Состоялись торжества, посвященные 110-летию со дня рождения евразийского поэта Павла Васильева. Гости прибыли из разных стран и городов. В программу празднований вошли значимые для региона мероприятия – творческие встречи, экскурсии, лекции, выставки, концерты, дискуссии, возложение цветов к памятнику поэта. События не только литературные и культурные, но и исследовательские. В ПГПУ прошла приуроченная к юбилею международная научно-практическая конференция «Идея евразийства в мировой культуре».
Основными организаторами выступили мемориальный дом-музей Павла Васильева, Павлодарский государственный педагогический университет, Славянский культурный центр. И многие другие неравнодушные любители творчества евразийского поэта. Эта встреча объединила ученых, общественных деятелей, поэтов, литературоведов из Казахстана и России. Евразийство поэта изучается и пропагандируется в мировом пространстве, а не только в культурном.
— Важная цель мероприятий – пропаганда ценностей Павла Васильева. Поэт воспевал евроазиатское содружество, — поясняет председатель Славянского культурного центра Татьяна Кузина. — Когда люди замыкаются только на чем-то одном, это обедняет. Евразийство сегодня – мощный пласт. Не зря о нем говорят президенты Токаев и Путин. В мире происходит много изменений, и они достаточно тревожны. Есть и силы, которые желали бы, чтобы эти принципы не реализовывались. А мы, пропагандируя творчество Павла Васильева, точно знаем, как он воспевал достоинство земли, на которой жил, как он любил все то, что было ценно для человека, и призывал к этому. В «Соляном бунте» он говорит не о красных или белых. Он говорит о человеке, человеческих отношениях и трагедии, которая случается, если люди начинают «грызть» друг друга. И если Павел Васильев тогда рвался в жизнь, и в 27 лет был убит, то сегодня он врывается вновь в наши сердца. Из разных городов и стран приехали люди, чтобы отдать дань великому человеку. Он ушел невероятно рано, но оставил глубокий след. Поэт призывает нас: любите, цените, живите достойно на земле, которая вас родила. Это мощная гражданская позиция. Хочется, чтобы молодежь знала, ценила и гордилась Павлом Васильевым, его стихами. Второго такого поэта нет.
Татьяна Кузина назвала участников программы трехдневных юбилейных торжеств Павла Васильева патриотами дружбы. А ректор ПГПУ, профессор Алтынбек Нухулы, приветствуя участников конференции, сообщил, что встреча будет способствовать трансграничному взаимодействию вузов, обмену опытом, созданию условий для научных открытий. Гостям конференции был представлен короткометражный фильм «Прерванный путь» о Павле Васильеве из серии «100 исторических личностей Павлодарского Прииртышья», созданных в ПГПУ в рамках программы Рухани Жангыру. География участников обширна: Павлодар, Нур-Султан, Усть-Каменогорск, Москва, Владивосток, Норильск, Омск, Новосибирск.
— Мы можем говорить о Васильеве как о поэте, объединившем две культуры – русскую и казахскую. Благодаря его вольным переводам, скорее, даже, пересказам казахских легенд, народных сказаний, песен акынов, миллионы русскоговорящих людей познакомились с огромным культурным наследием Великой степи, — говорит заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане, вице-консул Генерального консульства России в Усть-Каменогорске Николай Тищенко. — Актуальность творчества Васильева заключатся в идее интернационализма и патриотизма. Его произведения стали мостом между Востоком и Западом, Европой и Азией. Чтобы понять нерасторжимую сущность евроазиатского мира, самое время заново прочесть стихи и поэмы Васильева. Они еще актуальнее в реалиях новейшей истории.
Вице-консул Генерального консульства России в Усть-Каменогорске поздравил с началом работы конференции от представительства Россотрудничества в Республике Казахстан и от Федерального Консульства России в Усть-Каменогорске. А также проинформировал о работе Россотрудничества в столице Казахстана. С 3 по 7 декабря в Нур-Султане и Павлодаре проводился международный Васильевский фестиваль, приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения русского и казахского поэта Павла Васильева.
— 3 декабря в Российском центре науки и культуры в Нур-Султане состоялось открытие выставки «Родительница степь» известного павлодарского художника-графика, автора большой серии офортов к поэзии Павла Васильева, заслуженного деятеля РК Виктора Поликарпова, — рассказал Николай Тищенко. — В столице также в эти дни состоялся фестиваль, вечер памяти Павла Васильева «Немеркнущая жизнь». Автор проекта – известный российский поэт Дмитрий Макаров. В вечере принимали участие казахстанские, российские и украинские певцы, поэты, актеры. Макаров также провел творческую дискуссию «Поэт о поэте». Для молодежи в соцсетях с 29 ноября по 7 декабря провели литературный марафон – артисты казахстанских театров читают стихи Павла Васильева. В Павлодаре мероприятия трехдневной программы тоже весомые и насыщенные. Важно, что в этих начинаниях мы нашли поддержку и понимание наших партнеров в Павлодаре.
На конференции презентовали коллективную монографию васильеведов «Концепт евразийства в поэзии Павла Васильева», вышедшую в омском издательстве. Научная книга, отмечают специалисты, написана доступно и интересно, читается легко. Первая глава — «К истокам евразийства Павла Васильева», профессор Валерия Хомякова. С геополитической точки зрения, отмечают ученые, тема евразийства исследована глубоко, а вот с поэтической – только сейчас. Нина Попова во второй главе «Евразийские образы в поэзии Павла Васильева» сопоставляет творчество Васильева и казахских поэтов. Руководитель дома-музея Павла Васильева Закия Мерц в третьей главе о творчестве Васильева в контексте русско-казахских связей пишет о поэзии Васильева и его друзей.
Вспоминали и тех, кто продолжил путь к нынешнему празднику. Секретарь комиссии по литературному наследию Павла Васильева, племянница Елены Вяловой Светлана Гронская говорит: для нее эта встреча в Павлодаре очень значимая и трогательная.
— Павла Васильева арестовали 6 февраля 1937 года Моя тетя, вдова поэта Елена Вялова, была арестована в феврале 1938 года, — рассказывает Светлана Гронская. — После полуторамесячного заключения ей дали пять лет лагерей, потом еще три года, а затем была ссылка. Первые Васильевские чтения провели в Павлодаре в 1989 году, Елена Александровна присутствовала здесь, я ее сопровождала. Я тогда была далека от литературы и поэзии. Но жизнь устроила так, что я занимаюсь архивом моего отца Ивана Гронского, в 30-е годы он был главным редактором газеты «Известия» и журнала «Новый мир». Елена Александровна, вернувшись из ссылки, начала реабилитацию Васильева – гражданскую, а потом и литературную. Первый сборник стихов вышел в 1957 году. Затем второй, третий сборник. Прошло немного времени, и в Павлодаре организовалось литобъединение под руководством Сергея Музалевского. Эти люди сделали очень много, чтобы состоялись и нынешние павлодарские празднования.
Светлана Гронская говорит, что была в Павлодаре 10 лет назад. За это время в Москве удалось с большим трудом сделать мемориальную доску со скульптурным изображением поэта. А в Павлодаре организован сквер и памятник, удивляется она. К тому же, есть улица Павла Васильева, его имя также носит центральная городская библиотека.
Гронская также сообщила, что сдала архивы Елены Вяловой, где каждая бумага касается Павла Васильева, и теперь в Российском центральном музее литературы и искусства есть его архив. Любой исследователь может изучать эти материалы. Туда же она сдала архив Сергея Александровича Поделкова, он был ровесником поэта, любил и ценил Васильева.
— С Лидией Григорьевной Бунеевой, первым директором павлодарского музея Павла Васильева, за эти годы мы задумали несколько подарочных изданий небольших сувенирных книг произведений Васильева, — говорит в своем выступлении Гронская. — Три книжки были изданы на наши средства, я привезла их в Павлодар. К первым чтениям в 1989 году небольшим тиражом были изданы воспоминания о Павле Васильеве. Книги остались в Павлодаре, в России их мало знают. Было бы хорошо, если бы в библиотеках, музеях и других заинтересованных учреждениях эта книга бы распространялась. Ее нужно переиздать. Впереди много работы. Нужно привлекать для работы молодые силы. Они всегда увидят что-то новое. В биографии поэта много белых пятен – в этом направлении нужно продвижение. Я в свое время собрала более 40 адресов Москвы, где бывал Васильев. Список с пояснениями я передам в музей. Думаю, исследователи смогут многое дополнить. Кто-то будет въедливо вгрызаться во все материалы, которые сейчас, в отличие от прошлого, доступны к изучению. Мы надеемся, что молодое поколение примет от нас эстафету.
Помимо научной работы, были и масштабные культурные встречи. Делегация гостей и павлодарские ценители творчества поэта собрались в сквере его имени. Возложили цветы к бюсту Васильева. В Доме дружбы в дни торжеств провели творческие встречи с гостями васильевских торжеств — актрисой Нового драматического театра Натальей Маевой (Москва), В. Берязевым (Новосибирск), Э. Кочетковой, В. Тыцких (Владивосток), А. Тыцких (Норильск). В доме-музее Дмитрия Багаева провели экскурсию по выставке «Мир, в котором жил Павел Васильев». А в Мемориальном доме-музее Васильева прошел поэтический час «Не матери родят нас, дом родит».
В художественном музее прошла презентация книги дочери поэта Натальи Васильевой «Маленькие истории больших стихотворений» с иллюстрациями Виктора Поликарпова. Тут же, в лектории музея, открылась выставка офортов павлодарского художника, члена Союза художников Республики Казахстан, заслуженного деятеля Республики Казахстан, лауреата республиканской премии им. Павла Васильева, обладателя медали «За трудовую доблесть», медали «За заслуги перед Павлодарской областью» Виктора Федоровича Поликарпова. В экспозиции 16 офортов, раскрывающих глубину ощущений от стихов любимого поэта. Выставка приурочена к 110-летию Павла Васильева и работает до конца декабря.
Искусствоведы говорят: и художника, и поэта называют мастерами евразийского масштаба. Виктор Поликарпов, как Павел Васильев, стал вдохновенным певцом Евразии, воспевающим в своем творчестве культуру и красоту Востока и Запада, Казахстана и России. В своих работах Поликарпову удалось передать образность и полноту красок стихотворных строк, позволяя увидеть мифологию в слиянии с реальностью. С 1986 года Виктор Поликарпов создал большой станковый графический цикл «К поэзии Павла Васильева», посвященный истории родного края, казачеству, традициям и быту кочевого народа.
— Сегодня мы говорим о поэтах-евразийцах, таких как Александр Блок, Анна Ахматова и наш великий земляк Павел Васильев, — выступил на конференции поэт, председатель Павлодарского филиала Союза писателей Казахстана Арман Кани. — Раньше наша степь воспринималась как дикое поле. Эти поэты, как сказал Олжас Сулейменов, «не унижая горы, возвысили степь». Родители Павла Васильева свободно говорили на казахском языке. Говорили на двух языках и казаки, особенно в Баянаульском районе. И казахи тоже так говорили – «казак-орыстар». И Павел Васильев владел языком, он использовал в своих произведениях казахские слова – «бiлмеймын», «жаман-жаман», он писал в казахском национальном колорите. Использовал образы степи, кумыса, полыни, ветер у него скачет, как скакун. И когда говорят о сходстве Васильева с Есениным, то нужно говорить и о различии. Есенин писал о березах, а Васильев – о степи и о Павлодаре, ястребином городе. Он стал жертвой сталинских репрессий, как и многие выдающиеся поэты и писатели советской эпохи. Сегодня в евразийском васильевском стиле в Павлодарском Прииртышье пишет наш аксакал Виктор Гаврилович Семерьянов, пишет Ольга Григорьева и другие авторы. Константин Лунин, наш земляк, тоже в своих книгах поднимает эту тему.
В ходе работы конференции сотрудники библиотеки им. С. Торайгырова отмечали, что в казахской традиции поистине народных поэтов принято называть по именам. Например, Абая Кунанбаева во всем мире знают под именем Абай, если упоминают Махамбета Утемисова, то просто говорят Махабет. Известно, что в 2013 году международный клуб Абая издал сборник стихов Павла Васильева. А на корешке этой книги было написано – Павел.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора и из соцсетей, «Наша Жизнь» №48, 12.12.19