Пройдя через ад предательства, недоверия и жизненных трагедий, эти женщины готовятся к встрече Нового года. Почему 2020 год стал особенным в жизни обитательниц Дома мамы, и что нового принес? Как молодым мамам с непростой судьбой помогают оттаять душой и сердцем, чтобы сохранить самое главное – семью? В предновогодней суете мы смогли побеседовать с Асель Абишевой, координатором проекта Дом мамы в Павлодаре общественного фонда «АНА үЙІ». И расспросили о буднях и праздниках одного из 18 кризисных центра Казахстана, предотвращающих социальное сиротство.
Мамина кухня
Дом мамы в Павлодаре удивляет. Каждый год что-то новое – например, парад креативных колясок. Конкурс потом ушел в народ и стал общегородским. Или костюмированные сказки, когда героями известных с детства приключений становились крохи Дома мамы. Какой новогодний сюрприз в этот раз?
– Каждый год у нас новые идеи. И 2020 год, несмотря на карантинные меры, не исключение, – рассказывает координатор павлодарского Дома мамы Асель Абишева. – Гостей в Доме мамы всегда угощают своими разнообразными фирменными блюдами. Но в период пандемии есть ограничения. Конечно, у нас будет праздничный стол. А для всех павлодарцев и интернет-подписчиков мы снимаем новый проект «Мамина кухня». Видеорецепты девочки уже публиковали в аккаунте @dommamy_pvl в инстаграм, где делились своими коронными блюдами. Особенно всем понравились хрустики. У нас кулинарить учатся друг у друга. Даже те, кто раньше не имел дела с готовкой, быстро все схватывают.
Тема оказалась популярной, и ее решили развить. К новогоднему столу готовится праздничный выпуск с мамами и детками. Для проекта уже сшиты и расписаны вручную фартуки с логотипами «Маминой кухни», подготовлено меню для торжества. Будет вкусно!
В 2020 году, несмотря на сложности пандемии, в Доме мамы идет своим ходом активная жизнь: переезд в новое здание, ремонт, обустройство, работа в мастерской. Что интересного и важного произошло в стенах дома, где сохраняются сердца? Асель Абишева сообщает: в 2020 году в Дом мамы Павлодара пришли с проживанием 25 женщин с детьми. Из них 10 беременных, 5 выпускниц детского дома и одна несовершеннолетняя мама. В павлодарском Доме за год родились 10 малышей (8 девочек и 2 мальчика). Пять отказов от новорожденных удалось предотвратить в роддоме.
– В этом году вдвое увеличилось количество обращений от женщин, пострадавших от домашнего насилия, – говорит об особенностях карантинного 2020-го координатор Дома мамы в Павлодаре. – 33 женщины получили квалифицированную психологическую помощь. 24 женщины в этом году благополучно ушли из проекта, все они жили в Доме мамы не менее полугода. Трое вышли замуж. Шестеро наладили отношения с отцом ребенка. Четыре девушки вернулись в родную семью, к родителям. Восемь мам живут самостоятельно, устроились на работу, снимают жилье. О судьбе одной девушки неизвестно, она не выходит на контакт.
Но, говорит куратор проекта, жизнь – не сказка. И не всегда все складывается, как хотелось бы. Две женщины все же отказались от своих детей. Одна женщина оставила трехмесячного ребенка в Доме мамы, ушла в магазин и не вернулась. Другая оставила двух малышей. В первом случае ребенка доставили в госучреждение. Во втором – детей передали родному отцу. Ему сейчас помогают волонтеры.
На те же грабли
«В три месяца поступила в дом ребенка, в пять лет удочерили, в шесть лет изнасиловали, в семь лет вернулась в детский дом, в девять лет перевели в другой детдом, в тринадцать лет – сменила еще один детдом, где били и унижали. Родила, жилья нет, – пишет в соцсетях о шокирующих кейсах из работы Дома мамы Асель Абишева. – Еще одна история: в пять лет попала в детдом, родителей не помнит, в девять лет перевели в другой детдом, в 16 лет изнасиловал учитель, били, резала вены. Жилья нет. Третий кейс – выпускница детского дома, мама двух мальчиков и дочери. Двоих детей от безвыходности временно оформила в дом ребенка в группу «Надежда». Еще один случай: с рождения оставили в доме ребенка. Потом папа забрал, но затем умер. И опять детдом. Оттуда убегала, искали, возвращали. Подъемные деньги истратила за две недели. Познакомилась с парнем, забеременела. Его посадили. Беременная жила в подъезде, на брошенных дачах. Родила, от ребенка отказалась».
Система детских домов не только не спасает от проблемы сиротства, но и продолжает ее, считает Абишева. С 2014 года в павлодарском Доме мамы проживали 25 выпускниц детских домов. Вся их жизнь – комплекс травм. Из общей картины по республике в Павлодарском регионе 70 % из числа участниц проекта Дом мамы справляются с жизненными задачами. А 30 % приходится так же сложно, как и раньше. Специалисты отмечают: это, в основном, выпускницы детских домов и домов юношества.
– Они не адаптируются к жизни, только 10% смогут это сделать. И переходят из одного кризисного центра в другой, – констатирует печальные факты Асель Абишева. – Всегда ждут помощи от других людей. И порицать их за это не стоит. Не они придумали систему детских домов. А в нынешнем виде она не может помочь им с адаптацией. По сути, она породила иждивенческий пласт. Представьте, человеку до 18–23 лет дают практически все: обучают, одевают, дарят подарки, кормят, убирают. А потом отпускают в свободное плавание: ни квартиры, ни кола, ни двора. И вчерашние дети теряются. Это касается и подъемных, которые получают выпускники госучреждений. Суммы приличные, но у сирот, выросших без семьи, нет понятия о бюджете, планировании. Многие быстро спускают деньги. И остаются не у дел.
Преобразования внедряются постепенно. Сокращается в регионе количество таких госучреждений, становится меньше воспитанников. На сегодняшний день у нас более 400 детей, оставшихся без попечения родителей. А пару лет назад, говорит Абишева, было в два раза больше. Еще одна проблема – психологическая помощь. На каждый детдом со множеством изломанных детских судеб положена ставка одного педагога-психолога.
– Со временем общество созревает в подходе к приемному родительству. Положительная динамика есть, – считает Асель Абишева. – В учреждениях устраивают Дни открытых дверей для потенциальных приемных родителей. На законодательном уровне, в обязательном порядке действует Школа приемных родителей. Культура усыновления развивается. Можно сказать, возвращается народное понимание решения проблемы. Раньше ведь не было детдомов, а осиротевшие дети воспитывались в семье кровных родственников. В этом есть и большая работа второй ветви общественного фонда – «Национального агентства по усыновлению».
В своих публикациях в соцсетях Асель Абишева публикует не только отчеты о работе Дома мамы, но и поднимает сложные темы. Например, недавний пост об установке бэби-бокса фондом «Aspan Space» в Алматинском районе в рамках проекта «Колыбель Надежды. Үміт Бесігі» вызвал шквал различных реакций.
– Да, эта проблема в голове не укладывается, – согласна Асель Абишева. – С одной с стороны, как можно бросить свое дитя, пусть и в специальном боксе. С другой стороны, каждая жизнь ценна, и бокс спасает ее. Мало кто знает, но еще в самом начале организации нашего Фонда «АНА ҮЙІ» его основатели супруги Рахимбаевы приобрели два бэби-бокса для дальнейшей установки. Но их тогда так и не поставили. Потому что при переговорах с министерством здравоохранения решения не было принято. И мнения разделились. Кто-то говорил, что это спасение. А были высказывания, что это даст возможность оставлять детей безнаказанно. Затем установили в одном из регионов государственный бэби-бокс, который тут же убрали. А после этого пошел страшный поток: брошенные младенцы на улице, в мусорках, помойках и т. д. Прошли годы, ситуация поменялась. Сейчас 90 % населения – за установку бэби-боксов. Нужно было время, чтобы общество поняло. И те два бэби-бокса были куплены не зря. Сейчас их планируется установить в Алматы и Нур-Султане.
Бэби-боксы не зря в мире еще называют «коробки жизни». У нас предлагают именовать – место для спасения жизни детей. Чтобы дать шанс изменить ситуацию.
– У женщины есть выбор, – считает Абишева. – На инфостенде бокса есть данные на двух языках обо всех кризисных центрах, где ей смогут помочь. Она может развернуться и пойти туда с ребенком. Но может и оставить младенца в боксе, тем самым сохранив ему жизнь. В любом случае фонд стоит на защите детей, чтобы они не остались на улице и не погибли. Альтернатива есть всегда.
Кто виноват и что делать?
В 2020 году Асель Абишева приняла участие в съемках документального фильма Рината Балгабаева «Беги». В ленте, посвященной проблеме домашнего насилия, был эпизод с участием павлодарки, которую жестоко избил муж и о которой Абишева писала в сецсетях. Также зрителям немного рассказали о работе фонда и Дома мамы.
– Если говорить об этой теме, то действительно, к нам в Дом мамы попадают женщины, пострадавшие от физического и психологического насилия, – продолжает координатор павлодарского Дома мамы. – Наша непосредственная целевая аудитория – беременные на последних сроках и недавно родившие женщины, решившие отказаться от своих детей. Но в этом году увеличились звонки от женщин, пострадавших от домашнего насилия. Особенно в период жесткого карантина было много обращений. И ночью выезжали, забирали женщин с детьми, кого муж босиком выгнал на улицу. Была история, когда женщина с годовалым малышом выпрыгнула из окна первого этажа, спасаясь от мужа. А 4-летнего ребенка супруг не отдал. Мама приняла решение бежать, посчитав, что поднявший на нее руку мужчина, наверное, не должен бить ребенка. Сама была вся в ссадинах из-за падения. Основная проблема в том, что из всех многочисленных обратившихся за помощью остались переночевать в Доме мамы только трое… Остальные посчитали, пусть как-то само решится. И все вернулись к абьюзерам. Как только заживут синяки, так сразу они вернутся в семью, где есть насилие. И все по новой.
Выйти из этого порочного круга без помощи сложно. В этом корень всех проблем: и скандалы в семье, расставания и разводы, оставление детей в роддомах, и т. д. То есть неумение строить отношение в семье.
– Если семья попала в трудную жизненную ситуацию, когда дети еще маленькие и находятся в кровной семье, то начинать надо с работы с родителями, – уверена Асель Абишева. – Всегда можно успеть позвонить в органы опеки, чтобы детей забрали из неблагополучной семьи и вынесли на комиссию по делам несовершеннолетних. Но это самые крайние меры! А нужно разобраться, в чем сложности у родителей. Трудоустроить, если нужно, обеспечить поддержкой семейного психолога. Такие семьи легко выявляются, социальные карты заполняются еще в детских садах – полная/неполная семья, малообеспеченная и т. д. Мы ведь всегда стараемся помочь уязвимым слоям населения. И комиссии нужны не для лишения детей семьи, а для выяснения, чем семье нужно помочь, чтобы она сохранилась и стала лучше и крепче. Есть определенные сложности в семьях с алко- и наркозависимостями. Но во многих случаях проблема – в бедности или в распространенной «психологии жертвы». Зачастую предоставление работы или поддержки психолога помогает людям справиться с проблемами. Если в тех же семьях с зависимостями уже нет ресурсов, значит, нужно работать с ближайшими родственниками. Чтобы дети оставались с кровной родней. И обязательно проводить профилактику ранней беременности, внедрять понимание планирования семьи.
До сих пор в обществе почему-то предполагается односторонняя женская ответственность: мол, раз бьет – сама виновата. Или сама пусть отвечает за беременность. Хотя всем понятно, что отвечают двое. Сложная тема – половое воспитание.
– Мы имеем дело со следствием незнания. Кто учился в СССР, застали хорошие примеры – этику и психологию семейной жизни. Потом этот школьный предмет убрали. И сейчас, в 21 веке к нам в Дом мамы приходят женщины, не знающие элементарных вещей о средствах женской гигиены, о своем теле и процессах в нем, о заботе о себе! – говорит Асель Абишева. – Мы до карантина от фонда проводили лекции в школах. Сначала хотели говорить с подростками 10–11 классов. Но сами учителя отметили, что это уже поздно, лучше 8–9 классы. Важно понимать, что подростки интересуются своей безопасностью. Они были удивлены, что могут получить корректные ответы на свои вопросы, которые их волнуют. И которые они боятся задать родителям и учителям. Старшеклассники хотят знать элементарные вещи: гигиена, профилактика ранней беременности, защита от заболеваний и т. д. Кто-то из школьников признавался, что взаимодействие полов для них уже не секрет. Но как себя обезопасить, им никто не сказал. А еще бывало, что для лекций приглашают только девочек. Вроде как профилактика ранней беременности – дело только женского пола, а не обоих.
Если есть вопросы, на них нужно вовремя дать ответы. Тем самым уберечь от беды, пока не поздно. В семье, школе, обществе, государстве – это залог доверия.
Расправить крылья
Карантинный 2020 год научил обитательниц Дома мамы зарабатывать, не выходя из дома. На это был изначальный настрой в филиалах фонда во всех городах Казахстана. Дело именно в домашнем заработке. А не в работе по найму, когда женщине расстается с малышом и подолгу отсутствует.
– Мы готовили на вынос манты, шили качественные многоразовые маски по адекватным ценам, когда их не хватало в городе. Сейчас делаем их с любыми логотипами, – перечисляет Асель Абишева. – Шьем тканевые экосумки, расписываем их. Сдали крупный корпоративный заказ для одной фирмы. Спрос дал девчатам возможность сориентироваться и заработать. Мы также будем в 2021 году развивать наши соцсети. В этом году мы поняли, что это сила.
Полученный опыт был полезен, дал почувствовать свои возможности. Поэтому 2021 год в Доме мамы Павлодара объявили Годом социального предпринимательства. Будут пробовать новое и делать то, что уже получилось. Продолжат готовить полуфабрикаты на вынос, шить многоразовые маски, сумки с логотипами, делать принты на футболках.
В этом году с переездом и ремонтом помогли волонтеры. После благотворительного забега клубом Ertis Runner были собраны средства, на которые привели в порядок игровую и жилую комнату, которых очень не хватало. Помогали не только деньгами, но и руками.
– Мы понимаем, что сейчас сложно всем. И ждать, когда повысят пособие, не стоит. Нам оплачивают аренду и прочее. Но мы должны научить наших выпускниц выходить на новый жизненный уровень. Чтобы фонд жил и продолжал помощь, мы оптимизировали расходы. Нас снабжает бизнес – у каждого Дома мамы в городах есть меценаты. А у бизнеса в этом году очень сложная ситуация из-за пандемии. И самое главное – неясно, что же будет дальше. Сама жизнь диктует: нужно учиться зарабатывать. Что мы и делаем, – делится координатор Дома мамы в Павлодаре.
Чего ждут сами женщины, обитающие в Доме мамы? Заоблачный мечтаний у них нет. С каждой проводят индивидуальную работу, чтобы увидеть перспективы. У кого-то нет прописки. Кто-то не может получить АСП, если подходит под категорию. Или не знает, что помощь положена по закону. Выстраивается и реализуется план, чтобы за время пребывания в Доме мамы женщина научилась зарабатывать, аккумулировала накопления. В Доме ей не нужно тратиться на квартплату, аренду жилья, еду, памперсы для ребенка и т. д. При поддержке и комфортном окружении женщины быстро приходят в ресурсное состояние. Здесь их учат увидеть свои умения, которые могут принести доход. В 2021 году Дом мамы рассчитывает поучаствовать в проекте «Бастау бизнес» программы «Атамекен» с безвозвратными грантами на развитие предпринимательства. Несколько конкретных идей хотят воплотить в жизнь.
– Кризис – это время, когда человек начинает мыслить эффективнее. А карантин показал не только трудности. Но и то, как много хороших людей, – говорит Асель Абишева. – Под Новый год произошла такая история. На днях ко мне обратилась за помощью мама 4 детей. Живут в селе, работы нет. Муж запил и ушел из семьи. Денег на жизнь не хватает. В Дом мамы принять не можем. Но я опубликовала ее просьбу в фейсбуке. Тут же позвонила девушка из столицы, которая часто нам помогает. Она погасила долг женщины в сельском магазине. Другой парень попросил номер телефона этой женщины. И вскоре написал: можете убирать объявление, все проблемы решили. Многодетной матери привезли уголь до конца сезона, продукты и т. д. Эта женщина, приехавшая в центр занятости в город, не сдерживала слез: не могла поверить, что люди откликнулись.
Кстати, этот мужчина оказался не сказочным Дедом Морозом, а живущим за границей бизнесменом, который развивает предпринимательство здесь и помогает землякам. Он также предложил помощь Дому мамы в Павлодаре. Но не финансово, а еще лучше: предоставить выпускницам проекта на год рабочие места без взимания арендной платы. Направления – в бьюти-сфере и кухне: специалист наращивания ресниц, маникюра, мастер по приготовлению суши, пиццы и т. д. А еще посоветовал научиться вести странички в инстаграме, чтобы рекламировать услуги. По плану через год женщины, наработав опыт, смогут открыть свое дело. На освободившееся место придет следующая выпускница Дома мамы, чтобы заработать и встать на ноги.
А в последние дни уходящего года в Доме мамы устроили праздник – участницам проекта подарили отличное настроение и фотосессию. В ходе благотворительной акции профессионалы сделали девочкам прически и макияж. А еще сюрприз – бьюти-боксы и подарки для малышей.
– Как координатору проекта мне бы хотелось, чтобы в новом году детдомовские девочки, которые жили у нас, продвинулись в очереди на жилье, – отвечает Асель Абишева на вопрос о новогодних пожеланиях. – Чтобы случилось чудо, и какой-нибудь застройщик краснокирпичных высоток взял бы и построил для них дом и подарил бы им квартиры. В прошлом году очередь для сирот продвинулась только на 27 человек! А в позапрошлом году – на 9 человек. А их в очереди 2400 по Павлодарской области. Еще хочется, чтобы государство повернулось лицом к этой категории. И еще чтобы увеличили пособия. Как может одинокая женщина без мужа, не работая, прожить с маленьким ребенком на детское пособие в 15 тысяч тенге? Хотелось бы, чтобы аренда жилья не была такой высокой. Девочки, которые покидают проект, могут ее оплачивать только сообща. Но больше всего хотелось бы, чтобы все дети жили с мамами, в семье. Чтобы в Павлодарской области наконец-то закрылись все детские дома. Всем нам я желаю верить в чудеса. Я уже убедилась в этом. Нужно верить в свои силы и делать чудеса, – и все получится. Пусть придет понимание, что жизнь идет здесь и сейчас. И нам самим стоит прилагать усилия, добиваться поставленных целей. Здоровья, благополучия, стабильности, мира и добра в наступающем 2021 году!
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов газеты «Наша жизнь» и не отражает точку зрения Европейского Союза.