В воскресенье 26 апреля на Иртыше официально открылся новый сезон навигации. С речного порта в Омск первым по традиции отправился ставший уже легендарным теплоход «БТМ-636». С собой на двух баржах он повез 5,5 тысячи тонн щебня. Следом за ним курс на Россию взял и теплоход «БТМ-644». Руководство порта обеспечило команды всем необходимым для долгого плавания, а в пути в общей сложности они проведут больше двух недель.
Для представителя семейной династии речников Марата Кенженова это уже 25-я по счету навигация, но каждую весну, говорит капитан теплохода, все происходит словно в первый раз. Он были еще совсем мальчишкой, когда отец впервые взял его на борт своего судна. Марату так понравилось на флоте, что после школы он без долгих раздумий отправился учиться в Семипалатинское речное училище. После получения диплома работал сначала матросом, потом получил должность моториста, со временем, с приобретением еще большего опыта, стал третьим помощником капитана, через несколько лет назначили вторым помощником, а потом и капитаном теплохода-толкача. В общем, прошел все ступени роста. Без этого на флоте никак.
– Когда все дети, мои одноклассники, ездили летом в пионерский лагерь, у меня был один пионерский лагерь – это «БТМ». Я привык, флот мне нравится, с удовольствием работаю. Всегда с нетерпением ждем, когда же, когда же начнется навигация, прямо тянет к реке каждую весну, – поделился своим настроением перед отправкой в первый в этом году рейс вниз по Иртышу Марат Кенженов.
Сплошной романтикой называет свою работу и машинист портального крана Кристина Колесова. Каждый день она поднимается на самый верх огромной машины, чтобы не только грузить баржи, но и любоваться красотой могучей реки. Ей нравится вглядываться в уходящие вдаль суда, а седой Иртыш с высоты птичьего полета смотрится еще более могущественным. Кристина тоже из семейной династии речников. Ее дед Владимир Боярин всю жизнь проработал в этом порту и знает почти все об истории павлодарского флота.
– Наверное, это уже моя жизнь, мне все тут нравится. С детства люблю реку, люблю флот. Спасибо нашему старшему поколению, научили всему, помогли еще больше полюбить Иртыш, и теперь я просто не представляю себя в другой жизни, – размышляет Кристина Колесова.
Всего в Павлодаре сейчас шесть портальных кранов, при этом двумя из них управляют девушки. Работа эта непростая и требует от человека большой выдержки.
– Главное – не бояться высоты, уметь сконцентрироваться, разбираться в технике и понимать то, что ты делаешь очень важное дело, – загружая очередную баржу, отмечает Кристина.
Капитаны, механики, мотористы, матросы, машинисты, судовые повара – на стене Павлодарского порта (а именно так называется линия от рельсов огромных кранов до кают и рубок судов) трудится около сотни человек. За зиму речники успели тщательно подготовить весь флот для работы.
– Все в исправном состоянии, работаем. Недавно нашим командам поменяли полностью экипировку, спасательные жилеты новые приобрели, – в общем, готовимся к навигации, – сказал заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Алибек Кенжебеков.
На днях в павлодарские воды зашли и первые российские суда. Они грузятся щебнем, технической солью или углем, а из Сибири везут лесоматериалы. Все речники – и казахстанские, и российские – ждут, когда возобновится движение по реке до Китая. О восстановлении маршрута говорят давно, но пока вопрос не решен.
– По реке перевалка грузов намного дешевле, чем железнодорожным путем или автомобильным транспортом. Поэтому флот востребован. Я думаю, что он работал, работает и будет работать. Раньше мы ходили вверх по реке, но там есть много опасных участков в районе Семея, если все наладится и разрешится, с удовольствием бы пошел на Китай, – отметил капитан теплохода «Князь Елецкий», названного так в честь основателя г. Тары, 39-летний Олег Дашин.
Кстати, вместе с командой этого судна в Павлодар из Омска прибыл и 10-летний начинающий матрос Дима. Он сын моториста, и для него это плавание стало самым большим. Раньше мальчишка никогда не был в Казахстане. В будущем, как и все дети речников, Дима хочет стать капитаном.
Итак, первые теплоходы отправились в путь по большой воде, а это значит, жизнь на самой крупной водной артерии Казахстана скоро вновь забурлит. По словам Марата Кенженова, во время половодья добраться до пункта назначения намного проще и безопасней. Отметим, что обычно открытие навигации проходит в торжественной обстановке с приглашением гостей и обязательным напутствием ветеранов флота. Но нынешняя ситуация внесла свои коррективы. И, чтобы обеспечить защиту персонала, доступ на причал сейчас строго ограничили. На границе Павлодарской и Омской областей впервые появился своеобразный речной блокпост, где каждого члена экипажа проверяет медицинский работник. Попасть в Россию или в Казахстан по воде можно только после его разрешения.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №15, 30.04.2020г.