Снежный шторм, обрушившийся в конце минувшей недели на Павлодарское Прииртышье, привел к дорожному коллапсу. На разных участках дорог республиканского и местного значения то и дело застревал легковой и грузовой автотранспорт, произошло несколько аварий. Ну а самая сложная ситуация возникла на главной автостраде, соединяющей область со столичным регионом. Непогода застала врасплох не только автомобилистов, но и дорожные службы, призванные своевременно следить за состоянием автобана и обеспечивать безопасный проезд. Из-за сильной метели в пути застряли сотни машин. Чтобы вызволить людей и транспорт из снежного плена, полностью очистить трехметровые сугробы и восстановить движение, ушло четыре дня. Так совпало, что этот дорожный коллапс случился сразу после масштабных учений по отработке действий в условиях весенних паводков…
Штормовое предупреждение о надвигающейся на регион непогоде, связанной с прохождением циклона, Казгидромет распространил еще в среду, 3 марта. Сообщалось об осадках в виде снега, метели и усилении ветра. Департамент по чрезвычайным ситуациям рекомендовал населению воздержаться от дальних поездок по загородным трассам. Однако то ли народ не услышал синоптиков и спасателей, то ли оповещение сработало слишком слабо, – масса автолюбителей оказалась в пути и в итоге застряла на заснеженных дорогах. Парализовало и главную транспортную артерию региона – автобан Павлодар – Нур-Султан. Из-за переметов на границе двух областей скопилось несколько сотен авто.
– Едем из Нур-Султана на праздники в Павлодар. Потихоньку двигались, а потом встали. Тут перед нами целая колонна. Помогите, нас много. Стоим уже пять часов, звонили на 112, но пока помощи нет, – рассказал нам по телефону водитель одной из машин, добавив, что до экстренных служб смогли дозвониться лишь после нескольких попыток.
По данным дорожных служб, из-за сильной метели произошло сразу несколько заторов на участке в 54 километра. Сколько именно машин оказалось в снежном плену, даже примерно не могли сказать ни в департаменте по чрезвычайным ситуациям, ни в компании «КазАвтоЖол». «Техника работает, в течение 2–3 часов колонна двинется», – заверили тогда дорожники.
Однако проблема оказалась куда серьезнее и масштабнее, чем все думали.
После сигналов помощи от водителей застрявших машин и их родных мы обратились в ДЧС. Было уже около восьми вечера. Еще примерно через полтора часа в пресс-службе спасательного ведомства нам сообщили, что в ДЧС развернут оперативный штаб, проходит экстренное совещание. Еще через некоторое время стало известно, что в район п. Шидерты из Павлодара и Экибастуза направили дополнительные силы и средства.
– На дорогах области сильная метель. Сегодня вечером больше 20 машин застряли на трассе Михайловка – Теренколь. Управление ЧС совместно с дорожными службами района сопровождают колону машин в с. Федоровка, где подготовлен пункт обогрева с горячим питанием. Более 18 машин находятся вблизи с. Железинка. Более 30 человек поселили в спорткомплекс «Арман», обеспечили горячим питанием и местом для ночлега. Гораздо сложнее ситуация сложилась на участке трассы Нур-Султан – Павлодар. На границе с Акмолинской областью застряло две колонны машин, порядка 50 машин в каждой. Расчистку дороги ведет «КазАвтоЖол». Первую колону вытаскивают в данное время. Вторая группа машин находится в 5–6 км от первой колонны. До них должны добраться в ближайший час, – проинформировал заместитель акима области Асаин Байханов, возглавивший оперативные мероприятия по вызволению транспорта и людей из многочисленных заторов.
До первой застрявшей колоны дорожные службы добрались уже через несколько часов. Однако быстро очистить проезд не получилось. Во-первых, нулевая видимость и высокие сугробы, во-вторых, поведение отдельных водителей фур.
– При сопровождении колонн специальной техникой некоторые машины – «гонщики» – умудряются обгонять ее и далее застревают в снегу, блокируя движение для спецтехники, – пожаловались в «КазАвтоЖол».
До самого трудного участка, где скопилось больше всего машин, погрузчику удалось добраться лишь к утру.
– Из Шидертов работают три погрузчика и самосвал, чтобы тянуть. Там сейчас только погрузчики помогут. Остальная техника не справится. Высота снега – метр–полтора, местами и более, – сообщил руководитель областного филиала НК «КазАвтоЖол» Акылбек Кабылдин, добавив, что с другой стороны трассы расчищать снег и вытягивать автомобили помогает техника Акмолинского филиала предприятия.
– Там ситуация такая, что со стороны границы с Акмолинской областью стоят две отдельные колонны – первая примерно в 2–3 км от границы и вторая от нее примерно в 5–6 км. Всего около ста машин, в которых может находиться от 200 до 300 человек. Это примерно. Там со связью проблемы, не всегда она есть. Это осложняет ситуацию, – пояснил он.
К слову, эта проблема поднимается уже не первый год. Оживленная трасса, а сотовая связь ловит слабо. Особенно в такую погоду.
Среди заложников ситуации оказался и 38-летний житель Алматинской области Биржан Тураров. Он ездил в столицу, чтобы купить новую машину, и вместе с двумя друзьями возвращался домой через Павлодар. В итоге застрял в пути на 24 часа и только в воскресенье добрался до дома.
– Когда мы выезжали из Нур-Султана, все было тихо, ничто не предвещало беды. Как только приблизились к границам Павлодарской области, резко поднялся ветер, началась сильная метель. Видимость пропала, дорогу задуло моментально. Перед нами уже образовалась огромная пробка, – вспоминает Биржан, добавив, что в их колонне находилось 37 машин.
– Ситуация была сложная, но никто не паниковал. Все понимали, что это стихия. Мы поддерживали и помогали друг другу, зная, что помощь придет. Хочу выразить благодарность всем службам, ДЧС, полиции, медикам и дорожникам, особенно тому парню, который первым на погрузчике добрался до нас. Он расчищал снег и прокладывал тоннель без остановки 17 часов подряд. Я считаю, что он герой, – сказал освобожденный из снежного плена водитель.
Всего в масштабной спасательной операции участвовало больше 150 человек и десятки единиц спецтехники.
– Я бы хотел принести извинения от лица всех государственных служб за то, что мы долго не могли добраться до последней колонны застрявших, которые были на границе с Акмолинской областью рядом с с. Ажы. Этому мешало множество аварий, движущийся большегрузный транспорт, было сложнее отталкивать снег в условиях полной заметенности и нулевой видимости, – сказал замакима области Асаин Байханов.
В то же время он поблагодарил за слаженную работу сотрудников ДЧС, «КазАвтоЖол», водителей спецтехники, полицейских, медиков, сотрудников местных исполнительных органов и добровольцев из числа местных жителей.
– Особо хочу поблагодарить руководство KAZ Minerals Бозшаколь за предоставление дополнительной большегрузной техники, – подчеркнул он.
Всего, по уточненным данным, в снежный плен в тот день по области попало 285 машин. Но вместе с теми, кто выразил благодарность в адрес спасателей и дорожных служб, были и те, кто обрушился с жесткой критикой.
– Перед тем как выехать в Павлодар, мы несколько раз звонили, узнавали о состоянии трассы, открыта ли дорога, можно ли ехать? Нам трижды сказали: «Да». Я не такой человек, чтобы рисковать жизнью родных, а я вез пожилых людей. Как можно было вообще допустить, чтобы была заметена такая важная дорога? Когда застряли, и появились спасатели, я просил забрать бабушку, потому что ей было плохо. Нам обещали развернуться и забрать на обратном пути. Но машина ЧС так и не приехала. О какой эвакуации может идти речь? Погрузчик работал один, и то у него кончилась солярка, а где вся остальная техника?! – возмущен один из водителей, который назвал произошедшее «полным коллапсом».
В понедельник, 8 марта, несмотря на предупреждения о временном закрытии участка трассы Павлодар – Нур-Султан для расчистки снежных туннелей, с двух сторон скопилось около 300 легковых и грузовых автомашин. В итоге было принято решение о разовом организованном пропуске транспортных средств.
– Сначала со стороны Павлодарской области в направлении Акмолинской было отправлено около 150 машин. Весь этот транспорт скопился на трассе в районе п. Шидерты. В сопровождении полиции они доехали до Ерейментау. И дальше самостоятельно продолжили путь. После этого уже оттуда в обратном направлении была направлена колонна примерно из 120 машин, которая скопилась у райцентра Ерейментау, – рассказал руководитель областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Акылбек Кабылдин, добавив, что весь этот поток двигался по одной полосе трассы.
На расчистке трассы в круглосуточном режиме работало до 20 единиц спецтехники. А до этого автомобилисты могли попасть в г. Нур-Султан через Карагандинскую область. Полностью от заносов приграничный участок автобана очистили лишь к утру вторника, 9 марта. Движение по республиканской трассе официально было открыто в 06:00.
От редакции: У нас, как и у всех, кто попал в сложную дорожную ситуацию, возникает несколько закономерных вопросов: трасса новая, неужели ее проектировщики никогда не жили в Казахстане и не знали, что у нас зимой регулярно буранит? Зачем сделали отбойник посреди проезжей части трассы, работающий как снегоуловитель, и не предусмотрели конструкции для снегозадержания у обочин, препятствующие переметам? Только на неразбериху в службах ДЧС и дорожников, коей тоже хватало, не стоит перекладывать всю ответственность за регулярные заносы. В прошлом году, кстати, ситуация была похожей. Ничему не научились?