Пандемия – в полном разгаре, но врачи уже многое узнали о новом вирусе, многому научились в борьбе с ним. Их опыт помогает более результативно бороться и побеждать Сovid-19. Тем не менее, вопросов, связанных с этим заболеванием – более чем достаточно. На часть из них, наиболее интересующие читателей «Наша жизнь», ответила в рамках «Горячей линии» проекта «Доверяй, но проверяй», ответила врач–инфекционист областной больницы им. Г.Султанова Жанна Кусаиновна Дукаева, вот уже шестой месяц находящаяся на переднем крае борьбы с коронавирусом.
– Мы всей семьей перенесли ковид в легкой форме. На что обратить внимание в плане реабилитации и каких осложнений стоит опасаться?
– Прогулки на свежем воздухе и дыхательная гимнастика помогут быстрее восстановиться пациентам после выздоровления от ковида, перенесенного в легкой форме. Необходимо также отказаться от курения, употребления алкоголя. Нельзя садиться на какие-то диеты и создавать стрессовые ситуации для организма, питание должно быть здоровым и сбалансированным. Это общие рекомендации, а индивидуальная программа будет зависеть от тяжести течения и возникших осложнений. Этим должны заниматься ваши участковые врачи.
– Я соблюдала все меры предосторожности и не контактировала с больными ковидом, тем не менее, заболела. Как это могло произойти? Значит ли это, что масочный режим и обработка рук санизайзерами не защищают от ковида?
– Конечно защищают. Соблюдение этих мер значительно снижает риск заражения, но, к сожалению, не сводит к нулю. Здесь уже как повезет, можно зайти в помещение после человека, больного ковидом, не носившего маску, и подцепить вирус из воздушной взвеси, особенно если помещение непроветриваемое. Поэтому мы и говорим, что носить маски вне дома обязательно для всех, а проветривать помещения нужно как можно чаще.
– Можно ли поставить после ковида или пневмонии плановые прививки ребенку? Нужно ли переболевшим ковидом и пневмонией взрослым вакцинироваться от гриппа в осенний период сезонных заболеваний?
– Эти вопросы нужно переадресовать участковому педиатру и терапевту. Но я особых препятствий не вижу. Коронавирус – та же вирусная инфекция, только малоизученная и сопровождающаяся осложнениями. Если нет противопоказаний, с учетом имеющихся хронических заболеваний прививаться можно и нужно. Тем более что описаны случаи, когда к ковиду присоединялся и вирус гриппа, утяжеляя состояние пациента. То же самое можно будет говорить и о противопоказаниях к вакцине от Covid-19, когда она появится.
– Какие факторы риска при ковиде и пневмонии, осложняющие ее течение – гипертония, лишний вес, эндокринные болезни или что-то еще?
– К факторам риска относится и возраст: если пациент старше 65 лет, он подвергается большему риску. В этой группе – люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, хроническими заболеваниями легких. По сути, в период заражения вирусом обостряются все хронические заболевания, что еще больше усугубляет течение заболевания. Поэтому в Протоколе лечения ковида указан строгий контроль за пациентами с такими заболеваниями.
– При каких симптомах имеются показаниях для госпитализации? А при каких лучше оставаться дома? Какой алгоритм действует сейчас?
– Это определяет врач общей практики поликлиники, а также врачи скорой помощи при вызове и дежурные врачи в провизорных стационарах. Все они при госпитализации пациентов руководствуются Протоколом РК. Согласно этому документу определяется степень тяжести течения коронавирусной инфекции. Хочу заметить, что плановой госпитализации пациентов с инфекцией КВИ нет, то есть пациент срочно госпитализируется только при наличии показаний к стационарному лечению. Что касается бессимптомных, то эти больные должны находиться дома и самоизолироваться. Они в лечении не нуждаются, но представляют эпидемиологическую опасность. Их иммунитет справляется с вирусом без посторонней помощи, но он есть, и он выделяется в окружающую среду при дыхании, а еще больше при разговоре, чихании, легком покашливании. При тесном контакте велик риск заражения окружающих. Им можно посоветовать пить больше жидкости, измерять температуру тела, при повышении более 38 градусов принимать парацетамол или ибупрофен, соблюдать щадящий режим.
– Как вы считаете, почему у нас сначала было затишье, а потом случилась вспышка заболеваемости ковидом и пневмонией? И почему так много людей умерло?
– В первые месяцы мы старались локализовать любой очаг коронавируса и изолировать всех, у кого выявляли вирус, в карантинных, провизорных и инфекционных центрах – вне зависимости от того, есть или нет у них симптомов. Благодаря этому нам удалось локализовать этот процесс, умерших были буквально единицы, и тяжелых было меньше. Но потом, с отменой карантина, количество больных начало резко расти. Потому что увеличилось количество контактов – трудовых, социальных, люди плохо понимали, зачем и как нужно соблюдать меры предосторожности. В итоге имеем то, что имеем. Сегодня уже известно, что коронавирус протекает в легкой и бессимптомной форме в преобладающем числе случаев, однако при средней степени тяжести, которая может очень быстро перейти в тяжелую, помощь медиков жизненно необходима. Когда количество больных начинает очень быстро увеличиваться, это уже не сто, а двести, пятьсот больных, то на тысячу заболевших как минимум пятьдесят, а то и 100–150 будут крайне тяжелыми. «Вытащить» всех просто невозможно. Мне лично очень горько осознавать, что врачи не всесильны, и наши возможности на самом деле не беспредельны.
– Будет ли осенью вторая волна заболевания? – ( Это самый часто задаваемый вопрос от читателей НЖ – прим. ред.)
– В какой-то мере это будет зависеть от того, насколько эффективно мы будем передавать вирус друг другу, насколько правильно наши граждане будут себя вести. Мне кажется, люди так и не поняли, как правильно себя вести в период пандемии. Быть может, влияет и то, что раньше таких эпидемий у нас в стране никогда не было и таких мер никогда не принималось. Например, жители стран Юго-Восточной Азии, которые пережили SARS и MARS, уже осознанно подходят к соблюдению карантинных мероприятий. Для них, живущих в условиях сильной скученности населения, ношение маски и соблюдение социальной дистанции доведено до автоматизма. Им достаточно сказать о волне заражения, и они будут выполнять рекомендации врачей и эпидемиологов с максимальной точностью. В нашем же случае половина населения начала раздражаться, возмущаться и требовать, чтобы их выпустили с карантина. Писали, что им якобы легче умереть от болезни, нежели от голода. Другие заявляли, что этого вируса нет, и что таким образом государство хочет уничтожить их бизнес. Третьи озаботились неким чипированием – каких только фейков не приходилось встречать в Сети. Могу с уверенностью утверждать, что и первые, и вторые, и третьи одинаково болеют ковидом. Очень сильно надеюсь, после того, что у нас творилось летом, граждане Казахстана тоже научатся вести себя правильно: носить маски, соблюдать дистанцию, обрабатывать руки – ничего сложного в этом нет, но это жизненно важно в условиях эпидемии. Без тоя прожить можно, но вот не заразиться и не умереть после этого мероприятия – непростая задача.
– Что с разработкой вакцины против ковида? Россияне говорят, у них есть результат, наши ученые тоже работают над этим. Как оцениваются соотношения эффективности и безопасности созданных вакцин и их возможные негативные последствия и риски?
– И Россия, и Казахстан, и многие другие страны мира сейчас активно разрабатывают вакцину против Covid-19, и уже есть определенные результаты. Однако нужно понимать, что требования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) таковы, что любая вакцина, которая прошла испытания на животных, должна пройти четыре фазы испытания на человеческой популяции. Первая проверяется на ограниченном количестве людей, добровольцах. Это здоровые, молодые люди. Здесь проверяется ее безвредность. После этого допускается испытание на иммуногенность, когда выясняется, насколько эффективна вакцина против собственно вируса. Сюда уже входит большее количество людей. Потом допускается третья фаза, в которую входит расширенная группа из тысячи и более человек. И в финальной стадии к вакцинированию допускаются люди из групп риска. Только после получения положительных данных на каждом этапе тестирования вакцины она допускается в производство. Некачественная вакцина никому, думаю, не нужна. Так что нам еще придется подождать и потерпеть, соблюдая все меры предосторожности.
– Сейчас сезон аллергии на цветение определенных видов растений. Как отличить ее от ковида? И может ли аллергия осложнить течение ковида?
– Для коронавирусной инфекции характерны температура, сильная слабость, кашель. Бывает и заложенность носа, сопровождающаяся потерей обоняния. Для аллергии же характерны обильные выделения из носа, чихание, покраснение глаз, затруднение дыхания, но общее самочувствие у человека удовлетворительное. При аллергических реакциях не бывает температуры, ломоты в суставах, диареи. И признаки аллергии снижаются или исчезают при употреблении антигистаминных препаратов. Поэтому отличить ковид от поллиноза довольно просто.
– Известны ли стадии заболевания ковидом, когда человек заразен, а когда уже нет?
– Человек становится опасным для окружающих сразу после проникновения в его организм инфекции, хотя симптомы коронавируса начитают проявлять себя только через какое-то время после заражения. То есть контактировать с ним нельзя с первого дня. Некоторые полагают, что во время эпидемии нужно воздержаться от общения только с уже болеющими людьми. В действительности это не так. Здоровью других угрожают даже носители COVID-19 без симптомов, у которых заболевание внешне никак не проявляется.
Выделяют три вида носительства коронавируса: бессимптомное, когда человек заражен, но не чувствует этого, иммунитет справляется. Инкубационное носительство возникает в самом начале заражения. Проникший в организм вирус уже присутствует на слизистых, но еще не успел нанести серьезных повреждений. В это время человек распространяет болезнь, поскольку ее возбудители содержатся в его биологических жидкостях. Возможно и носительство после выздоровления, когда возбудители COVID-19 остаются жизнеспособными после исчезновения всех симптомов болезни. Они выделяются в окружающую среду еще несколько дней. Лучше всего это можно узнать по результатам тестов. Но если вы чувствуете себя хорошо, все симптомы прошли, организм восстановился, то считать себя выздоровевшим и, соответственно, не заразным, можно после двух-трех недель после начала заболевания и недели после исчезновения симптомов.
– С какими трудностями вы столкнулись при работе во время карантина?
– Сложно неотлучно находиться рядом с пациентами 24/7, а так мы работали начиная с марта. Это было сделано для того, чтобы не распространять инфекцию, не выносить ее за пределы инфекционного стационара. Я только недавно смогла отдохнуть неделю дома. Тем обиднее было видеть, как наши сограждане легкомысленно себя ведут, читать бредовые рассуждения о теориях мирового заговора, о том, что никакого коронавируса нет. А потом они же обвиняли врачей в том, что не хватало мест в больницах, не хватало лекарств, не всех мы смогли вытащить с того света. Но не все в наших силах. Поэтому, пользуясь случаем, хочу еще раз обратиться к нашим согражданам: соблюдайте все меры предосторожности, откажитесь от тех социальных контактов, без которых вы можете обойтись, сведите круг личного общения к минимуму. В век мобильных телефонов и соцсетей сделать это не так уже трудно. Гораздо труднее потом осознавать, что на вашем дне рождения заразились родственники, а потом кто-то, не дай бог, умер. Не испытывайте судьбу и не давайте вирусу шанса забрать здоровье или даже жизнь ваших близких, ваших сограждан. Берегите себя!
Елена Васильченко и Ольга ВОРОНЬКО, «Наша Жизнь» №31, 20.08.2020г.
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.