Закон освобождает журналистов от перепроверки информации, данной официальными лицами в официальных документах, выступлениях, на брифингах, да вообще где бы то ни было. К сожалению, журналистская практика показывает, что ни казахстанским чиновникам, ни даже официальным документам у нас верить нельзя, поэтому информацию нужно постоянно перепроверять. Что уж говорить о потоке информации в соцсетях, большая часть которой на поверку оказывается фейковой. В преддверии профессионального праздника – Дня работников средств массовой информации – хотим рассказать нашим читателям, как журналистам приходится добиваться правды и докапываться до истины.
В 1992 закончила КазГУ им. Аль-Фараби, факультет журналистики.
1992 – 1998 – корреспондент отдела экономики павлодарской областной газеты «Звезда Прииртышья»;
1998 – 2001 – собственный корреспондент республиканской общественно-политической газеты «Панорама» по Павлодарской области и фриланс в ИА «Интерфакс Казахстана»;
С начала 2001 года по декабрь 2019-го, то есть почти 19 лет, проработала собственным корреспондентом республиканской газеты «Время» по Павлодарской области. Параллельно с февраля 2015 по июнь 2016 была главным редактором информационного агентства Pavlodarnews.kz.
В настоящее время – собкор республиканского информационно-аналитического сайта Ratel.
С газетой «Наша жизнь» сотрудничаю более 10 лет.
В 2018 году аким Павлодарской области Булат Бакауов распорядился снести в пойме Иртыша около шести тысяч деревьев и кустарников ради строительства гребного канала, чтобы возродить в регионе академическую греблю. В постановлении от 14 декабря 2017 года аким города Нуржан Ашимбетов указал, что участок в семь га для строительства этого канала предоставляется СПК «Павлодар» на пять лет с обязательством «обеспечить сохранность существующих зеленых насаждений». А через год по указанию главы региона он вдруг вынес другое решение – «производить вырубку». На состоявшихся общественных слушаниях чиновники пообещали компенсировать шесть тысяч деревьев высадкой 23 тысяч саженцев. Однако когда биолог Татьяна Пономарева спросила, где же их собираются брать, ведь в регионе нет питомника, ответить не смогли. Тогда семь общественных организаций объединились ради того, чтобы защитить пойму. А я решила выяснить – где у нас уже проводились компенсационные посадки.
Стремительная вырубка городских парков и скверов уже не первый год беспокоит павлодарцев. По закону все, кто получил разрешение на снос зеленых насаждений, взамен должны высадить в пять раз больше саженцев. И чиновники из года в год бодро рапортуют о том, что Павлодар этими компенсационными саженцами буквально утыкан. Однако кроме акимата никто больше новых парков в городе в глаза не видел. Я решила подсчитать, сколько деревьев было высажено по бумагам и сколько имеется по факту, подозревая, что саженцы плохо приживаются, потому что за ними никто не ухаживает, и часть гибнет, иначе мы бы уже давно жили бы в лесу. 3 апреля прошлого года я направила на имя акима города первый запрос. Спрашивать старалась как можно понятнее и доступнее, чтобы аппарат акима четко понимал, чего я от него хочу. «По каким конкретно адресам, кому и в каком количестве давались разрешения на снос деревьев в городе в 2017, 2018 и 2019 годах, – интересовалась я. – По каким конкретно адресам и в каком количестве были произведены компенсационные посадки деревьев взамен снесенных – по каждому факту отдельно. Кто занимался посадками и где приобретался посадочный материал».
Однако в ответ на этот и многочисленные уточняющие запросы мне стали слать отписки. Чиновники раз за разом отвечали: «В 2017 году было выдано 90 разрешений на снос деревьев, в 2018-м – 110 и в текущем – 15… В 2018–2019 годы в городе Павлодаре высажено 18 244 дерева». В апреле прошлого года на одном из совещаний с участием акима города, которым тогда был Ануар Кумпекеев, я пообещала градоначальнику строчить ему послания до тех пор, пока не получу искомые адреса. В итоге в акимате вынуждены были признаться, что они эти адреса и сами не знают.
– Ни за 2017-й, ни за 2016-й, ни за предыдущие годы в акимате нет ни одной бумаги с разрешением на снос или по компенсационным посадкам, – раскрыл тайну руководитель горотдела ЖКХ Кизат Жакупов. – Куда они делись, не знаю, я человек новый. За 2018 год удалось найти несколько актов, это не все, но больше я обнаружить не смог. Лично сидел переписывал для вас из этих актов адреса, потому что реестр не велся.
Из 125 выданных разрешений в 2018–2019 годах руководитель ЖКХ, судя по последнему ответу на запрос, смог отыскать только 32. Однако, вчитавшись в эти с таким трудом найденные чиновником адреса, я не поверила своим глазам. Ряд адресов, значившихся в ответе на запрос, не существует в природе. Или, к примеру, значилась компенсационная посадка по ул. Короленко, 4/1, якобы сделанная собственными силами Ботагоз Жунусбековной Кармановой. И это при том, что весь город наблюдал за противостоянием между предпринимательницей Кармановой и жильцами дома, за которым находится эта территория. Бизнесвумен, владеющая участком в шесть соток, в прошлом году снесла на ул. Короленко, 4/1 27 огромных здоровых деревьев и 50 саженцев, высаженных жильцами, пытавшимися создать здесь сквер, и построила здесь бильярдную.
Еще один адрес, названный в ответе на запрос, был по ул. Генерала Дюсенова, 2/2, по которому якобы были произведены компенсационные посадки силами ТОО «Hagi-Павлодар». Четыре года местные и республиканские СМИ поминали недобрым словом эту фирму, которая снесла на этом участке березовую рощицу и начала строить здесь элитный дом. Не многоэтажку же чиновники называют компенсационной посадкой за сотню уничтоженных берез?
– Что за странные адреса вы мне прислали? – спросила я у завсектором горотдела ЖКХ Ержана Тусупбекова, значащегося в ответе на запрос исполнителем.
– У нас специалисты все уволились, которые этим занимались, сам я новый человек, – сказал он. – Девочку, которая ответ вам готовила, я тоже уже уволил.
31 мая прошлого года, на следующий день после выхода моей статьи об этой небывалой афере, борцы с коррупцией возбудили по данному факту уголовное дело. И убедились: никто никаких сотен компенсационных посадок в Павлодаре не производил! Была только одна, и та – под нажимом общественности, когда в вырубаемом парке Денсаулык на сторону протестующих граждан неожиданно встала полиция, и скандал вышел далеко за пределы области.
«Антикоррупционной службой завершено расследование уголовного дела в отношении должностных лиц отдела ЖКХ города Павлодара, основанием для досудебного расследования послужила статья Ольги Воронько «Скажи мне правду, акимат» о фактах незаконной вырубки деревьев, – сообщил на расширенном заседании акимата заместитель руководителя департамента нацбюро по противодействию коррупции Дархан Куракбаев. – Установлено, что в период с 2017 по 2019 год только по фактам, вызвавшим общественных резонанс, выдано девять разрешений на вырубку 240 деревьев. Для выдачи разрешений работниками ЖКХ не проведена работа по формированию реестра зеленых насаждений, лесопатологическому обследованию. Также не дана должная оценка значимости зеленых насаждений, и не приняты меры по сохранению деревьев. В результате недобросовестного подхода к своим служебным обязанностям нанесен вред экологии города, а также вызвана обоснованная критика со стороны общества государственных органов. Наряду с этим полностью отсутствует контроль за компенсационной высадкой деревьев взамен вырубленным. Так, на сегодняшний день высадку компенсационного материала произвел лишь один субъект вырубки деревьев. Более того, отделом земельных отношений города Павлодара в нарушение установленных правил при отсутствии заключения комплексной вневедомственной экспертизы без учета общественного мнения выдано разрешение одному из банков второго уровня на строительство его филиала. Возникает резонный вопрос: по чьему указанию и с какой целью совершены эти неправомерные действия? Кто понес наказание и какое?»
Руководитель департамента нацбюро по противодействию коррупции Айдар Тастемиров при этом пояснил, что уголовное дело в результате прекращено за отсутствием в действиях чиновников состава преступления, но они будут наказаны в дисциплинарном порядке за халатность. Однако кого именно наказывать – непонятно: «Мы так и не смогли мы найти то лицо, которое давало команду на вырубку деревьев, – поведал Айдар Тастемиров. – В процессе расследования уголовного дела я также не получил ответ, какая была необходимость вырубать все эти деревья. Иногда вырубили, а объяснений, зачем это сделали, вообще нет. Рекомендую на будущее при вырубке зеленых насаждений проводить общественные слушания, экологическую экспертизу, учитывать общественное мнение».
Между тем, меня интересовало не кто сядет, а что посадят. В смысле – заставят ли теперь подрядчиков, которые, как выяснилось, и не думали все эти годы производить компенсационные посадки взамен вырубленных деревьев, отдавать долги.
– Например, ТОО «Hagi-Павлодар», которое три года назад снесло березовую рощу, высаженную врачами второй горбольницы, и уже практически достроило на ее месте очередной элитный дом, посадит наконец новые деревья? – спросила я у присутствовавшего на том заседании уже нового акима города Кайрата Нукенова.
Аким пообещал ответить через неделю. В итоге после напоминаний через полмесяца пришел ответ из горотдела ЖКХ: «…Согласно предоставленным правоустанавливающим документам заявителя земельный участок, расположенный по улице Короленко 4/1, на котором произрастали вырубленные зеленые насаждения, является частной собственностью физического лица, который согласно вышеназванным нормам законодательства Республики Казахстан вправе распоряжаться недвижимым имуществом по своему усмотрению, – было сказано в нем. – Сведений о выдаче разрешения государственным учреждением «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» на вырубку зеленых насаждений на месте построенного многоквартирного жилого дома № 2/2 по улице Генерала Дюсенова и о проведении компенсационной посадки отсутствуют» (стилистика и орфография сохранены – ред.).
И это лишь один пример того, как мы добиваемся правдивых ответов на вопросы, волнующие жителей Павлодара, и как одна строка из пресс-релиза становится поводом для масштабного журналистского расследования. Поэтому доверять официальной информации можно, но даже ее проверять – нужно.
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.