В выходные с дома по улице Торайгырова, 59 в Павлодаре сняли бетонные плиты со скульптурным изображением. Панно «Мир народам» авторства павлодарского художника Александра Бибина разобрали и увезли. Позже стало известно, что владелец помещения, где находится аптека, планирует реконструкцию и расширение. И возвращать обратно барельеф не собирается.
Искусствоведы рассказывают, что Александр Бибин оформлял многие фасады зданий в этом районе. Стену бывшего ЗАГСа на углу улиц Торайгырова – Сатпаева (экс-Куйбышева – Дзержинского) произведение монументального искусства работы Бибина украшало с 1973 года по 27 июня 2020-го. В композиции нашли отражение образы тружеников – строителей, сельчан, рабочих. Лозунги гласили: «Земля – крестьянам», «Заводы – рабочим», «Вся власть – советам», «Просвещение – всем», «Мир – народам». После развала СССР ЗАГС перенесли в другое место. А здание приобрел частник.
Монумент ветшал и обсыпался. А затем на одной из фигур, как раз под надписью «Просвещение – всем» появилась коробка кондиционера. Никто работу Бибина не охранял – в списке объектов культуры, искусства или памятников архитектуры и истории объект не числится.
После публикаций в соцсетях и вопросов местным властям, акимат Павлодара на своей официальной странице в Инстаграм дал разъяснение. «Акимат города отреагировал на обращение горожан о демонтаже барельефа со здания частной аптеки. Мы встретились с владельцами здания. По словам представителя администрации ИП «Шиншиков М. В.» Светланы Терешиной, барельефы были демонтированы в связи с расширением аптеки. Все разрешительные документы у предпринимателей на руках. Отметим, что барельефы на балансе города не состоят. В данное время плиты находятся на складе хозяев здания».
Администратор ИП отметила, что барельефы не разбиты, сняты аккуратно и отвезены в промзону на склад. Стало известно, что база отгрузки находится в районе ТЭЦ-3. Состояние конструкций в целом удовлетворительное. При повторном монтаже потребуется исправление сколов, трещин и т.д. Региональное ведомство архитектуры и строительства планирует найти варианты размещения барельефа. Должен учитываться авторский замысел – художественное восприятие, доступное место, возможность оснащения композиции подсветкой, а также с учетом дальнейшего ухода и благоустройства.
Александр Иванович Бибин (1939–2009) родился в с. Береговое Железинского района Павлодарской области. Сын репрессированных родителей, Александр Бибин в 1941–1946 годах находился в детском доме. С 14 лет стал самостоятельно работать художником в мастерских КазИЗО. В 1965 году окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В.Гоголя. В этом же году сдав на отлично экзамены в Петербургскую академию художеств, он оставил дальнейшую учебу из-за тяжелого материального положения. Приехал в Павлодар, занимался монументальным и декоративно-прикладным искусством, живописью и графикой. Член Союза художников СССР с 1971 года (с 1992 года – Союз художников Казахстана). Академик Академии художеств Казахстана с 2007 года.
За всю свою творческую деятельность Александр Бибин сумел оставить столь яркий след в истории изобразительного искусства Павлодарского региона, что его уже сейчас можно назвать классиком XX века, говорят искусствоведы. Творчество Бибина высоко оценил известный поэт Евгений Евтушенко, назвавший автора «художником мирового класса. В 2002 году Александру Бибину рукоплескала публика Московского музея современного искусства. Бибин стал первым казахстанским художником со своей выставкой в Русском музее Санкт-Петербурга. Произведения живописца имеются в музеях всего мира, в частных и корпоративных коллекциях разных стран. Часть работ автора хранится в Павлодарском областном художественном музее.
Ему принадлежит авторство витражей из литого стекла, украсивших павлодарские гостиницы «Иртыш» и «Сары-Арка», гостиницу «Казахстан» в Караганде, Казахский музыкально-драматический театр им. Ж. Аймаутова в Павлодаре. Самый знаменитый масштабный витраж Бибина «Разбуженная степь» находится в павлодарском ДК имени Естая.
Бибин первым из павлодарских художников поддержал молодой областной художественный музей, подарив фондам свои картины. Работы Александра Бибина очень высоко (в том числе и в финансовом эквиваленте) ценятся коллекционерами всего мира. Тем более странно отношение к его наследию в родном городе. Впрочем, в жизни художника не раз обвиняли в формализме, в использовании «запрещенных» тем и жанров, притесняли за то, за что спустя годы будут ценить.
Из автобиографии художника: «Написал монументальную роспись «Голубая симфония» в Павлодарском музыкальном училище, которая властями была признана как абстрактная и по приказу через месяц уничтожена… Был репрессирован и находился в заключении в 1983–1988 годах. Исключен из Союза художников, лишен мастерской. В 1989 году был реабилитирован, восстановлен в Союзе художников СССР, возвращена мастерская».
А в 90-х снесли ленту бибинских барельефов с бортов фонтана у музучилища. Может, в то же самое время, когда в Павлодар приезжал Евгений Евтушенко, «открывший» Бибина всему миру? Уже в 21 веке снесли и сам уютный тенистый фонтан. Построили новый, современный. Сиротливо жмется в углу площадки уцелевшая скульптурная Муза. Прошло не так много лет. Но история, пусть и по другим причинам, повторяется. Стоит надеяться, что барельеф «Мир народам» найдет достойное место в Павлодаре.