Среда, 4 декабря
Меню

Переплетение праздничных тем

  • Ирина Ковалёва
  • 787
Переплетение праздничных тем
фото автора

В областном художественном музее продолжают работу весенние выставки. Основная фондовая экспозиция «Жемчужины коллекции» в большом зале также доступна к просмотру. К слову, именно в этом зале глава региона поздравлял выдающихся женщин Павлодарской области с 8 Марта. Мы уже рассказывали о выставках мартовских праздничных дат. Подробности читайте в нашем материале.

По страницам памяти
Выставка цветов, только на картинах, встречает посетителей. В большом зале – шедевры музейных фондов. Здесь еще планируют провести выставку-ярмарку работ учащихся детской художественной школы в преддверии праздника Наурыз. Переплетаются темы – праздника, женственности, цветов, традиций, в том числе и художественных.
В лектории – выставка, посвященная Дню благодарности «Отзвуки прошлого», о которой мы говорили на страницах прошлого выпуска. Портреты, пейзажи, натюрморты – 15 работ девяти авторов из фондов музея. Эти художники разными путями попали в наши края, но нашли кров в Казахстане.
Владимир Эйферт – на выставке автопортрет художника, портрет его жены. И его работа «Париж вечерний». Этот художник с непростой судьбой. Он был директором музея – ГМИИ имени Пушкина в Москве. Искусствовед, эксперт по антиквариату, он также был представителем Советского Союза за рубежом – возглавлял комиссию по оценке предметов искусства и драгоценностей для продажи, чтобы молодому государству можно было сформироваться и развиваться. Прожил несколько лет за границей – «Париж вечерний» написан именно там, в манере импрессионизма. Потом судьба круто изменилась.
– Попав в Карлаг, он получил душевную травму, от которой уже не оправился, – рассказывает заместитель директора Павлодарского областного художественного музея Ольга Пашко. – Если сравнивать по цветовой гамме то, что он писал раньше, и автопортреты, портреты, написанные в лагере, – это небо и земля. Представленный здесь автопортрет – раннего лагерного периода. На этой картине глаза еще живые, смотрят на нас с укором, эмоционально. Дальше он на своих полотнах становился бестелесным, бесцветным. Позже он уже настолько устал бороться со всем, что его окружало, что эмоции просто ушли.
После освобождения Эйферт все же получил разрешение жить в Караганде. И карагандинская художественная школа живописи благодаря ему – одна из самых сильных в Казахстане. Сейчас мы восхищаемся художниками, которые показывают в Караганде свое творчество: много интересных живописцев, графиков, скульпторов.

Леонид Брюммер – это имя известно в нашем регионе. На выставке представлена только одна его работа. Он жил на Украине, был сослан в Прииртышье вместе с братом-агрономом, как этнический немец. Направили их в Качирский район. Художник Леонид Брюмер работал счетоводом, сторожем. Рисовал в тонкой, изящной манере. На небольшой картине «Полевые цветы Прииртышья» можно рассмотреть эти нежные полутона и тончайшие линии.
– Когда Брюммеру разрешили покинуть Северный Казахстан, он уехал в Джамбул. Там работал художником при городском саду до конца своих дней. Умер в доме для престарелых. Осталось два больших чемодана. О них забыли и только через год спохватились. Там оказалось более тысячи работ художника. Сейчас в Джамбуле есть музей его имени. Выставку картин Леонида Брюммера из этого музея в Павлодаре ждут в гости в сентябре, – пояснила Ольга Пашко.
Художница Регина Великанова отправлена в Казахстан из блокадного Ленинграда. Для нее и других эвакуированных в годы войны в Алма-Ату это было удивительное райское место, как они сами вспоминали. Тепло, зелено, много света и цветов, фрукты и овощи, яркие краски природы. Многие, восхищаясь этим городом, оставались. И не уставали выражать благодарность земле Казахстана за то, что та дала им возможность выжить в тяжелые годы.
– Также из Ленинграда, как и большинство авторов на выставке «Страницы истории», – Ольга Кужеленко и Леонид Леонтьев. В Алма-Ате они стали мужем и женой, – рассказывает искусствовед. – В экспозиции представлены виды окраин южной столицы. А основная тема в творчестве Ольги – натюрморты, цветы. Эти изображения перекликаются с праздничной темой женского дня. Здесь же – Иван Стадничук, замечательный художник-живописец, который был преподавателем Алма-Атинского художественного училища. Именно он подал идею создания при Союзе художников Казахстана отделения акварели, потом возглавлял его. Великолепный акварелист. У нас в фондах есть его живописные работы и акварели.

И если другие авторы попали в Казахстан вынужденно, то выпускник Ленинградского института Алексей Степанов мечтал о Казахстане. Приезжал несколько раз во время учебы. А после получения диплома сразу целенаправленно приехал в Алма-Ату, был преподавателем.
– У него своя манера письма – очень выбеленная, даже прозрачная. Но основной в его творчестве была тема космоса. Он говорил, что, если человек шагнул в космос, нельзя оставаться в стороне, нужно двигаться вперед. И художнику показать всю красоту и мощь этого достижения. В фондах музея имеется его характерный выбеленный натюрморт – с акцентным ярким пятном маленького игрушечного космонавта в красном скафандре, – говорит о художнике Ольга Пашко.

Запечатленные традиции
«Нематериальное культурное наследие» – выставка, открытая в преддверии праздника Наурыз. Представлена казахстанская живопись, подчеркивающая особенности быта и традиций казахского народа.
Проводя экскурсию по выставке, специалисты говорят: здесь много работ художников, которых мы знаем и любим. В основном все они связаны с алма-атинской школой. Есть работы, которые впервые представлены из фондов музея. Отчасти из-за значительного формата. Из-за прошедшего ремонта появилась возможность показать не экспонировавшиеся доныне работы.

– Это и возможность показать образ жизни и особенности письма художников. Декоративное письмо Казахстана – разное. Кому-то ближе Ануара Игембаев с его пространственной свободой. Здесь много степи, показаны национальные игры, его воспоминания из детства. Рядом – баурсаки на работе Осербая Шуранова, это тоже часть традиции, особенно к Наурызу. Тут и Каржасовские ковры-картины, отражающие его творческий путь, – показывает полотна Ольга Пашко.
В каждой работе можно найти что-то интересное. Вот характерная живопись Айши Галимбаевой: художница любила совмещать в материале масло, акрил, пастель. Это дает бархатистую фактуру. Но искусствоведы поясняют: такие работы сложно сохранить из-за хрупкости красок. В картине использовано неразбавленное масло, что придает декоративность. И тема вечная – красота женщины и цветка.
В экспозиции сюрпризы не только для посетителей. Но даже для искусствоведов. Например, работа Виктора Крылова.
– Это один из основателей карагандинской живописной школы. Эту работу я раньше не видела. Думаю, нашим гостям будет тоже интересно с ней познакомиться. Мы видим и то, как одевались люди в тот период, и символизм цвета. Это 60-е годы – как раз время сурового стиля. Присутствует некая сдержанность. Но здесь художник дает четкий образ своего современника и окружающей действительности. Великолепная пластика лиц, компоновки фигур. Но для меня интересно обрамление, это несколько неожиданно, оно дает какое-то свечение. Интересно понять, почему он настоял на этой контурности образов?
Чуть поодаль – достаточно известное полотно Сахи Романова «Доспехи батыра». Ее часто публиковали в литературе. Это современный батыр – об этом говорят гантели рядом со старинным оружием джигитов прошлого. Образы символичны. Эта работа, как и многие другие, долгое время не выставлялась. Так что павлодарцам стоит воспользоваться шансом увидеть знаменитые картины.

Живопись первой половины ХХ века – на картине павлодарского художника Михаила Колмагорова. Анализируя его творчество, искусствоведы не могут прийти к единому решению, к какой школе он все-таки ближе – русской или уже новой, казахской. Это реалистичная живопись, хорошая проработка, плановость, цветовоздушная среда, реалистичный цвет, говорят специалисты. И травянистые отгоны в солнечном свете представляются живыми.
В экспозиции – традиционная деятельность казахов. И в будни, и в праздники. Сбор яблок, национальные игры – борьба на лошадях. Есть и бытовой жанр, сцены из трудовой жизни. Алматинский художник Ари Школьный, чьи несколько полотен есть в коллекции нашего художественного музея, рассказывает на картине весеннюю историю – и про Наурыз, и про 8 Марта. Причем в первозданном смысле международного дня борьбы за права женщин. На полотне – любование женской красотой, силой, мощью, молодостью. Эта работа очень хорошо характеризует соцреализм. Взгляд – вперед и ввысь.
Охватывающая несколько тем и картина Таиры Гадиевой «Узоры». Орнаменты настенных, напольных ковров, одеял, подушек в убранстве жилища – национальные особенности уклада жизни. Мамы и дочки, бабушки и внучки – в этом связь традиций. И Казахстан – страна, в которой прикладное народное искусство развито максимально. Выставка как раз интересна тем, что на ней можно увидеть тонкие детали.

– Художники никогда не относились опосредованно к мелочам, всегда это отношение – скрупулезное и точное. Все сцены, показанные на полотнах, художник продумывает и прорабатывает очень долго, – поясняет искусствовед Ольга Пашко. – Подбирает тот или иной образ, чтобы он сложился в единую композицию. Этим и отличаются картины профессиональных художников от других произведений, в которых, кажется, тоже много работы. Но создать жанровую сцену, выстроить ее, чтобы никто не потерялся в картине, чтобы зритель не усомнился в созданной истории, могут настоящие мастера. Эти картины не салонные, в интерьер их не повесишь. Это творческие работы, которые остаются в мастерской, экспонируются в музеях, становятся жемчужинами музейных и частных коллекций. Их художники специально пишут для музеев, чтобы оставить след в истории. И рассказать не только о себе, а о том, какая была жизнь, какой они ее увидели и запечатлели.
Как рассказали музейщики, в выставочном сезоне 2020 года планировалось устроить экспозицию работ Ботагоз Нурпеисовой из Алматы. Из-за пандемии выставку перенесли на 2021 год. К Наурызу в соцсети инстаграм на странице музея @museum_of_art_pvl будет представлена онлайн-выставка работ художницы. А полная выставка запланирована на сентябрь нынешнего года. Правда, с поправкой на санитарные меры.