Завести специальную карточку с лимитированным количеством денег на оказание услуг индивидуального помощника для нуждающихся предложили в Павлодаре. Решение проблемы индивидуальных помощников для людей с ограниченными возможностями прозвучало на рабочем совещании по вопросам предоставления услуг индивидуальных помощников. Оно было организовано по обращению активных представителей общественности.
Авторы обращения указывают на то, что при оказании социальной услуги имеются излишние бизнес-процессы в государственных закупках, хищение бюджетных средств, необоснованное занижение размеров оплаты услуг индивидуальных помощников, истребование излишних документов и коллизия в нормативно-правовых актах.
Областной департамент АДГСПК организовал рабочее совещание с участием сотрудников ответственных государственных органов, членов межведомственной рабочей группы, ОО “Павлодарский областной филиал Казахского общества глухих”, ОО “Ерекше Таңдау”, ОО “Медет-Павлодар”, ОФ «Казахское общество слепых», КФ «Павлодар».
В ходе обсуждения выяснилось, что есть два мнения, часть присутствующих оказались за проведение закупа услуг индивидуального помощника в соответствии с нормативными правовыми актами, а другая — за приобретение указанных услуг по договорам возмездного оказания услуг напрямую с физическими лицами. Также участники не согласны со временем обслуживания индивидуального помощника.
В Павлодарской области эту услугу получают более 1000 инвалидов первой группы. Заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Гульнара Камалова отметила, что условия оплаты услуг индивидуального помощника, в том числе расходы на проезд, учет рабочего времени, нормативы обслуживания инвалидов и перечень предоставляемых услуг, оговариваются в договоре.
Оплачивают их труд отделы занятости, исходя из расчетов размера зарплаты специалистов по социальной работе, причем не более 8 часов в день. К примеру, сегодня по Павлодару стоимость данной услуги в час составляет 253 тенге. Среднее начисление заработной платы индивидуальному помощнику — 42 500 тенге при условии 8-часовой ежедневной занятости.
— В целях повышения качества услуг, а также повышения привлекательности этой работы мы выработали предложения по изменению оплаты труда индивидуального помощника. В частности, производить плату за фактическое время предоставления услуг, но не более норматива. Работающим и обучающимся получателям услуг установить норматив 176 часов в месяц (при предоставлении подтверждающих документов с места работы или учебы), ведущим активный образ жизни — 110 часов в месяц, остальным категориям получателей услуг — 88 часов в месяц. Количество часов, не использованных в календарном месяце, на следующий месяц не переносится, — подчеркнула Гульнара Камалова.
В свою очередь, председатель Павлодарского областного добровольного общества инвалидов Георгий Четвериков считает, что исключение общественных объединений людей с ограниченными возможностями как посредников между отделом занятости и социальных программ и инвалидом приведет к тому, что вся эта работа ляжет на плечи работников отделов занятости и социальных программ городов и районов, что противоречит концепции Правительства РК об оптимизации штатной численности госорганов.
Кроме того, он предложил монетизировать эту услугу, то есть ввести для каждого нуждающегося карточку с лимитированным количеством средств на оказание услуг индивидуального помощника, инватакси, чтобы инвалид сам заказывал себе вид услуги, её количество и время, контролировал качество её исполнения через Интернет или специальные терминалы.
По завершении совещания лицам с ограниченными возможностями и их индивидуальным помощникам были разъяснены права и порядок обжалования действий в случае несогласия с условиями и порядком заключения договоров индивидуального помощника для инвалидов.
Ботагоз Ахметова, «Наша Жизнь» №17, 02.05.19