Понедельник, 30 декабря
Меню

Смотрите, люстра!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 688
Смотрите, люстра!

Впервые в Павлодаре в галерее «Айна» областной библиотеки имени С. Торайгырова проходит персональная выставка итальянского фотографа Татьяны Алексенко о том, на что практически никто и никогда не обращает внимание. На кадрах фотоэкспозиции «Vertikal» — люстры, светильники и потолки со всего мира. Даже если вы бывали в тех местах, куда путешествовала Татьяна Алексенко, навряд ли смотрели туда же и так же. Работы в галерее доступны к просмотру до 10 августа.

Татьяна Алексенко родилась в Павлодаре, сейчас проживает в Италии. Переводчик, фотожурналист, член Союза журналистов РК. Член FIAF (Итальянская Федерация фотографов и фотоассоциаций), Президент Культурной Ассоциации GhepArt, автор методического пособия «Фотография как инструмент развития речи» на итальянском языке. Сотрудничает со многими итальянскими, российскими и казахстанскими изданиями. Принимала участие в многочисленных коллективных и персональных выставках, арт-проектах. Активно участвует в культурной жизни родного города. Член павлодарского фотоклуба «Орион». В Павлодаре состоялись персональные фотовыставки «Венецианский карнавал» (2012 г., галерея «Айна»), «Партизанскими тропами» (2017, Мемориальный дом-музей Д. Багаева).

В этот раз в Павлодар Татьяна Алексенко привезла новый европейский взгляд на привычные и незаметные в обыденности вещи. Эти работы предлагают поднять голову и взглянуть наверх. География снимков люстр обширна – замки, храмы, дворцы, музеи и прочее. Монастырь на Соловках, Московский и Суздальский Кремль, швейцарская мясная лавка, отель в Грузии, концлагерь в Италии, московское метро и т.д. Смотришь, как в калейдоскоп. Или представляешь себя ребенком, который легко и свободно лег на пол – да хоть где – и смотрит вверх, наблюдает и изучает.
Специалисты поясняют: язык предметных форм отличается от вербального. Он более сложен, поскольку включает ряд слоев, которые оперируют не определенными понятиями, а впечатлениями, ассоциациями. Они подвижны, субъективны. И звучат не последовательно, как в речи, а одновременно и в самых разных соотношениях, создавая бесчисленные полифонические образы. На выставке каждый зритель может увидеть в этих образах что-то свое и получить неординарные впечатления.

— Я решила показать в этой выставке совершенно другое — то, что нравится зрителю в Европе, — говорит о замысле экспозиции фотограф Татьяна Алексенко. — Несколько лет назад была в Суздале и в Креме случайно сфотографировала лампу. Кадр показался интересным. Потом еще сфотографировала и еще. Со мной был друг-фотограф, он поинтересовался – что это я там увидела? А я удивилась: фотограф, и не заметил, не увидел того, что наверху? А потом отметила, что профессионалы не фотографируют с этого ракурса, как правило. Не снимают люстры. Понимаю, что это сложно в силу анатомических причин. Может, поэтому никто не задумывается, что на них можно посмотреть, увидеть, сфотографировать. После этого везде, где бываю, стала обращать внимание на люстры. Хоть в церквях, хоть в «Бургер Кинг».

— И что отмечаете, дизайнеры продумывают эту композицию как часть интерьера?
— Не всегда. Иногда это просто висящая люстра. А как она смотрится в целом – не подумали. Понятно, что ее утилитарная функция, чтобы было светло. И только затем – декор. Красивых светильников много. Но есть люстры, которые просто повесили. Но как они будут смотреться снизу, никто не обратил внимания.
— Похоже, кроме вас?
— Иногда это только фотограф замечает. Удивительно, но многие вообще не смотрят наверх, только по бокам и под ноги. А я не просто люстры фотографирую, но и с другими элементами. Часто люстр сама по себе ничего не «говорит», только вместе с интерьером. Это и часть стены, и потолочные балки, лампы и т.д. Все это можно обыграть.

— Почему, на европейский взгляд, эта тема оказалась интересной?
— В Европе понимают, что хочет рассказать автор. Свежие идеи воспринимаются очень активно и положительно. Вообще, в Европе сейчас фотографический бум, много биеннале, выставок. Даже 10-15 лет назад такого не было. А сейчас новый виток расцвета фотографии. Люди интересуются. И даже когда тема не близка, ее все равно не осуждают. Уважают твой взгляд, с ним могут познакомиться и нормально воспринимают, даже если не понравился сюжет или исполнение. Это свобода выражения. Особенно хорошо воспринимается свежий, необычный взгляд. И работы сериями, когда представлены не единичные кадры, а рассказана целая история в фотографиях. Поэтому очень много выставок, объединенных  по тематикам.

— Свет много значит в этой серии фотографий?
— Я попыталась сохранить изначальную обстановку и освещение, цвет тех интерьеров, почти не правила. Иногда на снимках главным становится ритм. Иногда она «звучит» в черно-белом варианте.
— Почему вам нравится эта геометрия?
— Сложно сказать. Иногда нравится, потому что нравится. Но в этих работах часто можно многое творчески обыграть. Правда, нужно время, чтобы подумать и понаблюдать, какую информацию несет потолок. Их никто не снимает, и видеокамеры наблюдения установлены везде, и будут присутствовать в кадре. Зачастую подходят охранники и интересуются: что это, мол, вы тут снимаете? Кому нужна люстра? А еще, когда люстра низко висит, приходится чуть ли не лечь, чтобы оказаться прямо под самим светильником. К тому же, важно поймать центр композиции – стержень. К слову, не все люстры симметричны и идеальны, как кажется.

— Странно, что люди перестали смотреть наверх, хотя потолкам в помещениях изначально отводилось огромное значение, особенно в культовых учреждениях. Кстати, а сегодня как в Европе обстоят дела с потолками?
— Абсолютно так же, как и здесь. То есть когда как. В храмах, как в российских, так и в европейских, есть интересные росписи. А в современных помещениях принцип такой — чем меньше дизайна, тем лучше.
— Хотя это огромное пространство, которое может «работать».
— Да, но в Европе сейчас в цене минимализм – такие тенденции. И что касается цвета, раньше было много золота и яркие цвета. А сейчас палитра бледная, ненасыщенная, спокойная, приглушенная.  
— Учитывая насмотренность и близкое знакомство с предметом, вы теперь везде видите и замечаете люстры?
— Да, я теперь смотрю вверх и снимаю. И название выставки «Вертикаль» оттого, что фотограф сливается с люстрой в единую вертикаль.

— Прекрасный повод поднять глаза выше!
На открытие выставки «Vertikal»собрались члены фотоклуба «Орион», фотографы и любители искусства. Зрители были заинтригованы: такая уникальная тема была раскрыта в галерее «Айна», да и в Павлодаре в целом – впервые.
  — Я ожидал что-то удивительное, — говорит член фотоклуба «Орион», старейший фотограф Прииртышья Борис Краснянский. — Выставки Татьяны обязательно насыщены драматизмом и бытовой красивой жизнью, это и природа, и те места, которые она посещала с интересом и удовольствием. Нынешняя выставка меня поразила темой. Она приносит зрителю двойной эффект. Эффект автора и эффект создателей каждого элемента — где это находится, какую функцию выполняет. Это действительно очень интересно. Особенно, когда этот материал представлен не на экране мобильного телефона, а на выставке. И звучит во всю полноту идеи его создателя, — это уже шаг, который называется творческий момент автора.
Зрители после этой выставки отмечали в себе перемены.  Теперь они тоже видели везде то, чего раньше просто не замечали – что-то красивое наверху. Будто появилось еще одно измерение.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №29, 01.08.19