Воскресенье, 3 ноября
Меню

17-й сезон: романтика осени

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1252
17-й сезон: романтика осени

В Павлодаре открыт симфонический сезон. Музыкальный год начали со сложной, но удивительной программы. Произведения композиторов эпохи романтизма – Грига, Дворжака, Шумана – оркестранты подали в своем прочтении. Гость первого концерта сезона, заслуженный артист России, пианист Евгений Михайлов – уже не впервые радует павлодарскую публику своим исполнением великих шедевров музыкальной сокровищницы.

Концертом классической музыки отпраздновали начало осеннего сезона Павлодарского симфонического оркестра областной филармонии имени Исы Байзакова. За дирижерским пультом – заслуженный деятель РК, художественный руководитель оркестра Болат Рахимжанов. В программе — «Концерт для фортепиано с оркестром» Шумана, Симфония № 9 «Из Нового Света» Дворжака и «Норвежские танцы» Грига.
— Мы открываем 17-й музыкальный сезон, — рассказывает музыковед симфонического оркестра Янина Холина. — Выбор репертуара – за маэстро: программа особенная, сложная, масштабная. Великолепная «Американская симфония» Антонино Дворжака сама по себе уникальна. На открытие сезона к нам приехал долгожданный и всегда любимый гость – пианист Евгений Михайлов. Он исполняет первую часть концерта Шумана и концерт Эдварда Грига. Все эти произведения – музыка композиторов эпохи романтизма. Концерт достаточно лиричный, и природа дарит нам золотую осень в Павлодаре — это очень созвучно.
Концерт интересен и тем, говорят специалисты, что в нем звучит новое творческое прочтение оркестром музыки Антонино Дворжака. К тому же, для зрителей подготовили и популярный в мире вид инноваций: во время исполнения на экране транслируется тонко подобранный видеоряд, который дает публике мягче и в то же время глубже понять образ замысла композитора и исполнение музыкантов.

Солировал на концерте гость из России – потрясающий пианист Евгений Михайлов, уже знакомый павлодарским любителям классики. Профессор Казанской государственной консерватории, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист Удмуртской Республики, заслуженный артист Российской Федерации Михайлов известен истинным ценителям музыки по всему миру. Евгений Михайлов – лауреат многочисленных международных конкурсов, в том числе премий Рихтера, Скрябина и имени Рахманинова.  
Это признанный мастер исполнения произведений так называемой эпохи «серебряного века», сочинений Метнера, Скрябина и Рахманинова. Широк диапазон его деятельности: он является членом жюри российских и международных конкурсов, проводит семинары, мастер-классы и открытые уроки в городах России, а также в странах СНГ, Европы, США, Южной Корее. Многие студенты Михайлова стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов и ведут концертную деятельность, а выпускники преподают в различных городах России и за рубежом.
Он играет одновременно «с огнем и с деликатностью», как писали о нем американские издания во время его тура по США. И это наиболее точно определяет глубину исполнения. Служение Его величеству Музыке – его жизнь. Об этом и о концерте в Павлодаре мы побеседовали перед началом программы.
— Несколько лет назад вы приезжали к нам и говорили о роялях «Стейнвей» в Павлодаре…
— Что на них нужно больше играть? Да. Как и любой другой хороший рояль, ваш «Стейнвей» живет своей жизнью. У него есть какая-то своя судьба. Это как живой организм, он всегда в движении, в процессе. Сейчас, может быть, у него не самое лучшее время. Потому что, как люди перестраиваются с лета на осень, так и инструмент.
— Сезон влияет на инструменты?
— Да, конечно. Это и влажность, и температурный режим, это и сквозняки, и отсутствие работы, а потом, наоборот, большая нагрузка. Все вместе на хороший инструмент влияет. Я думаю, что у него будет еще лучше складываться судьба, если на нем будет еще чаще играть. Потому что мы сейчас разговаривали с настройщиком, он говорит, что для инструмента эта нагрузка недостаточна. Он должен работать, жить полнокровной жизнью, как любой живой организм, как и человек. Вот такие разные впечатления, но, наверное, больше со знаком плюс.

— Из чего складывается репертуар концерта?
— Сыграть концерт Грига – совместное решение мое и маэстро Рахимжанова. Потому что на любом открытии любого сезона любого оркестра хочется, чтобы звучала музыка очень яркая, известная, увлекающая публику. Я думаю, что Григ — один из таких композиторов, и это один из таких его концертов. Тут стоит упомянуть, что Сергей Васильевич Рахманинов считал концерт Грига лучшим концертом для фортепиано всех времен и народов.
— Чем этот концерт Грига интересен для публики?
— Он очень искренний, чистый, светлый. Один из самых искренних, удивительно тонких и трепетных. И, безусловно, одно из самых теплых и лирических сочинений. Недаром его так высоко ставил Рахманинов.
— А другие произведения программы?
— Что касается Шумана, первой части концерта, которую мы исполним, то это, без ложной скромности, было мое предложение. Во-первых, потому что этот концерт лежит ровно в другой плоскости. Это самое начало романтизма. А Григ все-таки позднее.
— Это сложное произведение?
— Смотря как оценивать. По сравнению с концертами Рахманинова – наверное, нет. Концерт Шумана сложен тем, что в нем очень мало нот. Это раннее начало, самое зарождение романтизма. Он по-своему тоже очень хрупкий и лиричный. А вторая причина в том, что Шуман оказал очень-очень сильное влияние на Грига. Вплоть до того, что Григ выбирает такую же форму, такую же тональность, похожие идеи и образы, о которых пишет в своей музыке Шуман. Поэтому мне кажется, что между этими концертами очень много внутренних духовных перекликающихся линий и связей.
— А симфония Дворжака?
— Симфоническая программа – это выбор Болата Сагатовича Рахимжанова. Я вчера послушал репетицию и радуюсь за слушателей. Я думаю, Дворжака они сыграют просто замечательно.

— Что для вас значит гастрольная деятельность? Это разные произведения, которые нужно играть с разными музыкантами. Идет постоянная настройка с разными людьми. Зачем это именно вам?
— Если бы я каждый раз себя спрашивал «зачем?», тогда бы я просто не выбрал эту профессию. Если нужно, то для чего? Конечно, прежде всего, это любовь к музыке. Я хотел сказать, к профессии, но, наверное, это было бы не совсем правильно. Музыка, конечно, больше, это безусловно! Это несравнимые вещи. Что касается настроек каждый раз, каких-то неудобств, связанных с переездами, с привычками одного оркестра к такому дирижеру, к такой интерпретации, а в другом месте к другим, то я думаю, что это часть профессии. Которой тоже учатся. Кто-то из концертирующих педагогов передает это на своем примере, делится живым опытом. Кто-то из концертирующих музыкантов это сам приобретает. Я это приобретаю своим опытом. У меня был чудесный педагог консерватории, совершенно замечательный. Но  к тому времени, когда я у нее учился, она уже перестала концертировать. Поэтому какие-то вещи интуитивно подсказывала, какие-то через свой опыт. А что-то пришлось узнавать самому.
— К примеру, с оркестрами?
— С оркестрами всегда живой опыт. Он сиюминутный, его невозможно запланировать на будущие годы вперед. С Павлодарским симфоническим оркестром мы уже не в первый раз вместе. Но каждый раз все новое: новые музыканты, новое настроение у маэстро, у меня. Это зависит от инструментов, от кондиции и условий. Если бы не было этого сюрприза и непредсказуемости, можно было бы просто поставить хорошую запись. Поэтому это всегда очень живой процесс. И это же есть самое интересное!
Волшебство эпохи романтизма царило на сцене. Итак, 17-й сезон открыт. Зрители благодарили музыкантов криками «Браво!» и овациями. Зал аплодировал стоя, не отпуская оркестр и знаменитого солиста. Впереди – сюрпризы симфонического сезона. Обещают и уже знакомых Павлодару мастеров исполнения мировых шедевров, и совершенно новые творческие открытия.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №39, 10.10.19