Известная казахстанско-итальянская оперная певица Мария Мудряк больше месяца провела в Павлодаре. Чем порадовал творческий отпуск в родном городе, какие планы она строит, и о чем раньше предпочитала просто молчать? Обо всем этом она рассказала в первом большом интервью для нашей газеты.
В Италии, где сейчас постоянно живет и работает Мария, продолжает действовать жесткий карантин. Эта страна одной из первых в Европе приняла на себя удар пандемии и ввела строгие ограничительные меры: закрылись не только торговые центры, но и культурные учреждения, включая крупнейшие музеи и театры. Как рассказала Мария, все итальянцы прошли и продолжают проходить через серьезные испытания, ведь там нет человека, кто бы на себе не испытал все сложности ситуации, которая длится уже больше года.
– Счастлива, что смогла вырваться из всего этого и приехать домой. Очень давно не была, и тем более приехала на целый месяц. Для меня Павлодар – это прежде всего душа, это его люди, которые не меняются, это уют нашего города и, конечно же, чистота. Набережная расстроилась, проезжала и увидела, что она стала просто превосходной. Одним словом, Павлодар цветет и расцветает. Мне нравятся наши люди. Они очень доброжелательные.
Милан – это, конечно, мегаполис, многомиллионный город. Движения и масштабы там иные. Но он очень похож с Павлодаром своей теплотой и уютом, – отмечает наша знаменитая землячка. – Мой мозг находится постоянно в рабочем режиме, конечно, пандемия скорректировала планы абсолютно у всех, особенно у артистической общественности. Все отменили. Мы захотели побыть с папой, потому что мы его очень долго не видели, в мае, если все получится, – у меня следующая «Травиата», и поэтому, конечно, я все равно, даже находясь здесь, готовлюсь к спектаклям и учу роли. Так надо. Но также стараюсь максимально встретиться и с друзьями, с родственниками, которые живут в Павлодаре.
Это сейчас Мария Мудряк – популярная оперная певица, которую приглашают на свои постановки ведущие режиссеры. Но через что ей пришлось пройти, прежде чем стать известной, знает только она.
– Папа с мамой меня всегда учили тому, что неважно, каких высот ты добился, кем ты стал в жизни, ты должен оставаться хорошим человеком, потому что о тебе будут помнить прежде всего как о человеке. Конечно, чем больше артист добился, чем больше дорог он прошел и сложностей – он вышел все равно хорошим человеком. Такие великие певцы, как Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, или знаменитые дирижеры, – это все абсолютно нормальные люди, которые тоже прошли очень много сложностей. Конечно, чувство собственного достоинства должно быть, ты же делаешь все для публики, для людей.
Да, у меня были большие сложности. Мы переехали в совершенно другую страну по менталитету, культуре, в нецифровое время, информация добывалась очень сложно. Была самой юной во всех учебных заведениях, до сих пор самая молодая. Нужно держать планку выше, чем она есть. Мне нужно было всегда доказывать, что имею полное право находиться на том уровне, на котором я была. Мне нельзя было расслабляться ни на минуту. Приехали без знания языка, без денег, деньги были только на проживание ровно неделю в отеле, и без питания. Мой дедушка в Павлодаре продал гараж, лодку, чтобы поддержать. Мама – женщина с маленьким ребенком, с одним чемоданом (полчемодана игрушек) прилетела в Милан. Конечно, все это только благодаря ей, что смогла, то и сделала. Папа был наш тыл в Павлодаре, и мы с мамой там пережили очень много всего. Папа говорил: «Возвращайтесь назад». Но мы не сдавались, мы знали, что на нас большая ответственность, и нельзя сдаваться.
В школе было очень сложно. Пошла учиться в общеобразовательную школу – было три учебных заведения: общеобразовательная школа, высшая академия музыки, консерватория и плюс надо было петь в хоре Ла Скала. В школе нужно проходить общую программу, писать контрольные наравне с местными на итальянском языке, при всем этом зная только пару слов. Но мы с мамой вместе все проходили, и она все равно старалась самые большие трудности мне не показывать, хотя плакала, похудела, заболела. Было все очень сложно. Мы все это проживали вместе, и я все это видела, и именно поэтому, наверное, повзрослела быстрее. Я знала, что такое работа, как достаются деньги, и самое главное, я знала, что такое ответственность. Это было очень непросто, – впервые рассказала Мария о том, как дались ей первые годы жизни в чужой стране.
Напомним, что Мария отправилась в Италию в неполные 10 лет, а в 14 получила президентскую стипендию «Болашак» и стала самой юной студенткой Миланской консерватории имени Джузеппе Верди за всю ее многовековую историю.
– Я пела уже на сцене большинства европейских театров. Австралия, Китай, Америка – также много выступала по миру. Пела в большом театре в Москве, в Санкт-Петербурге – на самых ярких мировых площадках мне уже удалось выступить. Но еще, конечно, есть сцены, на которых мечтаю выступить, например, в Гранд опера. Все мои роли мне очень близки. Каждый образ особенен по-своему, люблю каждую свою героиню. Потому что, если я ее не полюблю, не переживу через себя, она не будет близка публике. Стараюсь думать так, как эта героиня, и в тот момент, когда я исполняю очередную арию, стараюсь все сделать на самом высшем уровне.
На сегодня спела в 64 спектаклях в роли Виолетты. Дебютировала я в ней в 22 года, в возрасте самой Виолетты. Она умерла в 22 года, трагическая история. Все мои героини очень молодые и сейчас они растут вместе со мной, они меняются, формируются, обрастают новыми красками. Я стараюсь каждый раз, готовясь к новой постановке, перечитывать первоисточник, чтобы находить новые краски. Схожая черта всех этих героинь в том, что они жертвуют собой ради любви. И эта жертвенность ради чего-то очень большого, ради мечты, ради любимого человека. В них я увидела огромную силу, и то, как поступали в те времена, какие были героические люди, что делали ради любимых людей, я, к сожалению, сейчас вокруг себя этого не вижу. И, когда ты переживаешь это вместе со своей героиней, конечно, в тебе рождаются определенные чувства и желания делать какие-то великие поступки, – делится своими мыслями Мария.
Во время отдыха в Павлодаре Марию пригласили на торжественную церемонию открытия памятника Естаю Беркимбаеву. Огромная скульптура появилась рядом с городским Дворцом культуры, который уже много лет носит имя этого выдающегося акына. Как и многие певцы, Мария влюблена в творчество этого музыканта и, конечно, в его самую знаменитую песню «Кусни-Корлан».
– Ее ставят в опере наши театры. Я анализировала это произведение и очень много слушала, меня действительно поразила глубина этой простой мелодии. В этой простоте столько трагизма, любви, тоски по любимой, и, мне кажется, именно в этом гений нашего Естая. И, конечно же, мне бы очень хотелось включить ее в свой репертуар. Послушав много различных исполнений, я влюбилась в нее по-новому. И сейчас, в свои 26 лет, я понимаю все и слышу ее как-то иначе, – говорит Мария.
В репертуаре Марии давно есть другое великолепное казахское произведение. Когда-то его исполняла сама Бибигуль Тулегенова. Мария выучила эту песню в совсем юном возрасте и этим тоже покорила публику.
– «Казахский вальс» – это такое произведение, которое звучит особенно красиво с оркестром. И в первый раз я спела именно с симфоническим оркестром в Астане. Оно до сих пор остается в моем репертуаре, и, когда есть возможность, исполняю на мировых площадках. И оно очень нравится людям и музыкантам, которые исполняют эту музыку, – рассказывает Мария Мудряк.
В 2010 году Мария дала первый большой концерт в Павлодаре вместе со своим учителем – маэстро Димитрием Калачи. Это был грандиозный вечер оперной музыки.
– Хочу сказать, что иногда я посещаю консерваторию, чтобы поздороваться со своими маэстро, в том числе с Димитрием Калачи. Мы виделись с ним последний раз примерно полгода назад, и он до сих пор с теплом вспоминает наш Павлодар и тот концерт. У него он остался в сердце. Он тоже очень много гастролировал, ездил, его приглашали в разные страны, в том числе в Корею и Китай. Но именно Павлодар ему очень запомнился. Запомнился по нашему знаменитому гостеприимству и, конечно же, очень теплым приемом публики. Ведь в зале царила по-настоящему праздничная и такая семейная атмосфера, – вспоминает о том концерте Мария.
Год назад, когда началась пандемия коронавируса, Мария выступала в театре на испанском острове Лас-Пальмас. Весть о надвигающейся мировой катастрофе застала всех врасплох. А потом начали умирать знакомые люди.
– Сначала мы не понимали, насколько опасна вся эта ситуация. У меня были спектакли. В Лас-Пальмасе на тот момент все было нормально – остров, и как-то не ощущалось. Я долетела до Мадрида, а там отменили мой рейс в Милан, потому что Милан закрыли и не пускали никого. Хорошо, так получилось, летел последний рейс, как раз в Милан, правда, в другой аэропорт. Когда приехала, я увидела пустой город, самый густонаселенный аэропорт был тоже пуст. Таксист, который меня вез по городу, начал рассказывать мне кучу страстей о том, что нет масок. А дезинфицирующие средства начали по 90 евро продавать, и, когда я ехала, видела, действительно, что все, как в фильмах про катастрофы. Когда умер мой первый агент, молодой мужчина, который мог еще жить, тогда мы поняли, что это действительно страшно. Когда он скончался, это действительно был шок. Потом началась череда плохих новостей со всего мира, – рассказывает о том, как складывались события в первые дни пандемии в Италии, наша землячка.
Несмотря на все сложности и ограничения, Мария продолжала работать и даже выступила в новогоднем концерте. Как говорится, красота спасет мир, и артистам нужно было поднимать настроение людям. Мария очень ответственно и щепетильно относится к роли всех своих героинь, и тщательно подбирает образ.
– Это все индивидуально, разные партии в зависимости от сложности. Стараюсь хорошо выучить и те партии, которые будут в следующем сезоне. Трачу месяц, чтобы хорошо выучить, оставляю ее на месяц, на два и потом уже шлифую. Работаю над оттенками, над тембром каждого произведения, каждого дуэта. Насчет физического образа – то же самое. Это все зависит и от режиссера, и от художника по костюмам, есть у них какие-то конкретные идеи. В последнее время, когда премьера, часто со мной советуются, и мы вместе смотрим, создаем что-то подходящее, чтобы это было именно от меня. Мы смотрим на сцене, по свету, как все это работает в движении – такая совместная работа. Вообще, театр – это командная работа, – отмечает Мария.
Несмотря на плотный график, по крайней мере докарантинный, – она старалась регулярно радовать и отечественного зрителя. Как-никак Мария – солистка национального театра «Астана Опера». Каждый ее приезд в столицу – это всегда большое культурное событие, которое освещается ведущими СМИ страны.
– «Астана Опера» – очень хороший театр, и там замечательная акустика. Само здание уникальное по архитектуре. Там хочется петь и петь. У меня в Нур-Султане было много концертов, спела «Травиату» и дважды «Богему». Публика замечательная, очень теплая, принимает меня всегда хорошо. Мне очень приятно видеть своих земляков в зрительном зале, – отмечает Мария. – Родные стены всегда помогают. Они заряжают на новые свершения. Самое главное, что, приезжая домой, провожу здесь время с семьей, как в старые добрые времена, когда я еще была маленькой. Это, конечно, очень приятно.
Побывала в театре имени Чехова, там я выступала, кажется, в пятилетнем возрасте. Он был немного иной, сейчас он просто восхитительный. И замечательный спектакль, замечательная постановка. Хорошая атмосфера. Очень нравится, он построен и оформлен со вкусом. Самое главное – тепло душевное, в нем чувствуется камерность. Побывала на спектакле «Номер 13» – браво всем актерам, здорово, мне очень понравилось! Всем огромное спасибо, что так тепло и хорошо встретили. Люблю Павлодар и всех павлодарцев, – сказала в завершение беседы Мария Мудряк.