вуза – деятель культуры высшей квалификации, руководитель оркестра народных инструментов. В 1982 году сдал экзамен Министерства культуры на солиста-инструменталиста по классу баяна.
С 1977 по 1984 год – заместитель директора Павлодарской областной филармонии. 1984–1992 гг. – директор филармонии.
До приезда в ФРГ в 1993 году Виктор Камерцель выступал на многочисленных концертах и телепередачах в качестве солиста, концертмейстера и камерного музыканта. Он также оказывал активную поддержку деятельности созданного в 1990 году Павлодарского областного культурно-просветительского общества немцев «Возрождение».
Переезд в ФРГ не прервал музыкальную и педагогическую деятельность. С 1996 года Камерцель передает опыт новому поколению талантов, он был преподавателем музыки в музыкальном центре Niederrhein. С 2001 года Виктор Камерцель руководит собственной частной музыкальной школой. Не оставляет и сценические выступления, являясь музыкальным руководителем, солистом и дирижером двух известных в Германии аккордеонных оркестров, в концертах которых не раз принимали участие его старые знакомые по Павлодару – народные артисты России Анатолий Беляев, Виктор Романько, Юрий Шишкин.

Страницы истории
Мы продолжаем рассказ об истории в лицах Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова. Говорим о громких успехах и о печальных событиях из жизни обители высокого искусства.
По официальным данным, филиал Казфилармонии имени Джамбула существовал с 1943 года. С 1946 года преобразован в межобластное концертно-эстрадное бюро (КЭБ). А в 1965 году на базе КЭБа была создана Павлодарская областная филармония. Как пишут историки, своего помещения у нее не было долгое время. Выступления проводили и на летней сцене горсада, в ДК ЖД. А в 1979 году администрацию филармонии разместили в бывшем городском Доме пионеров на улице Дзержинского (теперь Академика Сатпаева). Решением Павлодарского обл-исполкома филармонии было присвоено имя казахского акына, поэта и композитора Исы Байзакова.
Как вспоминают жители Павлодара, по приглашению филармонии к нам приезжали известные музыкальные коллективы Казахстана и СССР. На павлодарской сцене и в районах области выступали популярные солисты, ставшие позднее народными и заслуженными артистами СССР и РСФСР, народными артистами союзных республик. В те годы афиши филармонии, призывающие посетить концерты знаменитых скрипачей, пианистов, гитаристов, певцов и солистов, были для нашего города обычным явлением.
А потом оказалось, что ни к чему, по мнению чиновников, Павлодару собственная филармония. Мол, бюджет не потянет. И так продюсерские центры привозят к нам заезжих звезд. К тому же и заселять уже некуда. Здание, где 20 лет размещалась филармония, перестало быть памятником истории и культуры, было вычеркнуто из списка охраняемых государством объектов и продано.

В 2012 году, после закрытия, ликвидации и многих лет забвения, областная филармония возродилась. Сейчас она делит крышу с ансамблями и обществами центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности «Шанырак». Выступления коллективов проходят на различных площадках – сцене «Шанырака», его концертного зала (экс-кинотеатр «Октябрь», в котором позже размещался Славянский центр) и в ДК им. Естая (бывший Дом культуры тракторостроителей), в зале музыкального колледжа. А также на открытых сценах общегородских и областных мероприятий. Так было в доковидную эпоху. В пандемию концерты перешли в онлайн-формат. А сейчас, с послаблением карантинных мер, появляется информация о первых выступлениях на публике.
В 2017 году местные власти сообщали, что в районе Казмуздрамтеатра имени Аймаутова, на месте стадиона «Металлург» планируется построить новый Дом культуры с двумя концертными залами – на 300 и на 1500 мест по проекту алматинских архитекторов и по последнему слову звуковой техники. Тогда обещали, что год уйдет на подготовку документации, затем года три – на стройку. Проект вполне мог разгрузить и решить проблему с размещением филармонии. Но нового здания сегодня нет. И вообще, отпразднует ли облфилармония 75-летний юбилей хоть в каком-нибудь собственном доме, – вопрос пока открытый.
Между тем сегодня, как утверждают работники культуры, возрожденная филармония стала одной из лучших в республике и по своему составу, и по исполнительскому мастерству артистов. И руководство уже новой эры филармонии начиная с 2012 года не раз упоминало об уникальном опыте первопроходцев. Именно ими была заложена основа, задана высокая планка. Отмечалось, что в прежние годы филармония вела просветительскую работу. И то, что сегодня в концертных залах есть молодежь, – заслуга прежних лет и музыкальных лекториев. Потребность в серьезном искусстве решено прививать и сейчас – в работе со школьниками и малышами.
Один из энтузиастов, вложивших душу в Павлодарскую областную филармонию, – Виктор Камерцель. Он давно живет и работает в Германии. Но продолжает следить за жизнью в Павлодаре, развитием нового пути любимого детища. В год 75-летия филармонии Виктор Камерцель поделился своими воспоминаниями и чаяниями. А также приоткрыл завесу над некоторыми уникальными историями, произошедших в культурной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине ХХ века.

Профессия: воспитание зрителя
На работу в филармонию после окончания музучилища Виктора Камерцеля пригласил его бывший педагог Владимир Линчевский. Он, будучи директором филармонии, предложил ему стать музыкальным руководителем казахского эстрадного ансамбля «Звезды Иртыша». Это был 1970 год.
– И с того момента я непрерывно был связан со становлением и развитием филармонии, – вспоминает Виктор Камерцель. – С 1977 года стал замдиректора, а после отъезда в Москву Владимира Николаевича Линчевского в 1984 году я был назначен на должность директора, работал до конца 1992 года. Думаю, что Владимир Николаевич, став моим учителем в музучилище, продолжал им оставаться и в годы дальнейшей совместной работы, и после его переезда в Москву. Мы постоянно были на связи. Благодаря его помощи и поддержке удавалось проводить в Павлодаре многие гастрольные туры и концерты, имевшие большой успех у публики. Эта связь не прерывается и сегодня: мы до сих пор общаемся, живо интересуемся событиями культурной жизни Павлодаре и желаем вам дальнейшего развития и успехов.
В чем заключается основная задача филармонии? В годы ее становления Линчевский и Камерцель исходили из главного: развитие музыкальной культуры, подготовка и воспитание зрителя, пропаганда лучших образцов классической и национальной музыки. В этом, говорит Кaмерцель, и есть основное отличие от продюсерских центров и агентств, чья задача – прокат и получение прибыли.
– Мне очень жаль, что сегодня довольно часто эти два понятия подменяются, и получение доходов от концертов становится главным, – продолжает тему Виктор Камерцель. – Филармония – это, конечно же, профессиональные музыкальные коллективы и солисты-исполнители. Поэтому в нашей работе особое внимание уделялось созданию штата собственных исполнителей, которые со временем становились показателем культуры города и области. И также в привлечении к этому лучших педагогов музучилища. На этой основе постепенно стала возможной организация музыкального лектория для школьников города с его ведущим лектором-музыковедом Татьяной Ивановной Кузиной, которые позже становились зрителями наших филармонических абонементов.
Но одно дело – прекрасная идея. И совсем другое – ее реальноe воплощение. Была проделана масштабная работа с отделом народного образования, руководством школ. Посещение концертов-лекций в камерном зале филармонии и музыкальном училище, по сути, расширяло учебный процесс. Камерцель вспоминает: очень часто, проезжая по городу, можно было видеть группы школьников, которые классами шли на очередной концерт-лекцию. Это была одна из составных частей по организации и воспитанию будущего зрителя в Павлодаре.

Драгоценные встречи
Другое важное направление в работе филармонии – приглашение в город и область ведущих исполнителей и коллективов Республики Казахстан и СССР. С середины 70-х годов в Павлодаре удалось начать организацию и проведение ежегодных фестивалей камерной музыки «Весенние Голоса» – впервые в республике. Как вспоминает В. Камерцель, ежегодно осенью начали открывать новые филармонические сезоны, в которых принимали участие лучшие по тем временам музыканты и вокальные исполнители из России, Казахстана и республик СССР. В заключительных концертах сезона принимали участие известные симфонические оркестры и камерные ансамбли. Эта традиция, к слову, сохранилась и в 21 веке, уже с Павлодарским симфоническим оркестром.
Один из таких коллективов Виктор Камерцель отмечает особо: это Государственный малый симфонический оркестр из Москвы под руководством народного артиста СССР Юрия Симонова. При участии знаменитого лектора-музыковеда Светланы Виноградовой, которая в те годы вела свои невероятно популярные рассказы о музыке на центральном телевидении и комментировала многие концерты классической музыки. По одобрению Симонова впервые с таким знаменитым оркестром и дирижером выступил наш скрипач, солист филармонии Валерий Кехтер, который исполнил концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.

– Конечно, мы были исполнены гордости за наш город, нашу филармонию, нашего скрипача! Это был прекрасный стимул для творческого роста наших исполнителей, – вспоминает Камерцель. – Кстати говоря, я уговорил Юрия Симонова, и впервые в нашей практике нам удалось выехать с таким солидным оркестром в сельскую местность – колхоз «30 лет Казахстана», поселок Иртышск, города Экибастуз и Ермак. Вначале были сомнения: поймут ли симфоническую музыку сельские жители. Однако все прошло великолепно, была подобрана соответствующая программа из популярных и легких для восприятия произведений. И Светлана Виноградова в доступной аудитории форме великолепно комментировала все концерты, после которых у многих на глазах были видны слезы счастья от соприкосновения, может быть впервые живьем, с симфонической музыкой.
К слову, колхоз «30 лет Казахстана» был выбран филармонией не случайно. Местный дом культуры к тому времени стал обжитой площадкой для постоянных встреч. Там проводили филармонические абонементы, как и в городах Экибастузе и Ермаке. Одним из известных симфонических коллективов, который также был в нашей области частым гостем, Камерцель называет Казахский государственный симфонический оркестр под управлением Тимура Мынбаева.
Долгие годы в филармонии работал музыкальный лекторий на казахском языке, который побывал практически во всех отдаленных уголках нашей и других областей Казахстана. Камерцель поясняет: это еще и потому, что довольно часто договаривались с руководством других филармоний об обмене группами и коллективами. Так, например, наша группа «Очи черные» объездила практически весь Советский Союз и по популярности уступала, возможно, только цыганскому театру «Ромэн». И, что немаловажно, наравне с другими коллективами эстрадного жанра приносила в бюджет филармонии доходы, из которых администрация в определенной степени могла финансировать другую часть работы по проведению симфонических и камерных концертов.

– Очень важным событием культурной жизни Павлодара стали также гастроли, практически каждые два-три года, Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая, – рассказывает бывший директор филармонии Виктор Кaмерцель. – На его спектакли в Павлодар приезжали также из районов и городов области. Любители оперного искусства имели возможность в течение почти месяца познакомиться с лучшими образцами мирового и казахского национального оперного искусства. Частыми гостями в Павлодарской области были государственный ансамбль танца Болата Аюханова, государственный оркестр народных инструментов Казахстана, позже фольклорный оркестр Отрар Сазы и многие другие. Незабываемое впечатление остались у наших зрителей и после спектаклей Ленинградского театра хореографических миниатюр под руководством великого мечтателя и реформатора балета Леонида Якобсона, феерические концерты государственного ансамбля танцев Игоря Моисеева, волшебное звучание рояля молодого Михаила Плетнева, маститого маэстро Святослава Рихтера, вокалистки Зары Долухановой и многих-многих других.
Павлодар стал у артистов городом, куда они с удовольствием приезжали. И знали: здесь прекрасная публика и условия. Павлодарская облфилармония стала занимать места в первой пятерке среди филармоний СССР. В один из этих годов по предложению министерства культуры СССР Виктор Камерцель был приглашен на выездное заседание коллегии в Вильнюс, где выступил с докладом об опыте работы Павлодарской облфилармонии. Такая положительная оценка придавала новые силы и стимулы не останавливаться на достигнутом.
– Во второй половине восьмидесятых годов филармония проводила порядка 3500 концертов в год. Мы могли свободнее распоряжаться своим бюджетом, штатным расписанием, премировать лучших артистов и административных работников, – говорит о прикладной части работы директора филармонии Виктор Камерцель. – Имели свой гараж и порядка 10 автобусов, которые были закреплены за концертными коллективами и группами. Конечно, такого финансового оборота мы бы не смогли достичь без участия в концертной жизни нашей области известных имен СССР и Казахстана. Назову лишь некоторые: Людмила Зыкина, Андрей Миронов, Алексей Папанов, Людмила Чурсина, Валентина Толкунова, Евгений Леонов, Ермек Серкебаев, БибигульТулегенова, Роза Багланова, Роза Рымбаева, Алибек Днишев и многие другие. Но особенно хотелось бы вспомнить выступления в то время еще начинающего гастролера, впоследствии мирового вокалиста нашего времени. Дмитрий Хворостовский после победы на международном конкурсе один из своих первых концертов провел именно в Павлодаре. Его необыкновенный и неповторимой тембр голоса до сих пор в моей памяти.

Основа для знаменитого симфонического оркестра в Павлодаре тоже была заложена в те годы. У Камерцеля была идея – создать первый среди областных филармоний в республике камерный оркестр. Позже на его базе был основан и симфонический.
– С годами пришло время и возможность расширить состав наших собственных коллективов и исполнителей. Постепенно принимали на работу молодых выпускников консерваторий из России и Казахстана, – поясняет В. Камерцель. – Таким образом в Павлодаре удалось создать собственный, первый среди областных филармоний Казахстана камерный оркестр. Его руководителем стал наш скрипач Валерий Кехтер, впоследствии получивший одним из первых скрипачей республики почетное звание – заслуженный артист Казахской ССР. Камерный оркестр был удостоен выступить наряду с нашими другими коллективами в концерте на сцене Дворца им. Ленина в Алматы и в концертном зале Казахской государственной филармонии им. Джамбула, после которого знаменитая казахстанская скрипачка Айман Мусаходжаева сказала: «Ну вы даете! Не ожидала!»
В те же годы руководство филармонии выступило с инициативой – создать при филармонии казахский оркестр народных инструментов. Ответственных за культуру в столице и области чиновников не пришлось долго убеждать. Это была очень серьезная и ответственная задача, требующая больших финансовых и организационных усилий.
– Для этого нам был выделен целый выпускной класс алматинской государственной консерватории, – поясняет В. Камерцель. – Областной исполнительный комитет выделил для молодых специалистов порядка 23 квартир и благоустроенных общежитий. В республике были заказаны костюмы и инструменты. Мне удалось переманить, так сказать, художественного руководителя Семипалатинской филармонии на должность главного дирижера. В конце концов эта колоссальная подготовка закончилась, и состоялся первый концерт оркестра в театре имени А. П. Чехова при переполненном зале и с участием моих друзей Бибигуль Тулегеновой и Ермека Серкебаева. Было все руководство области, были поздравления и подарки. Я до сих пор храню шикарный чапан, он напоминает мне годы работы в моей любимой филармонии.
И еще несколько слов о том, как родилась идея присвоения имени Исы Байзакова областной Павлодарской филармонии. Возможно, многие этого не знают. Тогда в области отмечался юбилей знаменитого земляка. В селе, где родился Исы Байзаков, состоялся той и праздничный концерт с участием Ермека Серкебаева и братьев Абдулинных.
– Это было поздней осенью, дождливо, и вы можете представить, какие дороги в то время были в Иртышском районе. По приезде в Павлодар мы с нашим художественным руководителем Анваром Калиевым пришли к решению о ходатайстве перед областным руководством о присвоении филармонии имени Исы Байзакова и включении здания филармонии в реестр памятников архитектуры культурного наследия Павлодарской области. И эти два решения были приняты, – вспоминает Виктор Камерцель.

Говоря о принятых местными властями решениях, Виктор Камерцель упоминает и о тех партийных деятелях, которые всегда был на стороне музыкантов: «Это Леонид Людвигович Хмельницкий, Валентина Федоровна Скворцова – заместитель председателя горисполкома, Валентина Васильевна Шершнева – заместитель председателя облисполкома, Владимир Филиппович Герасименко – зампредседателя Павлодарского облисполкома и многие другие. С ними я близко общался, они очень здорово помогали, поддерживали наши начинания и принимали решения. Без них мы ничего не смогли бы сделать».
– К большому сожалению, было очень больно услышать в 90-х годах о закрытии и прекращении работы филармонии, – вспоминает бывший руководитель Павлодарской областной филармонии. – Этому было трудно поверить! И было очень печально думать, что многие годы работы, усилий, раздумий и радости ушли впустую! К большому счастью, филармония возродилась, и надеюсь, будет развиваться и отвечать своему главному предназначению – широкой пропаганде мирового, национального культурного и музыкального наследия.
Виктор Камерцель неизменно желает коллегам успешного развития и новых инициатив. А павлодарским зрителям – прекрасных и незабываемых концертов. Также, на правах непосредственного участника становления филармонии, затронул и непростой вопрос. Он отметил, что, интересуясь нынешними делами филармонии, не всегда видит как такового исполнения главной задачи филармонии и активизации работы в этом направлении. Тем более, при полном финансировании государства, о чем работники филармонии в его время могли только мечтать. Виктор Камерцель дал совет, к которому следует прислушаться:
– Любите свою филармонию! B переводе с греческого «phileo» – любить и «harmonia»-гармония, музыка. Филармония принесет вам много незабываемых минут радости и удовлетворения в общении с музыкой. Помните, пожалуйста, чье имя вы несете! – обратился к коллегам Виктор Камерцель. – Знаменитый американский скрипач и дирижер Иегуди Минухин как-то сказал: «Mузыка говорит сама за себя, при условии, что вы дадите ей этот шанс и возможность». С большим удовольствием пользуюсь возможностью поздравить вас, а также всех жителей Прииртышья, всех любителей музыки со знаменательным событием — 75-летием Павлодарской облфилармонии имени Исы Байзакова. И пожелать дальнейших успехов в вашем прекрасном деле – пропаганде лучших образцов музыкального искусства!