Судоремонтный завод являлся центральной ремонтной базой для всех павлодарских плавучих средств. Смежные по деятельности, но по направлению работы разные предприятия – Пристань и Технический участок водных путей – имели свои подразделения и производственную инфраструктуру, свой маневровый и технический флот, который в зимний период передавался судоремонтникам и зимовал на акватории затона судоремонтного завода. Команды этих судов переходили в подчинение директору завода, а партийные и комсомольские организации всех трех предприятий были объединены и имели одного, избранного на общем собрании секретаря. Поэтому люди разных профессий и разных направлений своей деятельности, обслуживающие речной транспорт, назывались одним общим словом – водники.
Мое первое знакомство с павлодарским судоремзаводом состоялось 18 июля 1964 года после окончания восьми классов павлодарской общеобразовательной школы № 1. Ранним летним утром моя мама привела меня в заводоуправление с просьбой «взять куда-нибудь на работу, чтобы делом был занят…». В свои неполные шестнадцать лет, при небольшом росте и не по годам детском обличии мой внешний вид вызвал у многих заводчан удивление: «Зачем ребенка привели на работу?» Но мы уже миновали проходную с приветливым вахтером, видимо, хорошо знакомым маме, и оказались на старейшем в городе предприятии.
Пейзаж, открывшийся за проходной, не произвел на меня особого впечатления: справа – одноэтажное, барачного типа черное деревянное здание заводоуправления. Слева, несколько в отдалении, – также небольшое, с деревянным корпусом, здание механического цеха. Неподалеку котельный цех с пристроенной к нему заводской старой кузницей. Привлекла внимание высокая кирпичная силовая станция с сохранившейся на ее фасаде, в кладке красного кирпича, надписью «ТОВАРПАР», которая была выложена в 1912 году. Еще дореволюционная история! Пароходы, большие и длиннотрубые, красные и белые, «фыркающие» излишками пара, стояли в ожидании ремонта, уткнувшись носами в берег. По правому берегу затона – деревянные стапели со строящимися баржами и небольшими речными теплоходами типа «БТ».
И вот мы в кабинете директора завода. Окинув меня своим мудрым и внимательным взглядом, Николай Михайлович Малин, покачав зачем-то головой, дал согласие принять меня учеником токаря в отдел главного механика. Это и стало началом моей долгой трудовой биографии. Я не знал тогда, что существуют еще и другие предприятия, которые станут так необходимы в моей дальнейшей работе.
В детской памяти сохранилось то время, когда в начале 50-х годов на небольших приусадебных участках возникали домики. Строили их, как правило, артельным способом мужики, связанные крепкой производственной дружбой с будущими хозяевами этих домов. Постройки вскоре превращались в улицы и переулки растущего городка водников, над которым в бирюзовой синеве неба неизменно кружили стаи домашних голубей и перелетных птиц. Помнится протока Усолка с заливными угодьями, которые в жаркий летний полдень источали теплый и прелый запах болотистых лугов. Никогда не забыть роскошное цветение благоухающих луговых трав, стрекот кузнечиков, многочисленный рой стрекоз. И бесконечно высокое небо, падающее на обширные луга с окоемом из тальниковых зарослей Иртыша и чернеющей слева полоской Дурмановского сада…
Это и завод, обнесенный деревянным забором, который по современным масштабам больше походил на мастерские. Оттуда доносились глухие звуки ударов кувалд, правящих листовое железо и вбивающих в судовой набор горячие металлические заклепки. И, конечно, традиционный заводской гудок, вещающий местным жителям о текущем времени. Осталась в памяти старая кирпичная баня со строгой и бойкой, но приветливой банщицей Еленой Деминой, которая руководила банным процессом. Все безоговорочно подчинялись ей, невзирая на занимаемое ими положение в обществе. Раскрасневшиеся после парилки бабы с повязанными на головах полотенцами, с тазами и березовыми вениками, в окружении кучи умиротворенных после бани детей, возвращались домой, по дороге обсуждая последние затонские новости. Вся эта картина вселяла в душу покой и надежность.
Подобные отметины и зарубки памяти останутся так же дороги, как и домашние праздники с обязательной выпечкой сдобы и варением домашнего пива, без которых немыслимо было ни одно семейное торжество, новогодние, первомайские или октябрьские праздники, свадьбы, проводы парней в армию или на учебу в другой город. Помнятся народные гулянья в роще на левом берегу затона с налаженным через протоку понтонным мостом, «полуторками» с буфетами и пивными бочками, танцами под гармошку. Среди взрослых сновали ершистые и задиристые затонские мальчишки.
В памяти старшего поколения остался клуб имени Куйбышева – клуб водников, центр культурной жизни Затона. В нем проводились все торжественные и общественно значимые мероприятия: собрания коллективов, встречи населения с депутатами и руководителями города, награждение орденами и медалями передовиков производства, выступления местных и приезжих артистов. И, конечно же, кино, на которое не всегда можно было приобрести билеты. На входе стояла неизменный контролер Зинаида Спиридонова, с напускной строгостью прогонявшая мальчишек, норовивших в толпе проскочить без билета. Директор клуба, а по совместительству киномеханик, Валентина Васильевна Ткачева, тогда просто Валя – всегда боевая и энергичная, подтянутая и аккуратная, привозила на ревущем мотоцикле военного времени тяжелые металлические коробки с кинофильмом. И все знали, что «сегодня вечером будет новое кино…»
Своей художественной самодеятельностью, возобновленной сразу после войны, водники по праву гордились. В репертуар самодеятельных артистов входили многие номера сценического искусства: песни и танцы, художественные миниатюры, юмор, акробатические номера и даже постановка драматических спектаклей. На память о том времени, полном творческого подъема и вдохновения, остались старые фотографии, на которых запечатлены молодые и задорные люди: Юрий Шейкин, Галина Альшер, Тамара Берникова, Иван Погребняк, Александр Венске, Галина Агеева, Александр Соколов, Тамара Ткачева, Геннадий Хабаров, Михаил Охрипенко, Любовь Мерзонова. Их улыбчивые, открытые и светлые лица отражают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
В 1962 году областное управления культуры приглашает на работу в Павлодар молодого, подающего надежды композитора и музыканта, в будущем заслуженного работника культуры Казахстана Михаила Николаевича Пульгу. Вскоре он создаст при клубе водников хор русской песни павлодарских речников. А это уже страница не только его личной биографии, это страница истории нашего города. В хоре речников участвовали представители и других городских организаций, так что по праву его можно было назвать народным хором. Этот творческий коллектив был постоянным участником и лауреатом городских и областных смотров и конкурсов, выступал на заводах и в селах области, выезжал в другие города. Он являлся визитной карточкой молодого строящегося Павлодара.
А жизнь Затона продолжалась. На завалинках возле своих домов сидели старики. Они курили самокрутки и вели неторопливые разговоры. Это было время, когда молодежь охотно училась, с энтузиазмом работала, а главное – верила в свое, как тогда казалось, светлое будущее. А людям старшего возраста, уже вышедшим на заслуженный отдых, гарантировались покой и уважение, виды пусть на небогатую, но спокойную старость.
Фамилии Спиридоновых, Третьяковых, Колеватовых, Дорогиных, Ткачевых, Нестеренко, Григорьевых, Семеновых, Груздевых, Ковец и Бузовских представляли историю Затона, корни которой уходили далеко, еще на конец девятнадцатого и начало двадцатого столетий. А это что-то, да значило. Биографии павлодарских судоремонтников были тесно связаны с биографией и историей страны под названием СССР. Заводские труженики никогда не стояли в стороне от ее забот и тревог, все происходящие в стране события отражались в их нелегкой, но интересной жизни.
Владимир Константинович Бояркин – ветеран Верхне-Иртышского речного пароходства. Коренной павлодарец в четвертом поколении. Свою трудовую деятельность начал в 1964 году 15-летним подростком на Павлодарском судоремзаводе в качестве ученика токаря. Закончил Семипалатинский техникум речного флота. На командных должностях с 1970 года. Капитан сухогрузных, буксирных и пассажирских судов. Район плавания: Иртыш – Обь (Семипалатинск – Сургут).
В качестве капитана-сдатчика испытывал новые суда, построенные на Павлодарском судостроительно-судоремонтном заводе.
Владимир БОЯРКИН, глава из книги «Акватория жизни», «Наша Жизнь» №14, 09.04.2020