В последнее сентябрьское воскресенье в Казахстане чествуют машиностроителей. Свой профессиональный праздник отмечают все причастные к ведущей отрасли технического прогресса. Не изменяя традициям, павлодарские специалисты торжественно отметят День машиностроителя-2020. Правда, в новом, продиктованном мировой ситуацией, онлайн-формате.
В преддверии праздника мы встретились с руководителем флагмана машиностроения – группы компаний ERG, генеральным директором ТОО «ERG Service» Сергеем Ельчищевым. В состав ТОО «ERG Service» входят Павлодарский машиностроительный завод, производственное ремонтное подразделение, литейно-механический цех. Это централизованное сервисное предприятие ERG, занимающиеся изготовлением, обслуживанием и эксплуатацией оборудования, поддержанием и развитием ремонтных и вспомогательных процессов. В минувшем году также произошло объединение ремонтных активов ERG для развития и реформирования системы технического обслуживания. Накануне Дня машиностроителя мы побеседовали о реалиях важнейшей для экономики отрасли, результатах работы и планах на будущее крупнейшего сервисного предприятия республики.
– Сергей Анатольевич, инфоповод нашей сегодняшней встречи – предстоящий профессиональный праздник, День машиностроителя, который отмечается 27 сентября. Как вы будете его праздновать, учитывая сегодняшние реалии: в условиях пандемии, когда все традиционные массовые мероприятия невозможны?
– Изменения в нашей обычной деятельности в связи с этой необычной пандемией коснулись не только профессиональных праздников. Мы научились выстраивать производственные процессы по-другому. Освоили даже такие новые форматы, как онлайн-сдача продукции заказчику, которую необходимо поставить на территорию сопредельного государства. Поэтому нет сложностей и в праздновании профессионального дня. Тем более мы, как часть многопрофильного холдинга, представляющего из себя единую команду ERG, уже успели отметить в новом формате День металлурга и День шахтера. Безусловно, мы откроем Доску почета. Отметим наших сотрудников, отдавших себя этой профессии, которые внесли значительный вклад в работу нашего предприятия за много лет. С соблюдением социального дистанцирования и всех необходимых предосторожностей, позволяющих сохранить здоровье наших сотрудников, организуем мини-встречи с поздравлениями и торжественными речами на разных уровнях, в том числе и с моим участием. На нескольких площадках, которые относятся к машиностроительному дивизиону, непосредственно на своем линейном уровне проведут поздравления работников. Также с соблюдением всех необходимых норм.
– С какими проблемами столкнулись за эти месяцы пандемии? Какие сложности преодолели? И какие в новых условиях работы обнаружились находки и перспективы?
– Ничего уникального мы не изобрели, ограничили перемещения и командировки наших сотрудников. И ограничили прием делегаций и командированных сотрудников к нам для приемки продукции. Действительно значимым для нас событием стала онлайн-сдача крана российскому заказчику. Мы обкатали технологии визуализации в цехе. На поездках и расходах сэкономили все стороны. Интересный опыт, когда инструментальными методами и методами фотосъемки можно без спешки больше узнать и понять, чем в рамках короткой поездки.
– Тем более что весь процесс фиксируется.
– Да, как говорил классик, рукописи не горят. Все материалы остаются, это тоже удобно. Еще могу отметить, что период пандемии послужил толчком для повсеместного развития цифровых технологий. Все освоили работу онлайн-конференций. Дистанционный видеоформат рабочих совещаний и обсуждений с учетом удаленного доступа работников уже стал обыденностью. И это опять же позволяет сэкономить на расходах и вплотную приблизиться к информационным технологиям в жизни. Но самое главное, что этот вид взаимодействия, как вынужденная мера, действительно позволяет обеспечить безопасность наших коллег, сотрудников, граждан. Мы понимаем, что ограничительные меры – временные. Мы должны быть готовыми достойно пройти их и, когда придет время, выйти из этих ограничений, не прерывая производственные процессы и не потеряв темп, как минимум. А максимум – сохранить то новое, что мы транслируем сейчас в нашу жизнь. Это дает стимул для развития. Ну и нельзя не отметить, как много мы все узнали по медицинской части.
– Для широкого круга читателей машиностроение – что-то строго про машины. Но ведь ваше предприятие занимается не только этим? Расскажите о работе ТОО «ERG Service».
– Да, у простого обывателя понятие «машина», как правило, ассоциируется с автомобилем. Но нужно понимать шире: это все, что движется, практически все, что мы видим вокруг. А применительно к производственному процессу, вообще все – машины. И кран – машина, и механизм – машина. Если говорить о профиле предприятия, с которого мы начинали развитие сервисной компании, а это Павлодарский машиностроительный завод, то основной его деятельностью в последние годы было производство грузоподъемных механизмов. В колледжах этому ремеслу обучают по специализации «подъемно-транспортные машины». Все, что приводится в действие электродвигателем, с помощью редуктора и т. д., – машина в общем смысле этого слова. И машиностроение нельзя сужать до какой-то одной номенклатуры. Машиностроительной отраслью производятся металлоконструкции, оборудование. Автокран, мостовой или козловой краны – тоже машины. Или литейная посуда для металлургических заводов – тоже. В частности, для АО «Казхром» мы такую продукцию выпускаем. А с точки зрения статистики это все имеет название «обрабатывающая промышленность». Это все то, что создается руками человека.
– То есть без участия человека в этой отрасли не обойтись?
– Машиностроение – это все, что создается из металла путем обработки или переработки силами человека. Наша отрасль пока без участия человека не произведет тот продукт, который востребован в производственной деятельности. Будь то рабочий, конструктор, инженер-технолог, линейный руководитель. По большому счету, все вокруг либо произведено с помощью машин, либо непосредственно машина или механизм. Это создается нашей отраслью, профессионалов которой будем чествовать на этой неделе.
– Все в жизни так или иначе связано с машиностроением?
– Наша жизнь и жизнь всех крупных предприятий не только зависит от отрасли машиностроения, но и включает в себя эту отрасль. По сути, на территории каждого из наших предприятий есть мастерская, ремонтный цех или участок. Там делается болт или механизм, устройство, машина, приспособление или запчасть. И пусть в глобальном смысле слова, находясь на территории горно-металлургического комбината, этот участок не относит себя к машиностроительной отрасли. Но по факту это машиностроительные процессы. И то, что наше предприятие сейчас из себя представляет, консолидировалось как раз из этих участков, цехов в рамках реформирования внутри предприятий ERG.
– С чего началась эта консолидация и для чего она была нужна?
– Начиналось все в 2015 году. Тогда не было отдельного юридического лица или обособления. В это время Павлодарский машиностроительный завод был единственным обособленным активом в составе ERG, подпадающий под определение отрасли машиностроения. Все остальные цеха были в составе предприятия либо на их территории. Мы занимались этими участками в составе управляющей компании. Было принято решение на базе ПМЗ, по сути, создать новую компанию «ERG Service». Новая структура получила задачу по оценке деятельности и дальнейшей консолидации машиностроительных активов в своем составе. Путь не уникальный, но действенный. Многие крупные холдинги, горно-металлургические и не только, также идут по пути реформирования. Его называют непрофильными активами, разделением по видам деятельности. Машиностроительные подразделения разные и существуют практически на территории каждого предприятия. Например, на территории Казахстанского электролизного завода, построенного сравнительно недавно, небольшие цеха такого профиля. Все новые производства строятся по новым технологиям, предусматривающим как раз-таки и эту децентрализацию. Не нужно держать один завод внутри другого, чтобы поддерживать его деятельность.
– То есть, проще говоря, если что-то надо ремонтировать, стоит отдать специалисту?
– Если кратко, то да. Специалист изготовит на месте или привезет детали, узлы, запчасти. И заводы-изготовители также предоставляют сервис оборудования и технологий. Но с заводами, построенными еще в советский период, очень актуальной темой является их обслуживание и ремонт. А значит, и изготовление всего необходимого для работоспособности организации. У крупных предприятий, занимающихся своими основными видами продукции, далеко не всегда фокусируется внимание на нуждах этого ремонтного цеха. И в глобальном смысле наша задача – стать теми самыми специалистами, поставляющими заводу все самое необходимое, чтобы поддерживать его работу. Соединив на своей площадке все вспомогательные машиностроительно-ремонтные подразделения, мы консолидируем эти активы. И решаем проблемы, которые зачастую накапливались годами. И на этой новой площадке выстраиваем все процессы максимально прозрачно и эффективно. Производственно-ремонтное подразделение занимается непосредственно ремонтом и монтажом. Машиностроительный цех, участок, завод – все вместе помогают друг другу и смежникам, обеспечивают необходимую синергию. Перед нами возникают конкретные обязательства по договорным условиям обеспечить в нужные сроки необходимую заказчику продукцию требуемого качества. Мы, не выходя за пределы группы или предприятия, где находятся эти активы, обеспечиваем работоспособность уже на нашей базе в составе TOО «ERG Service», формулируем свою собственную стратегию развития в этой отрасли.
– Как сказалась эта внутренняя трансформация?
– Мы уже видим результаты. Была задача повысить эффективность процесса в целом. Раньше сотрудники были металлургами, горняками, энергетиками, а стали больше машиностроителями. Мы празднуем и остальные праздники. Но День машиностроителя для нас сейчас – главный день в году.
– Что дало укрупнение предприятия? Какие у вас конкурентные преимущества, изменилась ли линейка выпускаемой продукции, что предприятие предлагает рынку?
– Широкой аудитории будет достаточно сложно оценить. Но если объяснять популярно, то на текущий момент с точки зрения стоимости нашей продукции и услуг для нужд конечных заказчиков мы идем вровень или ниже прежних цен. И это, если откинуть в сторону инфляцию и другие стандартные параметры, не позволяющие ежегодно держать цены на одном и том же уровне. Естественно, наша продукция становится для заказчика как минимум не дороже, чем раньше. А по многим направлениям даже дешевле и выгоднее.
– Как удалось этого достичь?
– Факторов много. Это оптимизация накладных расходов. Увеличивая объемы производства, присоединяя новые площадки, мы не нуждаемся в еще одной надстройке для управления персоналом по направлениям. Где нужно, точечно усиливаем. Стараемся больше производить и делать это более оптимально. Есть виды продукции, которую нам менее выгодно производить. Значит, будем производить ту продукцию, которую и нам выгодно изготавливать, и группе компаний выгодно покупать с точки зрения рынка. В этом есть несомненный плюс – повышение прозрачности в наших взаимоотношениях. К тому же, мы всегда в поиске. Все потребности наших ключевых заказчиков, предприятий ERG ежегодно анализируем. Более сотни позиций, которые мы потенциально можем изготавливать, но раньше еще не делали, сейчас в рассмотрении. Выбывающая номенклатура будет замещаться новой. Будем осваивать.
– Какие это направления?
– В основном, это поступающая из-за рубежа продукция. Поэтому мы видим большой эффект для группы компаний ERG, для Казахстана в целом. Чем больше мы освоим продукции под цели импортозамещения, тем будет выгоднее всем. Все, что мы сможем производить для предприятий ЕRG, будем производить. По результатам реформирования налицо увеличение объемов производимой продукции. Растем в части ремонтного и машиностроительного направления. А рост номенклатурных позиций дает нам и нашим заказчикам очевидные выгоды и преимущества.
– Что это за новая продукция, можете привести примеры?
– Из того, что мы раньше не делали и теперь освоили, тоже касается импортозамещения. Например, нашему угольному разрезу «Восточный» требовались так называемые барабанные усреднительно-погрузочные машины. Это разработка наших немецких партнеров, раньше поставка шла из-за рубежа. Сейчас стоит задача заменить одну из машин. Мы участвуем в проработке документации и возможности изготовления либо составляющих, либо оборудования в полном объеме у нас. Еще для карьерно-самосвальной техники того же разреза «Восточный» и для других предприятий осваиваем изготовление кузовов. Отмечу, что наше предприятие участвовало во всех стратегических проектах группы компаний ERG, к которым было пристальное внимание и очень жесткие критерии оценки. В свое время ПМЗ участвовал в строительстве КЭЗ. Это и строительство новой печи № 64, запасных частей и оборудования на Аксуском заводе ферросплавов. Участвовали в реализации циклично-поточного Восточного комплекса на разрезе «Восточный». Текущий проект – «Восточный-2», новая конвейерная линия на разрезе. Это и энергоблок № 7 на АО «ЕЭК». Его реконструкция подразумевает полную замену оборудования, и мы проводим проработки возможности изготовления. Зачастую освоение новых позиций связано с реализацией крупных инвестиционных стратегических проектов группы компаний предприятий ERG.
– При таком строгом контроле продукции достаточно ли квалификации кадров предприятия? И как в целом решается кадровый вопрос на предприятии?
– Сегодня ТОО «ERG Service» является в Евразийской группе самой быстрорастущей компанией. Мы стартовали на базе ПМЗ. За пять лет выросли почти в 10 раз, сейчас коллектив – 2500 сотрудников. И человек – наше ключевое звено. Ни одно из предприятий машиностроительной отрасли не может работать без человека, несмотря на роботизацию и цифровизацию. Даже для суперсовременного станка человек должен составить чертеж, написать программу, обслуживать его, контролировать качество и т. д. Как и для многих в этой отрасли, квалифицированные кадры для нас – вопрос очень сложный. Основная задача – не просто удержать основной костяк, но и сформировать полноценную базу для безболезненного процесса преемственности поколений. Перерывов быть не должно. Если наши опытные сотрудники, отдавшие всю жизнь предприятию, выходят на пенсию, то должны подготовить себе смену. Они становятся наставниками для молодых сотрудников, которым передают весь багаж знаний. На это уходит не один год. Мы занимаемся системой управления и мотивации, наращиванием объемов производства, что не дает простоев и помогает набирать опыт и квалификацию. При этом во время объединения активов мы столкнулись с тем, что персонала недостаточно, нужно формировать дополнительные штаты. В первые годы собрали коллектив. И сейчас процесс ведется уже в плановом режиме.
– Обучаете на месте?
– Лучшее обучение – это практическая деятельность. Студенты проходят практику, мы к ним присматриваемся. Большие надежды возлагаем на выпускников учебных заведений, с которыми сотрудничаем. Специалистов, пришедших со стороны, тоже обучаем, поскольку нет лучшей практики, чем погружение в производственную деятельность и пример опытного сотрудника. Есть и категория работников, которую учить не надо: знающие отрасль, с хорошим разрядом, высокими навыками. Они просто вливаются в коллектив. Но во всех случаях первое, за чем следим и чему учим, – безопасность. Это та часть жизни, без которой мы не представляем нашу деятельность.
– Как лично вы переживаете пандемию? Ведь всем пришлось столкнуться с этой угрозой впервые. Как изменилась ваша работа в новых реалиях?
– Скажу, что скучать мне было некогда. Это дополнительный вызов, с которым пришлось столкнуться. Особенно в первое время, когда вводились ограничительные меры в республике, во многое приходилось вникать на месте и решать вопросы оперативно. Это касается не только соблюдения эпидемиологических норм. Первое время управляющая компания на самолетах привозила нам средства индивидуальной защиты и средства дезинфекции. Но сложнее даже, чем обеспечение саннорм, была необходимость обеспечения непрерывного цикла производства и работы сотрудников, чья деятельность не предполагала дистанционной работы. Это и взаимодействие между предприятиями, в холдинге со смежниками, в регионе и в областях страны, и т. д. Тормозились поставки и процессы, которые раньше решались очень быстро. Оглядываясь назад, можно сказать, что, по большому счету, мы ничего не упустили. Все, что было необходимо, сделали. Планы выполняем. Мы смогли обеспечить комфортные и безопасные условия работы нашим сотрудникам. Готовы базы данных с адресами, мы знаем, кого откуда нужно доставить на работу. В общем, нет худа без добра. Со многими сотрудниками в ситуации общей беды познакомились ближе и узнали друг друга лучше.
– У многих людей во время пандемии произошла переоценка ценностей. Люди по-другому взглянули на жизнь, на свое окружение, переосмыслили отношение к природе. У вас были такие мысли?
– Лично для меня стало открытием, что в Павлодарской области недалеко от города есть прекрасное розовое озеро. Работы всегда много, и я не имел о нем представления. А в силу ограничений по передвижению многие люди обратили внимание на внутренний туризм. По совету коллег я заехал туда между локдаунами. Прекрасное, уникальное место, можно отдохнуть, получить невероятные впечатления и сделать восхитительные фотографии, не выезжая за пределы области.
– Из-за обстоятельств, которые коснулись всех, горизонт планирования изменился. И ответить на традиционный вопрос о планах на будущее сейчас сложно. Что намечено на ближайшее время?
– Каждый раз, когда мы делаем важный шаг, нужна небольшая пауза для оценки работы, анализа и прогноза. Планы на ближайший год сформированы. В первую очередь мы должны думать о безопасности бизнеса и основных производственных процессов предприятий Евразийской Группы ERG. Развитие не останавливается. Мы знаем, чего хотим. Есть понимание по ремонтной программе, задачам развития. Есть подразделения, которые после предварительной проработки мы должны принять в наши ряды в 2021 году. Нас будет уже не 2,5 тысячи сотрудников, а почти 4000. Мы растем, и растут наши возможности. Это расширение номенклатуры новой продукции. Получаем новые запросы, и их нужно отрабатывать. Любой процесс реформирования связан с обучением, решением проблем, о которых раньше не знали. Самое главное, чтобы результат процесса превышал затраты всех ресурсов. Это один из принципов нашей работы. Мы проводим реформы максимально незаметно для наших ключевых заказчиков. С минимальными ресурсами, связанными с организацией этих работ подразделениями уже в составе ТОО «ERG Service». Планы координируются профильными департаментами управляющей компанией Евразийской Группы. А для себя мы ставим задачу, поддерживая высокую планку повышать качество продукции и эффективность внутренних процессов, при этом снизить стоимость производимой нами продукции. В общем, задумываться о чем-то плохом просто некогда. На горизонте планирования ближайшего года есть перечень стоящих перед нами задач и путей развития. Мы стремимся вперед.