«Волшебный пендель» в виде пандемии задал направление школьному обучению. Но, как обычно, кризис подкрался незаметно. И потому то, что давно должно было работать, почему-то оказалось не готово. А то, что предложили в экстренном порядке, видимо, решали и мастерили на ходу. Попробуем разобраться, все ли то онлайн-обучение, что с экрана и не офлайн. Понаблюдаем и поразмышляем, как выглядит и чем аукнется «дистанционка» в формате-2020.
День простоять да ночь продержаться
Весенние онлайн-четверти прошлого учебного года показали, что все плохо. Не готовы оказались к цифровизации образования. Причем не только замшелые ретрограды-родители, но и школы, педагоги. И образовательные платформы для обучения. Еще в докоронавирусную эпоху на систему электронного обучения выделяли сотни миллиардов тенге. И возлагали надежды: в пандемию она бы как раз очень пригодилась. Но что-то пошло не так, и внедрять дорогостоящую готовую систему… не стали.
– С переходом граждан в карантинный режим и внедрением дистанционного обучения в школах и университетах интернет-система не выдержала испытания на прочность, так называемого стресс-теста, – говорил о проблемах цифровизации в начале апреля 2020-го президент РК Токаев во время заседания госкомиссии по ЧП. – Выявились серьезные системные недостатки. Министерство образования вынуждено перейти на уроки по телевидению, разрекламированная система E-Learning, как шутят остряки, «крякнулась». В поствирусный период нам следует извлечь уроки из этих ситуаций, подготовить анализ просчетов, злоупотреблений. Но главное – подготовить план вывода IT-сферы на качественно новый уровень, чтобы в реальности иметь цифровое государство. Следующий год должен пройти под знаком эффективной цифровизации нашего государства.
Багдат Мусин (тогда еще советник президента РК по цифровизации) писал в своем «Фейсбуке»: «В конечном счете нашей главной целью должно быть формирование инновационного мышления человека – ключевого фактора успешного развития любой нации… Случись пандемия 10 лет назад, жизнь везде была бы парализована». Так она и сейчас не очень в порядке, парируют родители школьников.
К слову, на днях министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин побывал в Павлодарской области. И оценил внедряемые диджитал-проекты. И отметил: «Реализация программы цифровизации дает уверенность в том, что Павлодарская область будет одной из передовых «умных областей», а Павлодар может стать в будущем примером для других городов в процессах внедрения умных решений».
А тогда, весной, в карантин, онлайн-обучением в республике поспешили назвать удаленный формат. Хотя на самом деле интернет-образование – не только видеоконференции. Это особые уроки и задания. По идее, на одной платформе. Но сейчас чаще задания приходят в WatsApp, уроки, пусть и отечественные, нужно смотреть на YouTube, а закрепление темы идет в конференциях Zoom. Ну, и kundelik нам всем в помощь.
Говорили и о перестройке образовательной системы. С предложением всем нам вместе поработать над ее улучшением и избавлением от «шероховатостей». А пока пользуемся тем, что есть – шероховатым обязательным бесплатным школьным обучением. Впрочем, не такое уж оно и бесплатное, как гарантирует основной закон. Родители обязаны обеспечить школяру интернет, сотовую связь, смартфоны и ноутбуки. Правда, нуждающимся технику могут дать в аренду в школе.
Хоумскулинг
Сразу вспоминается многодетная семья павлодарцев Кузиных, отстаивавших свое право на выбор формы обучения детей. Юрий и Светлана и их дети: Радомира, Вераслава, Лучезара, Лев, Добромир и Яромила – не раз становились героями наших публикаций. Чиновники от образования активно боролись за обязательную очную посещаемость школы. В пылу борьбы чуть было не забыли, чьи интересы, собственно, призваны защищать. Ради мечты о домашнем обучении семья даже уезжала в Непал. Дети учились оттуда. В Казахстане хоумскулинг разрешен, например, по состоянию здоровья. А не по желанию, как в соседней России. Экстернат у нас возможен только для старшеклассников и в особых случаях. Иначе родителям грозит наказание. Одна из девочек занималась в школе. Другие учились дистанционно и ходили в школу сдавать СОРы и СОЧи. Кузины-младшие успевают учиться и посещать многие кружки и студии, увлекаются спортом, искусством, краеведением. И путешествуют всей семьей.
В 2020 году сопротивление семейному/домашнему обучению сошло на нет. Все сейчас так учатся. Вопрос только в качестве, комфорте и в законодательных нормах. Если ковидная ситуация с нами надолго, и от онлайн-обучения не уйти, а заниматься учебой ребенка приходится буквально самому, то почему до сих пор нет нормы о семейном образовании? Если у государственного всеобуча получается «не очень», то у граждан должен быть выбор.
Все чаще в родчатах появляются «партизанские» вопросы: раз мы брошены в «самостоятельное плавание» и сами вынуждены заниматься обучением, может, стоит родителям объединиться и дать самим своим детям нормальное образование? Нанять педагогов, репетиторов, освоить качественные программы? Нужен закон, разрешающий альтернативу. Но уже сейчас известны случаи, когда казахстанские родители прикрепляют детей к российским школам, где хоумскулинг развит давно и поставлен на хороший уровень. И учатся дистанционно.
«Помедленнее, я записываю…»
Как только завершился учебный год 2019–2020, стали строить прогнозы по второй волне КВИ. Предусмотрели, что образование снова может переместиться из школ в семьи. И нужно быть готовыми. И это не подбор домашней пижамы, как шутили многие, говоря о новой школьной форме сезона-2020.
В июне–июле родители атаковали ведомства образования: как будем заниматься в новом учебном году? На местах отвечали: информации нет. Пока об этом не спросил президент на расширенном заседании. Ответ у МОН нашелся. Школьную форму условно отменили, I четверть – дистанционно, дальше по обстановке. Есть дежурные классы. И даже с разными сценариями развития эпидсобытий предусмотрели четыре варианта обучения.
В завершение второй четверти можно резюмировать. Если то, что мы имеем сейчас, – домашнее задание, которое нужно было подготовить МОН за три месяца школьных каникул, значит, чиновники от образования его не выполнили. Садись, «два», как говорится. Внедрение онлайн-обучения провалили, отмечают депутаты парламента. Хотя и здесь были затрачены миллиарды бюджетных тенге.
«Казусы», «коллизии», «дефекты» и прочее, чем принято называть откровенные недоработки, недальновидность, ошибки, просчеты и нарушения, происходят в процессе онлайн-обучения повсеместно. Вот был номер, когда в июльский разгар заболеваемости сообщили: онлайн-прием заявок в 1 класс будет не все лето, как было объявлено раньше, а с 1 апреля до 1 августа. То есть цифровизация настолько внедрилась в нашу жизнь, что пора заводить машину времени и отправляться в прошлое – в апрель 2020-го, чтобы без нервотрепки подать документы. Хотя нет. Там же, вспоминаем, уже лежит бедный eGov, упавший от наплыва желающих получить 42 500.
В общем, сдавали онлайн-заявки с трудом. Система капризничала. Как в фильме «Кин-дза-дза»: и приседали, и «ку» говорили – все без толку. Для начальных классов с 1 сентября разрешили открыть дежурные классы. Учились ребятишки со сменными масками в две смены – группами по 15 человек. А когда регион затянуло в «красную» зону по КВИ, начальное звено перешло в онлайн, как и все остальные школяры и студенты.
Претензий к учителям у родителей нет, а вот к МОН и прочим министерствам вопросы имеются. Например, доступность интернет-связи – больная тема. Хотя и обещали провести интернет в некоторых отдаленных селах, где школьники еще едут в степь или лазают на горы, чтобы отправить «домашку». МОН, кстати, на этот учебный год официально домашние задания при дистанционном обучении отменил. Все, что делается, и так делается дома, а называется просто учебное задание.
Помех немало. Отключение электроэнергии, ремонт у соседей и самое главное – прерывистый интернет. Не все дети могут понять, что и как делать. Старшие могут сориентироваться. Но напомню, в 1 класс принимают вчерашних детсадовцев, 6-леток. Им предлагается быстро включаться в работу и самостоятельно во всем разобраться.
В контенте онлайн- и ТВ-уроков – ошибки и неточности, низкое качество материалов. Об информационной безопасности нет и речи. В онлайн-конференцию может вклиниться кто угодно и показать что угодно – точно не для детского просмотра, а такие случаи в республике были. Над криво составленными заданиями СОР/СОЧ вполне можно попотеть, догадываясь, что хотят от школьника. Попутно вспомнить много литературных и не очень выражений, обозначающих негативные эмоциональные состояния человека.
А уроки музыки, художественного труда, физкультуры? А знаменитые лебедь, рак и щука в виде самопознания, познания мира и естествознания? А языки?!!!
Изучение языков в школьном онлайн-обучении для начинающих – просто беда. Возможно, в офлайн-формате с педагогом все работает. Но по интернету задания даются, видимо, по методу погружения в языковую среду – сразу только на этом языке, и догадывайся контекстуально. Способ не новый. В павлодарском пединституте еще в 90-х так преподавали французский по методике мадам Ареновой. Да, то же самое, но для студентов-филологов. А не для первоклашек, которые и читать толком еще не все умеют, и слов многих не знают. Как родитель произнесет, так и запоминай.
Однако такой метод, особенно в изучении госязыка для новичков, уже не раз подвергался критике. «Нужно развивать технологии, которые помогут преподавать казахский язык как иностранный. Именно для людей, которые его не понимают и плохо на нем мыслят. Например, для тех же русскоязычных казахов, – говорил в интервью Радио Азаттык популяризатор казахского языка, уроженец Узбекистана, врач и основатель языкового образовательного центра кореец Владислав Тен. – Я понял, что за 30 лет независимости в стране нормальных технологий на самом деле нет… Мне много раз жаловались, в том числе казахи, что его так плохо объясняют и преподают, что любое желание пропадает. Я объясняю технологию языка, «перепрошиваю» мозг».
Рецепт домашней учебы
Особенно жаль выпускников. И первоклашек, для которых школьная пора началась с проблем. Учителя вызывают искренне сочувствие. Оценивая урон нынешнему и будущему образованию, многие возмущены. Но вынуждены молчать, опасаясь взысканий. Кто-то считают, что писать куда-то и требовать менять ситуацию бесполезно. А есть те, кто даже готов выйти из системы, чтобы учить детей с полной отдачей, а не предлагаемыми полумерами.
Нагрузки на учителей, родителей и школьников возросли. В том числе психологические. Учебный процесс растягивается с утра до позднего вечера. Есть мамы и папы, переведенные на «удаленку». Полноценно совмещать удаленную работу со школьным онлайн-обучением невозможно. Придется выбирать: ребенок будет образованным, но голодным. Либо сытым, но необразованным. Значит, меняться: сегодня папа работает, мама учится с ребенком. Назавтра пост сдал – пост принял. Либо работай ночью, после выполнения, проверки и отправки школьных заданий.
Другие родители приходят домой после трудового дня. И до ночи делают уроки с детьми. Есть работающие по сменам. И значит, увы, обучение детей – дело самих детей. В Павлодаре предлагается помощь студентов-волонтеров для помощи младшеклассникам для семей, в которых родители весь день на работе. Для кого-то, конечно, выход. Но системной проблемы не решает.
При всем этом от учащихся и родителей требуется активно участвовать в общественной жизни школ. Это конкурсы, челленджи, акции к праздникам и т. д. Бодрые отчеты должны демонстрировать «энтузиазм» родителей и педколлектива от возможности ворваться в новые перспективные направления дистанционного обучения.
Правду скажет родительский чат. Вот где онлайн-систему протестировали и вынесли вердикт. Отдельные реплики, вроде «Ой, кто хочет учиться, тот найдет возможность», обычно исходят от неработающих домохозяек с крепким финансовым тылом, не обремененных другими заботами. Подавляющее большинство – иного мнения. Люди всерьез опасаются социального расслоения по признаку возможности обучения ребенка.
У какой семьи есть шансы успешно вписаться в нынешнюю онлайн-систему среднего образования? Рецепт для одного школьника: время + интернет + мобильная связь + отдельная комната/место учебы, ноутбук – 1, смартфон – 1, родитель или взрослый член семьи, не занятый заработком – хотя бы 1, работающий родитель или взрослый, зарабатывающий на всю семью – хотя бы 1. Готово! В любом другом случае – пиши пропало. Для старшеклассника чуть иначе: в рецепт часто требуется добавить репетитора.
ZOOM-хоровод
С нового 2021 года ожидаются изменения. По решению межведомственной комиссии по недопущению распространения КВИ под председательством премьер-министра в III четверти будет комбинированное обучение для выпускных 9, 11, 12 классов. Будут учить 70 % предметов в традиционном формате, 30 % дистанционно, как и студенты-первокурсники колледжей и вузов. А для восполнения потерь в знаниях школьников с III четверти учебного года во внеурочное время организуют индивидуальные консультации. В группах не более 5 человек.
Есть надежда на возобновление работы дежурных классов. Однако, судя по опыту, тема актуальна, если регион не попадет в «красную» зону. Тогда стоит полагаться на постановления санврачей. И еще с 25 декабря 2020 года до 5 января 2021 года запрещены зрелищные, спортивные и другие массовые мероприятия. В том числе новогодние утренники и праздничные корпоративы.
Среднее образование и ниже
Футуристы и фантасты по-разному представляли будущее с новыми технологиями. Версии прогнозов разные. К примеру, в фильме «Гостья из будущего» есть печальная подсказка про цифровизацию из будущего. В 22 веке робот Вертер по старинке заполняет данные от ученых, прибывших из глубокого темного прошлого, в свитке пером и чернилами. Как говорится, шах и мат, сторонники оптимистического взгляда на технический прогресс.
«Вы мне ме-ша-е-те ра-бо-тать! Ми-ну-точ-ку! Пока не произведем опись всех документов, об отдыхе и речи быть не может! Если мы допустим беспорядок в документации, потомки нам этого не простят! А-ха-ха!» – обращается робот Вертер к представителям науки и образования будущего. Ах, Вертер! Нам, родителям начала 21 века, они тоже мешают работать. И мы забыли про отдых. И мы беспокоимся о потомках.
Говоря о выборе в обучении, подразумевается выбор лучшего из хорошего. А не меньшего из зол. Мол, раньше в школу добираться нужно было пешком десять верст через степи, леса и болота. И ничего, учились. На что же у нас уходят все силы и средства в мирное время 21 века? Сегодня принято говорить, что и сейчас идет война – с коронавирусом. Но я вижу иной образ: у нас действительно идет война, на страну напали отдельные коррупционеры и недальновидные люди. А страдает, как всегда, мирное население. И самые незащищенные в обществе – дети. Под угрозой их будущее.
Опасность незаметная. Зато последствия плачевные. Международный рейтинг PISA, в котором определяют функциональную грамотность школьников по всему миру, у нас уже давно показывает так называемый PISA-шок. Об этом еще много лет назад предупреждали педагоги и библиотекари, в том числе известный в Павлодаре пропагандист чтения Наталья Колодина. В 2019 году министр МОН РК Асхат Аймагамбетов заявлял, что результаты PISA показали низкую функциональную грамотность наших учащихся. Дети много знают, но не умеют применять полученные знания, анализировать, критически мыслить. «Результаты PISA намного ниже среднего по ОЭСР, – уточнил министр. – И по сравнению с нашими же результатами в PISA-2009 и 2012 отмечается снижение. Но эффект от обновленных программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024».
Боюсь, министра и всех нас ждет так себе сюрприз в виде результатов тестов 2021 года. Если не изменить подход к обучению, пусть и онлайн, то в будущем ситуация может сложиться и так. Представьте фантастическую картину. Как будто через много лет нынешние чиновники, кто, конечно, остался жить на пенсии в Казахстане, каждый день будут с опаской интересоваться у повара в ресторане, на приеме у врача, у домостроителя или инженера на заводе: «Простите, вы точно успели отучиться до 2020 года?»